Лейла Манаф-кызы Сулейманова
Лейла Манаф-кызы Сулейманова
Заслуженная артистка России, профессор кафедры специального фортепиано Лейла Манаф-кызы Сулейманова работает в Астраханской государственной консерватории со дня ее основания.
Родилась она 6 марта 1946 года в городе Баку. Папа – журналист, мама – домохозяйка, старший брат – математик, сестра – художник. С раннего детства у Лейлы проявились музыкальные способности: она могла чистенько проинтонировать любую мелодию и точно отстучать ритмический рисунок любой сложности. В музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории ее приняли в семь с половиной лет без всякой подготовки. Училась она легко, с большим желанием. У нее абсолютно отсутствовало чувство страха перед публикой, поэтому каждое выступление на сцене было праздником. О своем первом учителе, Арусяк Анушавановне Калантар, у Лейлы Манафовны сохранились самые теплые воспоминания, ведь благодаря ей, воспитаннице Лейпцигской консерватории, Лейла получила крепкие навыки игры на фортепиано, что позволило с первого раза поступить в Московскую консерваторию. С большой любовью и благодарностью Л.Сулейманова вспоминает и своего наставника по специальному фортепиано профессора Нину Петровну Емельянову (ученицу школы С.Е.Файнберга, дипломанта II Международного конкурса пианистов им. Ф.Шопена в Варшаве), которая раскрыла дарование Лейлы, сохранив ее творческую индивидуальность, и помогла одаренной пианистке отточить ее профессиональное мастерство.
После окончания Московской консерватории Л.М.Сулейманова поехала по распределению Министерства культуры РСФСР в только что открывшуюся Астраханскую консерваторию и, без отрыва от производства, продолжила свое образование в аспирантуре Московской консерватории.
С первых лет работы в Астрахани Л.Сулейманова заявила о себе как о ярком, самобытном музыканте высокого профессионального уровня, которому подвластны сочинения различных стилей и эпох, начиная от старинной музыки и заканчивая произведениями современных композиторов. Ее игре свойственна блестящая виртуозность, изысканность, артистизм, одухотворенность и глубинное постижение авторского замысла. Свежесть, сочность звука, рельефность интонаций, широта исполнительского дыхания органично сочетаются с тонкостью, поэтичностью и свободой художественных интерпретаций. Ее обаяние – в простоте, естественности, лишенной всякой манерности. Это музыкант с тонкой душевной организацией, чуткий, понимающий и проникающий в суть музыки. Редкое пианистическое качество, которым в полной мере владеет Лейла Манафовна – «пение» на рояле, умение добиться кантиленного звука, который довольно сложно извлечь из молоточкового инструмента. Ее исполнение таких шедевров мировой фортепианной литературы, как сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, сочинения Баха, Генделя, Листа, Брамса, Чайковского, Дебюсси, Равеля, всегда вызывает восторженный отклик у слушателей. В памяти завсегдатаев фортепианных концертов в большом зале Астраханской консерватории навсегда сохранились ее незабываемые интерпретации таких сложнейших сочинений, как Фантазия и Соната до-минор В.Моцарта, «Крейслериана» Шумана, 3-я Соната (си-минор) Ф.Шопена, 2-я Соната (си-бемоль-минор) С.Рахманинвоа, «Вальсы» и «Лендлеры» Ф.Шуберта, «Экспромты» Ф.Шопена, «Интермеццо» И.Брамса.
За годы работы в Астраханской консерватории Л.Сулеймановой было сыграно свыше 200 сольных и камерных концертов. Ей аплодировали в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Тамбова, Волгограда, Краснодара, Новороссийска, республик Северного Кавказа, Калмыкии, Украины, Азербайджана.
В 1990-е Лейла Манафовна дважды ездила на гастроли в Швецию: первый раз – с флейтистом Я.И.Левицким, а спустя год с сольными концертами, которые с большим успехом проходили в Стокгольме, Лессебо, Норрхульде, Векше, Альвесте, Мальмё и других городах. Весьма сдержанная на эмоции европейская публика взрывалась аплодисментами и криками «браво», не желая отпускать пианистку со сцены. Уже на следующий день в шведских газетах можно было прочитать: «Абсолютной высшей точкой вечера была монументальная соната Ф.Шопена, которая представляет собой исполнительский подвиг как в психологическом, так и физическом плане. Соната исполнена очень цельно, с силой и чувством». И тогда же, во время турне, Л.М.Сулейманова дала многочисленные мастер-классы молодым шведским пианистами.
Особо следует сказать о многогранности исполнительского облика Л.Сулеймановой, которая радует слушателей не только фортепианными, но и клавесинными концертами. С клавесином она «подружилась» еще в студенческую пору, самостоятельно освоив принципы игры на непростом инструменте. А ведь это совершенно иной способ извлечения звука, чем на рояле. Когда Лейла Манафовна начала работать в Астраханской консерватории, здесь еще не было клавесина. И можно было представить, как она радовалась, когда весной 1971 года камерный ансамбль студентов-струнников, под руководством пианиста, доцента кафедры специального фортепиано Н.А.Токарева, привез из Ленинграда, где успешно выступил на Всероссийском конкурсе студенческих ансамблей, в подарок Астраханской консерватории новенький клавесин! С того времени она сыграла на этом инструменте немало сольных программ: «Музыка старинных мастеров: Фрескобальди, Люлли, Булль, Берд», «Музыка XVII-XVIII веков: Рамо, Куперен, Дакен и др.», «Ф.Э. Бах», а также камерные – в ансамбле с флейтистами Я.Левицким и В.Бабаханяном и певицей Н.Тарасовой (сопрано). Особенно запомнилось, с участием клавесинистки Сулеймановой, исполнение Пятого Бранденбургского концерта И.С. Баха с камерным оркестром Астраханской филармонии под управлением В.Махова. Неоднократно выступала Л.М.Сулейманова и в качестве солистки с симфоническим и камерным оркестрами под управлением заслуженного деятеля искусств Грузии Л.Джергения, заслуженного деятеля искусств Росси (ныне народного артиста РФ) М.Щербакова, заслуженного артиста России Ф.Сепкулова и других дирижеров. В памяти осталась великолепная интерпретация 21-го Концерта До-мажор В.А.Моцарта – с симфоническим оркестром Астраханской консерватории под управлением американского дирижера Бин Ву.
Неизгладимое впечатление произвело на публику исполнение Концерта фа-минор М.Балакирева с оркестром русских народных инструментов Астраханской консерватории под управлением народного артиста России, профессора Н.Калинина.
Постоянное внимание Л.М.Сулейманова уделяет ансамблевому музицированию. Еще в годы учебы в Московской консерватории она получила отличную школу ансамблевого исполнительства в классе камерного ансамбля профессора-кларнетиста Л.Михайлова.
Более 40 лет существовали в Астраханской в консерватории великолепный дуэт супругов Л.Сулеймановой и Я.Левицкого. Каждое совместное выступление пианистки (клавесинистки) и флейтиста вызывало восторженные отклики публики. Их игра всегда отличалась ансамблевой согласованностью, а умение слушать и слышать друг друга сочеталось с непревзойденным мастерством. Репертуар камерного дуэта включал музыку различных стилей и направлений – от старинной до современной. Вместе они давали концерты не только в городах России, Украины и Казахстана, но и гастролировали по городам Швеции. Отзывы на их концерты свидетельствуют о высоком исполнительском уровне музыкантов. Одна из зарубежных рецензий так и была озаглавлена – «Русские дают концерты высшего класса». А в 1993 году их дуэт был удостоен звания дипломанта на III Международном фестивале старинной музыки в Москве.
Еще одним постоянным партнером Л.Сулеймановой по ансамблевому исполнительству был – флейтист Вардан Бабаханян, один из талантливейших учеников и аспирантов Я.Левицкого, ныне доцент кафедры духовых и ударных инструментов Астраханской консерватории, дирижер Астраханского театра оперы и балета. В 1998 году на Международном конкурсе им. С.Прокофьева в г. Мариуполе (Украина) В.Бабаханян стал лауреатом I премии, а Л.Сулейманова как концертмейстер получила диплом за высокий артистизм в камерном исполнительстве.
Показательно, что Л.М. Сулейманова выступала с солистами ансамбля «Виртуозы Москвы» и с флейтисткой из Великобритании Катариной Снейлинг, гастролировавшей в России. А в Краснодаре она участвовала в концерте «Флейта + орган + клавесин + рояль + оркестр», где играла на клавесине и рояле с аспирантом Я.Левицкого – Д.Канцуровым.
В последнее время в исполнительском творчестве Л.М.Сулеймановой сложился еще один творческий тандем – фортепианный дуэт с заслуженным деятелем искусств Татарстана, профессором Астраханской консерватории Л.Б.Леонтьевой. Особенно запомнились два их концерта, один из которых был посвящен творчеству Ф.Шуберта, а второй – В.Моцарту и Э.Григу. Великолепная сыгранность, безупречная выстроенность каждого произведения, красочное оркестровое звучание роялей – так отзываются любители классической музыки о выступлениях дуэта Сулеймановой и Леонтьевой.
Нельзя не заметить, что Лейла Манафовна постоянно находится в творческом поиске, открывая слушателям ранее неизвестные страницы творчества великих композиторов, возвращая на концертную эстраду забытые имена старинных мастеров. Много из сыгранного ею впервые прозвучало в Астрахани: тематический концерт, посвященный творчеству Ж.Ф.Рамо; концерты из клавирных произведений сыновей И.С.Баха, неизвестных сонат Й.Гайдна, сюит Г.Генделя. Три вечера были посвящены «Песням без слов» Ф.Мендельсона (исполнялись все тетради), один из концертов – творчеству старинного испанского композитора XVII века Антонио Солера. А в 2014 году Л.Сулейманова представила публике фортепианную (клавирную) авторскую версию монументального сочинения Й.Гайдна «Семь слов Спасителя на Кресте». Причем, все упоминаемые концерты были из разряда событийных.
Недаром в 1996 году за заслуги в области искусства Л.М.Сулеймановой было присвоено почетное звание «Заслуженный артист России», а в 2005 г. присуждена премия Регионального общественного фонда «Русское исполнительское искусство».
Однако Лейла Манафовна – не только видный исполнитель, но и замечательный педагог, Учитель с большой буквы. В творческом общении с учениками дает уроки высшего профессионального мастерства, художественного подхода к исполнительству. Студенты с большой любовью и уважением относятся к любимому педагогу, и в классе всегда царит творческая атмосфера. При этом педагогическое кредо Л.М.Сулеймановой – точное прочтение авторского текста и стилистически выверенная интерпретация, пропущенная через индивидуальность исполнителя. Она никогда не навязывает собственную трактовку произведения, но чутко направляет студента, заставляя мыслить, искать, выстраивать собственную исполнительскую концепцию. С первых же уроков она учит бережному отношению к звуку и «пению» на инструменте – тому, чем виртуозно владеет сама. В каждом своем студенте она воспитывает личность. И при этом всегда остается для своих учеников наставником – не только в профессиональном, но и житейском отношении, так как она всегда готова прийти на помощь в разрешении сложных жизненных ситуаций. Поэтому ее связь с воспитанниками не прерывается даже после того, как они уезжают из Астрахани. Со своим Учителем выпускники общаются через интернет, приезжают на консультации, направляют своих учеников продолжать учебу в консерваторию в классе Лейлы Манафовны Сулеймановой.
За годы работы в Астраханской консерватории профессор Л.М. Сулейманова выпустила более 100 специалистов, большинство которых преподают в различных учебных заведениях России, ближнего и дальнего зарубежья. И.Кац работает в США, Э.Покручина – в Германии, Н.Шубная – в Мексике. Многие из выпускников Л.М. Сулеймановой – лауреаты различных конкурсов – от международных до региональных. Под ее руководством закончили аспирантуру по специальному фортепиано – Н.Худжинова, В.Терехова, а по концертмейстерскому мастерству – В.Руденко, А.Бакшеева.
Несомненно, в истории Астраханской консерватории, неразрывно связанной с творческой деятельностью педагогов-исполнителей, имя заслуженной артистки России, профессора кафедры специального фортепиано Лейлы Манафовны Сулеймановой занимает достойнейшее место.
Т.Е. Легенькая,
выпускница Астраханской консерватории
(кл. заслуженной артистки РФ, профессора Л.М. Сулеймановой)