Алексей Анатольевич Назариков
Алексей Анатольевич Назариков
(1966-2016)
«Джаз – это серьезно»! Так называлась статья музыкального редактора Астраханской областной филармонии Н.Кузнецовой, опубликованная в газете «Волга» 9 января 1990 года. А рассказывалось в этой статье о новом творческом коллективе филармонии – диксиленде, объединившем семь молодых музыкантов, для которых джаз стал призванием: Г.Проничкина (кларнет), К.Пурунджана (клавишные), А.Савина (тромбон), С.Бондарева (труба), В.Пилюгина (бас-гитара), В.Миронова (банджо), З.Алыкова (ударные). Начав работать в филармонии с осени 1989 года, диксиленд уже за первые три месяца предложил четыре разнообразные концертные программы, с которыми многократно выступал на различных предприятиях и в учебных заведениях Астрахани и области. И, конечно, такой стремительный филармонический старт молодежного коллектива был бы невозможен, если бы не предшествующая основательная его подготовка – в стенах консерватории – под руководством педагога-трубача Ю.В. Фещука. Именно как джазовый ансамбль Астраханской консерватории диксиленд (в его составе тогда играли студенты АГК – К.Пурунджан, Г.Проничкин, С.Бондарев, А.Савин, В.Миронов и учащиеся музыкального училища Е.Шишкин, В.Пилюгин) зимой 1988 года стал лауреатом IV фестиваля инструментальной и джазовой музыки в Орле, а затем завоевал первое место в Днепропетровске, на фестивале «Джаз на Днепре-88», проводившемся под девизом «Откройте для себя джаз – главную музыку ХХ века». К тому же, устраиваясь на работу в филармонию, студенческий диксиленд, кроме лауреатских дипломов, заручился похвальным отзывом дирекции кинотеатра «Октябрь», где этот коллектив регулярно выступал по воскресеньям, привлекая многочисленных фанатов джаза.
А когда в январе 1992 года в Астраханской филармонии, на базе диксиленда, под руководством гитариста А.Соболева, создавался эстрадный оркестр, в этом коллективе начал играть студент выпускного курса Астраханской консерватории трубач А.Назариков. До филармонии он работал оркестрантом в концертном ансамбле «Возрождение» облрыболовпотребсоюза (этот недолговечный коллектив образовался из артистов бывшего ансамбля песни и танца каспийских рыбаков «Моряна», просуществовавшего почти полвека) и, таким образом, имел опыт практической деятельности в профессиональном коллективе. Однако прежде чем о Назарикове заговорили как великолепном джазовом исполнителе, прошли годы, в течение которых он неустанно совершенствовался как трубач-виртуоз, свободно владеющий техникой свингования и искусством импровизации …
Этот очерк посвящается светлой памяти неповторимого Музыканта и прекрасной души Человека, художественного руководителя и дирижера эстрадно-симфонического оркестра Астраханской филармонии, известного джазового трубача – Алексея Анатольевича Назарикова, жизнь которого трагически оборвалась 8 ноября 2016 года.
С присущим ему юмором, он мог бы сказать о себе словами газмановской песни: «… Сделан я в СССР». Родился Алексей в День комсомола – 29 октября 1966 года – в районном селе Левокумское Ставропольского края. Отец, Анатолий Иванович Назариков, заведовал районной газостанцией. Мать, Екатерина Михайловна Назарикова, работала главным бухгалтером поселкового отдела внутренних дел. А сын решил стать музыкантом. После общеобразовательной восьмилетки поступил в Ставропольское краевое музыкальное училище по классу трубы. Занимался у преподавателя С.А. Прокопчук. В характеристике выпускника училища А.Назарикова написано, что он «за весь период обучения показал себя дисциплинированным, исполнительным. В результате усиленных занятий добился хороших результатов в учебе. Хорошо оснащен технически и владеет звуковым диапазоном на трубе. Имеет прочные знания по сольфеджио и гармонии. Активен, общителен, участвует в общественной жизни училища. Рекомендуется для поступления в вуз».
Таким образом, закончив в 1985 году Ставропольское краевое музыкальное училище и получив рекомендацию для продолжения учебы, Алексей Назариков предпочел Астраханскую консерваторию. На экзамене по специальности он сыграл серьезную программу: первую часть Концерта для трубы с оркестром Василенко, Прелюдию Скрябина, Этюд Брандта и Концертное скерцо Арутюняна. Правда, ему поставили лишь «хорошо». Зато по теоретическим предметам он показал крепкую подготовку (подтвердил училищную рекомендацию). По результатам вступительных экзаменов Алексей был зачислен на первый курс дневного отделения и распределен в класс трубы преподавателя Юрия Васильевича Фещука. Но через три месяца после начала учебного года Назариков был призван в Советскую армию и прослужил целых два года. Тут нужно упомянуть, что как военнослужащий он в 1987 году участвовал в ликвидации последствий глобальной техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС (однако удостоверение ликвидатора аварии, предоставлявшее право на компенсации и льготы, ему было выдано лишь в 2004 году).
Демобилизовавшись в декабре 1987 года, Назариков сразу же приступил к занятиям в консерватории, продолжив учиться в классе Ю.В. Фещука. А после отъезда Юрия Васильевича из Астрахани, переходил от одного педагога к другому, занимаясь по специальности на IV курсе у тромбониста В.Я. Шавшина, а на V курсе – у фаготиста В.А. Леонова, кандидата искусствоведения, доцента (впоследствии доктор искусствоведения, профессор). На выпускном экзамене Назариков сыграл Концерт До мажор Альбинони и Сонатину Руффа (с концертмейстером Е.Ситниковой) и был оценен на «хорошо». А по ансамблю (класс В.Я. Шавшина) получил отличную оценку.
Ко времени окончания вуза Алексей уже работал и успел создать в Астрахани семью (женился на студентке консерватории скрипачке Татьяне Гура), поэтому остался здесь же, бывая на родном Ставрополье в основном как гастролирующий музыкант.
За годы работы в Астрахани он накопил огромный репертуар, что позволяло ему сотрудничать с симфоническим и эстрадно-симфоническим, камерным и духовым оркестрами, а также оркестром народных инструментов. Но целью его творческой жизни было джазовое исполнительство, и он неустанно изучал лучшие образцы типа диксилендового импровизационного джаза и симфоджаза. Много ценного ему удалось почерпнуть, участвуя с «Джаз-брасс-квинтетом», под руководством Владимира Алатарцева, в различных международных джазовых фестивалях. Играя традиционный джаз вместе с Сергеем Бондаревым (труба), Евгением Якушкиным (тромбон), Игорем Кухаром (валторна), Владимиром Новокрещенных (туба), Алексей Назариков не раз становился лауреатом в творческих состязаниях, завершавшихся финальным джем-сейшн – совместными импровизациями всех участников.
Многолетняя дружба связывала Алексея Назарикова с волгоградским «Комбо-джаз-бендом», возглавляемым знатоком джаза, прекрасным саксофонистом Анатолием Вороновым. Еще в 2002 году Назариков был приглашен в Волгоград для участия в крупном проекте – исполнении, в составе «Комбо-джаз-бенда», оригинальной версии Духовного концерта Дюка Эллингтона (составленной из лучших фрагментов трех его духовных концертов) – «полотна, в котором удивительно органичным оказался сплав в музыкальной канве произведения разнообразных стилей и манер: спиричуэлс и госпел; вокал, поэтическое слово и инструментальная музыка; ораториальность академической направленности и специфичная джазовая энергетика; строго выписанные композиции и свободные импровизации» (Карабань Мария. Духовная музыка Дюка в Волгограде// JAZZ-КВАДРАТ NbS,2002http://jazzquad.ru/index.pl?act=PRODUCT&id=3883).
Астраханский трубач смело выступал на одной сцене с мастерами «подлинного американского джаза», как Менди Гейнс, Шарон Кларк, Денис Роуленд, Николас Бирд и другие. Тем самым Алексей Назариков наглядно показывал, что джаз существует и в Астрахани, и что традиции афро-американского искусства возможно претворить в условиях другой национальной культуры.
Прирожденный лидер, Алексей Анатольевич в 2010 году возглавил эстрадно-симфонический оркестр Астраханской филармонии. Подходя ко всему ответственно и основательно, он сразу же прошел переподготовку по оперно-симфоническому дирижированию, чтобы профессионально управлять оркестром, обеспечивая гибкий аккомпанемент солистам и выразительное исполнение оркестровых композиций. Причем, публике особенно нравилось его умение свободно переходить от дирижирования к сольным импровизациям на трубе или флюгельгорне. Как руководитель коллектива он стремился к обновлению концертных программ и повышению качества звучания исполнительского ансамбля. А в последнее время являлся еще и руководителем международного объединенного состава духовой группы астраханского биг-бенда и ритм-секции атырауского филармонического коллектива. «Народная культура Казахстана в творческой жизни Атырауской филармонии им. Н.Жантурина представлена ярко. А для исполнения эстрадно-джазовой музыки там, практически, нет возможностей, так как отсутствуют музыканты-духовики. В Астрахани такой проблемы не существует, поскольку есть своя надежная кузница исполнительских кадров – Астраханская государственная консерватория. И вполне можно найти в Атырау способных ребят для обучения на духовых инструментах – у нас, в Астрахани», – так Алексей Анатольевич предлагал решить проблему с нехваткой кадров духовиков в соседнем с нами регионе Казахстана. Тем более, что он сам являлся преподавателем секции музыкального искусства эстрады при кафедре духовых инструментов Астраханской консерватории.
Дюк Эллингтон однажды сказал: «Люди говорят – уходит время. Время говорит – уходят люди». Как нам не хватает тех, кто ушел навсегда…
Л.П. Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор Астраханской консерватории