«В час испытаний»
В тот день, когда фашистская Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз, в Астрахани закапчивал свои гастроли Государственный оркестр народных инструментов СССР под управлением Н.П. Осипова. В городе шел смотр школьных коллективов художественной самодеятельности. Астраханское музыкальное училище только что показало оперный спектакль «Фауст» и приступило к очередным выпускным экзаменам. Многие бригады самодеятельных артистов обслуживали концертами тружеников города и села.
Война резко нарушила развитие музыкальной жизни. Расходы на культурные нужды значительно сократились. Музыкальное училище опять, как и в двадцатые годы, на время преобразовалось в музыкальные курсы. Редкостью стали гастрольные концерты индивидуальных исполнителей и тем более коллективов.
С первых же дней Великой Отечественной войны на призывных пунктах, в воинских частях и госпиталях зазвучала музыка, вселявшая в слушателей бодрость и уверенность в победе. В большую шефскую работу помимо местных музыкантов включились и артисты, эвакуированные в Астрахань из других городов.
К числу крупнейших событий музыкальной жизни в период Великой Отечественной войны относится организация оперного коллектива под художественным руководством М.П. Максаковой и при активном участии отличного певца, солиста Всесоюзного радио Д.Ф. Тархова. Таким образом, свой собственный оперный театр Астрахань имела в труднейшие времена революции и гражданской войны, а затем – войны с фашистской Германией. И это вполне закономерно. Оперное искусство, обладая огромной силой эмоционального воздействия на слушателей, облагораживало их, вдохновляло на трудовые и ратные подвиги. История отечественной и зарубежной культуры знает немало примеров, когда в эпоху социальных потрясений, в дни важных исторических событий люди больше, чем когда-либо, устремлялись в оперные театры. Так было и в Астрахани.
Наиболее насыщенным оказался первый сезон. В январе 1942 года он открылся оперой «Евгений Онегин» в зале Дома партийного просвещения. Постановщик М.П. Максакова решила спектакль в камерном плане. Массовые сцены были сокращены и упрощены. Функцию оркестра выполняла небольшая группа струнных инструментов и два фортепиано. Такие ограничения соответствовали крайне скудным возможностям коллектива.
В дальнейшем репертуар Астраханской оперы пополнился «Пиковой дамой», «Русалкой», «Риголетто», «Травиатой», «Тоской», «Фаустом», «Паяцами» (некоторые из этих спектаклей шли без оркестра, в сопровождении двух фортепиано). Помимо основной сценической площадки в Доме партийного просвещения занималось помещение драматического театра, а затем и театр юного зрителя. Периодически давались сборные программы, в которые входили сцены из опер.
Состав труппы включал помимо московских артистов певцов из оперного театра Донецка, а также местные силы (баритоновые партии пели А.Колобов, В.Соловьев, В.Сластников и Е.Родионов; теноровые – Е.Горбунов. В женских ролях выступали Т.Жоголева, М.Корженьянц, Л.Шубова, Е.Новикова, А.Прокофьева. Хором ведал Ф.И. Дерюжкин. Общее музыкальное руководство находилось в руках Г.С. Цейхенштейна). Ведущие солисты работали чрезвычайно активно. Поскольку не хватало исполнителей на все амплуа, они осваивали даже не вполне свойственный им репертуар. Так, М.П. Максакова – меццо-сопрано – пела партию Тоски, написанную для драматического сопрано. Д.Ф. Тархов выступал попеременно в лирическом и драматическом репертуаре.
В конце 1942 года, после отъезда М.П. Максаковой, оперный коллектив, работавший в то время в здании театра юного зрителя, был реорганизован в «Театр оперы и музыкальной комедии». В репертуар были включены опереточные спектакли «Баядера», «Сильва», «Жрица огня».
Деятельность труппы продолжалась около двух лет. И только к концу 1943 года, когда иногородние артисты реэвакуировались в места своего постоянного жительства, она распалась.
В годы войны Астрахань принимала Сталинградский театр музыкальной комедии, который провел в городе два зимних сезона (1941/42 г. и 1943/44 г.). Его репертуар включал пьесы Оффенбаха и Кальмана, советские музыкальные комедии («Свадьба в Малиновке», «На берегу Амура», «Взаимная любовь», «Раскинулось море широко».
Жители Астрахани в трудные военные годы проявляли большой интерес к музыкальным спектаклям. Переполненные театральные залы отчетливо показывали, какую любовь снискал себе в городе музыкальный театр.
Временная реорганизация Астраханского музыкального училища в музыкальные курсы была связана с существенным сокращением объема деятельности этого учебного заведения. Меньше стало обучающихся, сузился круг преподаваемых предметов. Однако не ослабевала музыкально-пропагандистская работа. В ряде концертов, которые давались, например, для воинов Советской Армии или в фонд помощи эвакуированным детям, участвовали совместно педагоги и ученики музыкальных курсов и музыкальной школы. В концертах выступал и хор учащихся под руководством Ф.И. Дерюжкина. На страницах местной газеты отмечались фамилии скрипачей Б.Фельдшера, Г.Любарта и других юных музыкантов, обративших на себя внимание аудитории. Учащийся А.Лебединский (впоследствии он стал профессиональным композитором. Одна из его песен прозвучала на открытии Международного студенческого клуба в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г.) возглавил летом 1942 года комсомольскую художественную бригаду, которая выступала на заводах города и в сельских районах с программами, посвященными актуальной военной тематике, героическому прошлому страны, гениям русской литературы и искусства.
Еще до окончания войны музыкальные курсы восстановили в правах училища, что способствовало усилению концертной деятельности преподавателей и учащихся. Так, в январе 1945 года состоялся отчетный концерт педагога-вокалиста Л.Л. Шубовой. Месяцем позже училище дало интересный камерный концерт со вступительным словом П.К. Смиренномудрова. Вскоре после разгрома фашистской Германии, в начале июня 1945 года, на отчетном концерте в зале Дома партийного просвещения выступили ученики фортепианных классов С.П. Загоскиной, А.М. Мышкиной, Н.Я. Фурера, Н.И. Иммертреу и А.А. Фотиной, скрипичного класса И.Л. Шошиной, вокальных классов В.П. Бородиной и В.С. Сластникова.
Оркестровые коллективы из местных музыкантов в годы войны организовывались редко и существовали недолго. Сравнительно крупным было объединение инструменталистов и вокалистов, а также солистов театра музыкальной комедии и эстрады зимой 1944 года в связи с празднованием 100-летия со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова. К юбилейным дням были подготовлены одноактная опера-пролог «Вера Шелога», массовые сцены из опер «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь», пляска из оперы «Золотой петушок», ряд сольных номеров. Оперные сцены шли в сопровождении симфонического оркестра под управлением Г.С. Цейхенштейна, а «Вера Шелога» – под фортепиано.
На протяжении 1942 и первой половины 1943 годов окружная эстрада проводила сборные концерты солистов Астраханской оперы и Сталинградской оперетты, а также местных певцов и музыкантов. Изредка ставились камерные концерты по классической программе с участием различного рода ансамблей, которые составляли астраханские педагоги-музыканты. Организовывались и концерты для учащихся, в которых выступал хор музыкальной школы и курсов под управлением Ф.И. Дерюжкина. Из оказавшихся в городе артистов украинских музыкальных театров образовался ансамбль, который ставил фрагменты из музыкальных спектаклей и выезжал к рыбакам на путину. Немалая часть концертов эстрады проводилась в шефском порядке для воинов, а также в пользу различных фондов, возникавших в связи с обстоятельствами времени (на приобретение подарков фронтовикам и постройку авиаэскадрильи, в пользу семей военнослужащих и т. д.).
Гастрольные концерты участились с середины 1943 года, когда решительный перелом в ходе войны стал очевидным для всех. В Астрахань начали приезжать мастера искусств из Москвы и других городов. С концертами выступили виолончелист Д.Шафран, лауреаты всесоюзных конкурсов баянист И.Паницкий, пианист А.Каплан. В августе 1944 года состоялись гастроли Ленинградской государственной академической капеллы им. Глинки под управлением профессора Г.Дмитревского (в составе около 100 человек). Нередко показывали свое искусство на сценах города красноармейские ансамбли песни и пляски военных округов и фронтов, причем большую популярность приобрели коллективы, руководимые А.Тополем. Постоянно участвовали в бригадах астраханской эстрады и местные артисты: певицы Л.Шубова, А.Коротина, пианистка Т.Вишневская и другие. В связи с образованием самостоятельной Астраханской области к осени 1944 года окружная эстрада превратилась в Астраханскую областную филармонию.
Перелом в ходе Великой Отечественной войны заметно отразился на всех проявлениях музыкальной жизни. С середины 1943 года значительно возросла активность коллективов художественной самодеятельности. Были восстановлены многие музыкальные кружки, прекратившие существование в начале войны, увеличилось число концертов, которые. артисты-любители давали в воинских частях и госпиталях. Бригады художественной самодеятельности стали все чаще выступать перед тружениками рыбного промысла и сельского хозяйства. В последний год войны на территории области насчитывалось уже около 270 одних только комсомольско-молодежных самодеятельных коллективов, которые провели несколько тысяч концертов.
М.А. Этингер,
доктор искусствоведения, профессор
(очерк опубликован в книге
«Музыкальная культура Астрахани», Волгоград, 1987)