Сергей Васильевич Тарасов
Сергей Васильевич Тарасов
Вспоминая всех, кто в разное время являлся режиссером оперного класса кафедры сольного пения Астраханской консерватории – А Хроленко, Н.Синева, Л.Химич, Е.Александрова, Б.Окулова, А.Александрушкин, А.Нестеров, нельзя не сказать, что именно под руководством режиссера-постановщика – С.В. Тарасова (в творческом тандеме с музыкальным руководителем Л.Н. Егоровым) наши студенты-вокалисты, впервые за всю историю АГК, стали лауреатами Международного конкурса, в номинации «оперная студия». Так, в 2011 году за показ фрагментов из опер «Так поступают все» Моцарта и «История Кая и Герды» Баневича группа студентов Астраханской консерватории, подготовленная С.В. Тарасовым и Л.Н. Егоровым, удостоилась лауреатского диплома второй степени, а в 2012, представив фрагменты из «Волшебной флейты» Моцарта и «Черевичек» Чайковского, астраханские студенты, во главе с теми же руководителями, стали победителями, заняв первое место в этом конкурсном состязании (речь идет о Международном конкурсе молодых вокалистов, проводимом в Волгограде).
Как рассказывает о своем профессиональном становлении сам Сергей Васильевич Тарасов, его жизнь внешне складывается по формуле «дважды два …». До 30-летнего возраста он учился в средней школе, затем в Ставропольском музыкальном училище (на дирижерско-хоровом отделении) и в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории (на вокальном отделении). А по окончании учебы начал трудиться по специальности, причем также в двух (правда, уже других) российских городах: сначала в Саратове, где он 13 лет преподавал на театральном отделении консерватории им. Л.В. Собинова, периодически выступая как певец-солист. А в 1999 году переехал в Астрахань. Первые семь лет совмещал работу в качестве солиста музыкального театра с педагогической деятельностью на вокальном отделении музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского. А с 2007 года сосредоточился на педагогической работе в колледже и консерватории. Являясь преподавателем кафедры сольного пения и оперной подготовки Астраханской консерватории, закончил аспирантуру по музыковедению и написал кандидатскую диссертацию (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор А.И. Демченко), защитив свой научный труд – «Камерно-вокальная музыка венских классиков. К проблеме генезиса и эволюции жанра» – 16 мая 2010 г. на заседании диссертационного совета при Саратовской консерватории. По материалам диссертации кандидат искусствоведения С.В. Тарасов написал монографию «Песни В.А. Моцарта» (издана в Астрахани в 2012 году). Работая с 2011 года в должности доцента, в начале 2016 года он возглавил кафедру сольного пения и оперной подготовки АГК. Вот такая сложилась парабола жизни оперно-концертного певца и педагога С.В. Тарасова. А теперь чуть подробнее.
Он родился 26 сентября 1956 года в Ставрополе. Сколько себя помнит, столько и пел, даже в детском саду, воспитанницей которого в те же самые годы являлась избранница всей его жизни Наталья Тарасова (Дрогина). Повзрослев, они пели дуэтом в самодеятельности и вместе (хотя и на разных курсах и отделениях) учились в Ставропольском музыкальном училище: она – на вокальном, он – на дирижерско-хоровом. Поженились Сергей и Наташа еще в Ставрополе, а потом разъехались учиться: она поступила в Саратовскую консерваторию, в класс заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора О.Н. Стрижовой, а он – в Ленинградскую консерваторию, попав в класс народного артиста РСФСР, ведущего солиста Мариинского театра, профессора К.И. Плужникова. По окончании учебы семья вновь соединилась, работая в Саратове. Там у них родился сын Антон. Как и Наталья Кимовна, Сергей Васильевич преподавал в Саратовской консерватории: она – на вокальном, он – на театральном отделениях. И хотя его педагогическая и исполнительская деятельность в СГК им. Собинова не увенчалась весомыми знаками отличия, как работа Н.К. Тарасовой, которой в 1996 было присвоено почетное звание заслуженной артистки России, Сергей Васильевич за 13 лет в стенах третьей по времени открытия российской консерватории (после Санкт-Петербургской и Московской) сформировался как высококлассный педагог, особенно по дисциплинам «Мастерство актера» и «Основы сценической речи», а также по классам камерного и ансамблевого пения. Наряду с педагогической деятельностью, он проявил себя как превосходный певец-ансамблист, участвуя в концертах и гастрольных поездках Саратовского губернского театра хоровой музыки под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Л.А. Лицовой. Событием музыкальной жизни Саратова стало исполнение С.Тарасовым, Н.Тарасовой и М.Зубчаниновой, в сопровождении известного пианиста А.Катца, вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» Д.Шостаковича.
Весной 1996 года Сергей и Наталья Тарасовы были приглашены в Астрахань как солисты в реквиеме «Кленовая ветвь» казахского композитора А.Молдагаинова и поэта В.Ирхина. Исполнение этого масштабного произведения (около двух часов звучания) было совместным проектом артистических сил Астрахани, Уральска (Казахстан) и Саратова. Кроме Тарасовых, солировали сам композитор и заслуженный артист РФ, профессор АГК В.Н. Белюсенко; текст читали заслуженные артисты РФ, артисты Астраханского драматического театра Г.Лысенко и В.Демин, а также сам автор поэтического текста; образ народа-комментатора действа (наподобие роли хора в древнегреческой трагедии) воплощал астраханский камерный хор «Лик» под руководством заслуженного артиста РФ, профессора С.Е. Комякова; симфоническим оркестром Астраханской консерватории, подготовленным заслуженным артистом РФ, профессором Ф.Я. Сепкуловым, дирижировал Крымгирей Кажимов (Казахстан). Не вдаваясь в подробности, скажу как непосредственная участница того проекта (в качестве хормейстера камерного хора «Лик»), что саратовским певцам удалось художественно воплотить образы Мужчины и Женщины и передать весь накал их любовной страсти, над которой занесена «коса Смерти». «Успешное исполнение сочинения казахского композитора и русского поэта – это еще одно новое направление в будущее укрепление культурных связей с Казахстаном и с другими бывшими республиками (ныне странами ближнего зарубежья – Л.В.) в области профессиональной музыки». Так написала в отклике на незабываемый концерт (в присутствии представителей областной администрации и казахского культурного общества «Жолдастык») кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки АГК, музыковед М.Г. Хрущева («…И зажглась золотая кленовая ветвь» // Астраханские известия.-1996.-4 апреля).
Между прочим, совместное выступление Натальи и Сергея Тарасовых на сцене большого зала Астраханской консерватории было не случайным. В преддверии официального открытия в нашем городе музыкального театра (в мае 1996 года), взыскательная астраханская публика могла в полной мере оценить их певческие и артистические качества и восторженным приемом способствовать приглашению понравившихся певцов в новый театр. Однако, чтобы окончательно переехать в Астрахань, Тарасовы должны были решиться на все сложности, связанные с переменой места жительства и работы. Являясь солистами Астраханского музыкального театра, оба продолжили в Астрахани преподавательскую деятельность: заслуженная артистка РФ Наталья Кимовна была принята на кафедру сольного пения и оперной подготовки Астраханской консерватории, куда вслед за любимым педагогом перевелся весь ее саратовский класс сольного пения – 12 студентов, а Сергей Васильевич стал преподавать в музыкальном училище (ныне колледж) им. М.П. Мусоргского, где начал вести вокальную подготовку учащихся эстрадного и дирижерско-хорового отделений, а также заниматься с воспитанниками вокального отделения по таким дисциплинам, как ансамбль, мастерство актера и сценическая речь, а вскоре стал режиссером-постановщиком дипломных спектаклей выпускников-вокалистов.
В Астраханском музыкальном театре Сергей Тарасов, один из ведущих солистов теноровой группы, спел такие партии, как Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Бомелий («Царская невеста» Римского-Корсакова), Юродивый («Борис Годунов» Мусоргского), Менелай («Прекрасная Елена» Оффенбаха), Генрих («Летучая мышь» Штрауса), Бельмонт («Похищение из сераля» Моцарта), Альмерико («Иоланта» Чайковского), Герцог и Альфред («Риголетто» и «Травиата» Верди), Беппо («Паяцы» Леонкавалло), Турриду («Сельская честь» Масканьи). И все это, в основном, в годы становления молодого театра, созданного самоотверженным трудом музыкального руководителя Игоря Сметанина и режиссера-постановщика Ларисы Химич. Нельзя также не сказать, что наряду с театральными работами, Сергей Тарасов неоднократно исполнял сольные партии в кантатно-ораториальной музыке. Совместно с Натальей Тарасовой, хором (главный хормейстер заслуженный деятель искусств РФ, профессор АГК Г.Дунчева) и симфоническим оркестром музыкального театра, под руководством В.Богданова, исполнил кантату «Свитезянка» Римского-Корсакова; с хором (руководитель заслуженный артист РФ, профессор С.Комяков) и симфоническим оркестром АГК под управлением Л.Егорова спел сольную теноровую партию в «Реквиеме» Моцарта; в Мессе ди Глориа Пуччини и Маленькой торжественной мессе Россини, с хором консерватории (в сопровождении фортепиано – А.Гасратова и органа – Н.Муравьева), под управлением заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Л.Власенко, также исполнял сольные партии, причем в Мессе Россини – виртуозные теноровые арии. С хором АГК, под руководством С.Комякова, спел теноровое соло во «Всенощном бдении» астраханского композитора А.Рындина. Событием IХ Международного фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани» стал финальный номер заключительного концерта – премьера поэмы «Россия» А.Рындина на слова А.Белого. В исполнении этого масштабного произведения участвовали: С.Тарасов (тенор соло), сводный хор студентов консерватории и музыкального театра (хормейстер Г.Дунчева), концертмейстеры А.Гасратова (первый рояль) и Т.Легенькая (второй рояль); дирижировала Л.Власенко (видеозапись этого исполнения размещена на сайте Астраханской консерватории).
В 2007 году С.В. Тарасов перешел из театра на основную работу в музыкальный колледж, и тогда же начал преподавать на кафедре сольного пения и оперной подготовки Астраханской консерватории. В это время Тарасов являлся здесь же, в АГК, аспирантом по специальности «Музыковедение» и писал, под научным руководством доктора искусствоведения, профессора А.И. Демченко, кандидатскую диссертацию на тему «Камерно-вокальная музыка венских классиков. Проблема генезиса и эволюция жанра». С апробацией материалов диссертации Сергей Васильевич выступал на различных научных конференциях (в Волгограде, Оренбурге, Саратове), его научные статьи публиковались в специализированных журналах. Аспирантуру он закончил в 2009, а в 2010 успешно защитил диссертацию и был утвержден кандидатом искусствоведения. Интересно, что за всю, теперь уже 47-летнюю историю кафедры сольного пения и оперной подготовки АГК, С.В. Тарасов – первый из ее педагогов, кто имеет научную степень. Работая с 2011 года в должности доцента, он продолжает исследовательскую деятельность. Так, в 2012 году в Астрахани опубликована его монография «Песни В.А. Моцарта». А в 2016 году он прошел конкурс на должность заведующего кафедрой сольного пения и оперной подготовки. И все же нельзя не заметить, что главным своим делом Сергей Васильевич считает творческую работу с молодыми вокалистами.
Он всегда испытывал интерес к режиссуре спектаклей. Еще в студенческие годы был заядлым зрителем постановок в знаменитом БДТ им. Горького, где царил великий Товстоногов. А в Мариинском (тогда театре оперы и балета им. Кирова) художественный руководитель и главный дирижер Ю.Темирканов сам ставил «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского, чтобы по-своему прочесть классику и показать обновленные спектакли не с помощью внешнего эпатажа, а за счет переосмысления роли оркестра в оперной драматургии (кому-то это нравилось, а кого-то раздражали более спокойные темпы, которые он задавал, стремясь к рельефности и психологической значимости проведения тематического материала в оркестре). А «Сила судьбы» Верди в том же Кировском театре, в постановке С.Штейна, с дирижером Е.Колобовым! Да и Малый театр оперы и балета (ныне Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр) удивлял интересными динамичными постановками режиссера Гаудасинского: один «Борис Годунов», уложенный в два акта, чего стоил! Словом, взрослый студент Сергей Тарасов все брал на заметку. Потом накопленные впечатления сказались в его самостоятельной практической работе, особенно в астраханский период, когда он начал режиссировать постановки в музыкальном колледже, а затем и в консерватории. Причем, если в колледже он ставил спектакли-сказки, как «Красная шапочка», «Мышкин теремок», «Браво, муха-цокотуха», «Золушка», «Огниво», то в оперном классе консерватории задает студентам сложные задачи сценического освоения драматургически важных фрагментов оперной музыки Моцарта («Так поступают все», «Волшебная флейта»), Доницетти («Лючия де Ламмермур»), Чайковского («Черевички»), Римского-Корсакова («Кащей Бессмертный»), Шебалина («Укрощение строптивой»), Баневича («История Кая и Герды») и др. Именно в этих постановках на государственных экзаменах по оперной подготовке блеснули выпускники О.Воронина, А.Тюпа, Н.Лобзинева, Е.Евтушенко, Д.Пережогин, Е.Баянова, О.Войнова, Ю.Заплавнов и другие воспитанники оперного класса доцента С.В. Тарасова.
Он всегда в поиске нового содержательного материала для развития актерских навыков молодых певцов. Тщательный анализ партитуры, выявление основных и сопутствующих линий в музыкальном содержании, доскональное знание литературного текста позволяют опытному педагогу-режиссеру подсказать певцам-артистам соответствующую интонацию и краску вокальной речи, нацелить их на естественное сценическое движение в ансамбле с партнерами, что, в конечном итоге, способствует созданию подлинно творческой атмосферы в процессе постановки музыкального спектакля. К такой же, истинно творческой обстановке, он стремится и в общении с коллегами – педагогами кафедры, которую теперь возглавляет, решая задачи совершенствования учебного процесса.
Многая и благая Вам лета, уважаемый Сергей Васильевич!
Л.П. Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор