Галина Николаевна Бескровная
Галина Николаевна Бескровная
Талантливые люди всегда преданы своей профессии, своему призванию. К таким в полной мере относится Галина Николаевна Бескровная, кандидат искусствоведения, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры специального фортепиано Астраханской консерватории.
В ее понимании своей судьбы все складывалось постепенно, по мере того, как раскрывались перспективы творческой жизни. То, что она человек творческий и в то же время систематичный, смутно осознавалось еще в детстве. Например, она мечтала стать библиотекарем и работать с каталогами. Эту детскую мечту Галина Николаевна осуществила в какой-то мере: еще будучи студенткой, приобрела каталожный ящик и затем постоянно пополняла картотеку при работе над научными статьями.
Как часто бывает, бережное отношение к одаренному ребенку в музыкальной школе приводит к избранию профессии музыканта. Галина Бескровная с благодарностью вспоминает тех казанских педагогов, кто оказал влияние на ее творческую судьбу: Т.И.Юшкову в детской музыкальной школе, А.Н.Раниец – в музыкальном училище, которая помогла определить судьбу окончательно.
Новая веха – класс профессора Э.А.Монасзона в Казанской государственной консерватории. Профессор Э.А.Монасзон в 1960-е был ярким явлением музыкальной жизни Казани, а его ученики получали не только основательную пианистическую школу, но и тот заряд творческой энергии, который определил их будущую самостоятельную жизнь, После окончания консерватории Галина Николаевна Бескровная поступила в дневную аспирантуру к профессору Саратовской консерватории Г.С. Бендицкому, также примечательной личности в фортепианном искусству. Одновременно она начала работать на кафедре специального фортепьяно. В аспирантские годы определилась и третья линия творческой жизни – научные исследования, по материалам которых было опубликовано несколько статей.
Когда в Астрахани открылась консерватория, романтичные выпускники Казанской осуществили мечты студенческой юности – создавать нечто новое, а работа в Астрахани как нельзя более отвечала таким устремлениям. Надо сказать, что приехав сюда в 1977 году, Галина Бескровная как достойная ученица Э.А. Монасзона, не ограничивала себя исполнением классики, ее также привлекала музыка новая, еще нигде или весьма редко звучащая. Поэтому ее концертные программы отличаются разнообразием. В Астрахани Галина Николаевна Бескровная – первооткрыватель многих сочинений астраханских композиторов, участник пленумов и фестивалей современной музыки Союза композиторов. Здесь можно вспомнить ее исполнение двух концертов для фортепиано с оркестром Ю.Гонцова (с Астраханским студенческим, а также Саратовским, Волгоградским, Казанским симфоническими оркестрами) и другие его крупные сочинения – шесть фуг для двух роялей (в дуэте с А.Колупаевым), фортепианную сонату, сонату для виолончели и фортепиано А.Блинова (в ансамбле с Н.Захарян). Кроме того, на фестивалях современной музыки Г.Н.Бескровная исполняла фортепианные сочинения Б.Напреева и Т.Шахиди.
Тяготение к исследовательской работе реализовалось в публикациях, посвященных проблемам закономерностей творческого процесса музыканта-исполнителя. Этой же проблеме посвящена кандидатская диссертация Галины Бескровной, которую она защитила в 2010 году. Она ощущает настоятельную потребность научно и методически осмыслить свой исполнительский и педагогический опыт, который ляжет в основу следующего труда, скорее всего – монографии. А педагогический опыт Г.Н.Бескровной составляет полвека, из которых 40 лет она преподает в Астраханской консерватории, выпустила немало пианистов. Галина Николаевна говорит: «Я очень люблю свою работу. Конечно, угнетает скромная (денежная) оценка нашего всепоглощающего труда, что сказывается не только на нашем быте, но и в какой-то степени на творческой жизни, – уже не поедешь в другой город послушать интересного исполнителя, да и на гастроли тоже выехать сложно. Приходится смиряться. Но лишиться возможности творчества, возможности преподавать – это немыслимо».
Галина Николаевна очень точно определила свой труд как всепоглощающий. Действительно, когда на занятия приходит одаренный, думающий, трудолюбивый студент, то преподаватель забывает о времени, ибо происходит сотворчество, уход в особый мир музыки. И чем талантливее студент, тем больше открытий совершается на занятиях в постижении идеи или тончайших нюансов, уточняющих мысль композитора. И самое большое счастье – заниматься со студентом особой одаренности. Таким Галина Николаевна Бескровная считает своего ученика, выпускника 1996 года (потом аспиранта Казанской консерватории, стипендиата Фонда Н.Петрова) Тамерлана Курбанова: «Это был человек гениальной одаренности, недосягаемых способностей, качеств, умений. Тамерлан не только обладал этими качествами. Он мог воспроизвести музыку на рояле, прослушав незнакомое сочинение, без нот, по слуху, даже с пластинки. В его интерпретациях всегда было совершенно особое понимание музыки. Это отмечали и московские критики после его концертов в Оружейной палате Кремля и Большом зале Московской консерватории. К сожалению, жизнь его оборвалась слишком рано». Да, весть о скоропостижной кончине Тамерлана Курбанова в феврале 2005 года сразила многих почитателей его таланта. А Галина Николаевна тогда организовала концерт его памяти с участием музыкантов-друзей Тамерлана, и сама выступила с музыкальным приношением (играла Марчелло и Шопена). Однако, как бы ни был одарен ученик, без трудолюбия он не реализуется. Искусство, в том числе и музыка, это, помимо природных данных, счастливый, но упорный труд, и в этом Галина Николаевна Бескровная служит примером своим ученикам. Но нельзя закрывать и путь интуиции. Галина Бескровная своей человеческой и творческой интуиции доверяет полностью. Однако она признается: «Я люблю умных людей. Не люблю высокомерия в людях, оно меня отвращает. Ценю доброту. Но умный человек обладает для меня особой притягательностью, за ум, эрудицию я могу многое простить в его характере». В коллегах Галина Николаевна ценит профессиональную принципиальность и сама старается не изменять ей.
Музыка – счастливое призвание. Музыка безгранична, путь к совершенству бесконечен. Музыкант-исполнитель, педагог – всегда необходим обществу как носитель духовного. А к этой бесконечности не хватает того времени, что отмерено нам на земле. И где бы музыкант ни был, он постоянно в работе.
Как истинный музыкант, Галина Николаевна Бескровная счастлива и за роялем, и в исследовании проблем фортепианного искусства, и в классе со своими учениками, которым отдает свой опыт и талант.
М.Г. Хрущева,
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории и истории музыки
Астраханской консерватории