Анна Жановна Курганова
Анна Жановна Курганова
Выдающийся английский пианист-концертмейстер Джеральд Мур в своей книге «Певец и аккомпаниатор» написал: «Я гарантирую, что на сто и более пианистов, способных поразить нас в Presto бетховенской сонаты, найдется лишь один пианист, который взволнует нас песней Шуберта. Это нелегко» (Мур Дж. Певец и аккомпаниатор / Пер. с англ. – М., 1987. – С.88).
Действительно, только аккомпаниатор-художник может так сыграть ритмически монотонные аккорды шубертовского «Двойника», чтобы в ансамбле с драматическим монологом певца партия фортепиано прозвучала как скорбный хорал – оплакивание безнадежной любви. Или так трогательно исполнить простенькие, на первый взгляд, отыгрыши в романсе «Грусть девушки» Гурилева, чтобы очаровать слушателей печально нежными постлюдиями к спетому. Или, играя оперную сцену, создать впечатление оркестрового звучания.
Именно так аккомпанирует певцам Анна Жановна Курганова, заслуженная артистка России, профессор кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Астраханской консерватории. Она владеет огромным обширным концертным репертуаром для всех типов женских и мужских голосов и в то же время, когда нужно сыграть что-либо без нот, умеет сразу же сымпровизировать аккомпанемент. Недаром к ней обращаются в экстренных случаях, например, когда в Астрахань приезжают именитые певцы и нет времени на репетиции с ними, как это было с народным артистом СССР Н.Огреничем и народным артистом РФ Р.Ибрагимовым, выступать с которыми для А.Кургановой было почетно, но не легко, потому что она заранее не знала, что именно они будут исполнять, а отдельные произведения ей пришлось играть в транспорте «с листа». И не случайно с Кургановой выступали и продолжают концертировать ведущие астраханские певцы, народная артистка РФ Н.Тарасова, заслуженные артисты РФ В.Белюсенко и Е.Михайлова, примадонна Астраханского театра оперы и балета Е.Разгуляева и др. Постоянная участница Международного фестиваля вокального искусства имени В.Барсовой и М.Максаковой, А.Ж. Курганова выходила на сцены и с гастролирующими певцам, в том числе, солистами Большого театра, народными артистами России О.Терюшновой, П.Татаровым, заслуженным артистом России В.Букиным, солистом Мариинского театра Ю.Марусиным. А сколько раз она играла О.Биктемирову, воспитаннику Астраханской консерватории, который как солист Большого театра регулярно приезжал на этот фестиваль, вплоть до своей безвременной кончины (он умер в 2001 г.).
Нельзя не вспомнить и о том, что А.Ж. Курганова много раз выступала со студентами и аспирантами консерватории на различных вокальных состязаниях. Так, в 1986 г. на Всероссийском конкурсе оперных певцов имени Ю.Гуляева в Тюмени студентка Л.Кафтайкина (класс профессора И.Я. Маколовой) заняла I место, а А.Курганова была отмечена дипломом лучшего концертмейстера. На XX Международном конкурсе вокалистов имени М.И.Глинки, проводившемся в 2003 г. Астрахани, лауреатского звания (II место) и диплома за лучшее исполнение народной песни удостоилась аспирантка Т.Кливаденко, а аспирантка И.Белая была признана лучшим исполнителем романсов Гурилева (творческим руководителем певиц являлась профессор Е.А. Михайлова). К тому же на том конкурсе Курганова играла еще пяти участникам – из Нальчика и Москвы. Со студенткой Астраханской консерватории Н.Вакуленко (класс профессора Е.А.Михайловой) она ездила на Всероссийский конкурс камерного пения имени Г.В.Свиридова в Курске, где Вакуленко стала лауреатом (IV место), и XXI Международный вокальный конкурсе имени М.И. Глинки в Челябинск (2005 г.), где получила звание дипломанта. И там же, в Челябинске, студентка нашей консерватории Т.Баласанова (класс профессора Е.А.Михайловой), которая также выступала с А.Ж. Кургановой, была отмечена за лучшее исполнение народной песни. Кроме того, Анна Жановна способствовала успеху студентки Е.Старцевой (класс профессора И.Я.Маколовой) на Всероссийском вокальном конкурсе имени В.Барсовой в Сочи – званию дипломанта и награде за лучшее исполнение романсов Чайковского. И еще нельзя не вспомнить, что в 2006 году, когда в Москве проводился Международный конкурс имени Чайковского, к участию в нем была допущена, по предварительной видеозаписи программы с концертмейстером Кургановой, аспирантка Астраханской консерватории Н.Воробьева (творческий руководитель профессор Е.А. Михайлова). И хотя ее выступление ограничилось лишь первым туром, но получило положительный отклик со стороны специалистов, в том числе из жюри, отмечавших не только достоинство певицы (ныне одной из ведущих солистов Астраханского театра оперы и балета), но и выразительную игру аккомпаниатора.
А скольким студентам, начиная с 1984 года, Анна Жановна помогла выступить на Всероссийских смотрах выпускников-вокалистов, так называемых «ярмарках», где каждого певца строгого оценивают члены Российского научного Методического совета и выносят вердикт о профессиональной компетентности вокальной кафедры данного вуза. Сколько сил нужно вкладывать концертмейстеру в подготовку программы, зачастую весьма сложной, чтобы потом, на смотре, вдохновить, а иногда просто выручить без меры разволновавшегося молодого певца, успокоив его своей уверенной игрой. Между прочим, в 1992 году, в Нижнем Новгороде А.Ж. Кургановой пришлось выручить выпускницу Санкт-Петербургской консерватории, сыграв на заключительном концерте сцену письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Дело в том, что концертмейстер этой участницы не мог оставаться до конца смотра, и никто, кроме Кургановой, не решился выйти на сцену с незнакомой певицей, без предварительной репетиции. А о том, что концертмейстер из Астрахани великолепно справилась со сложной задачей, свидетельствует Благодарственное письмо, подписанное председателем Научно- методического совета по вокальному образованию при Министерстве культуры Российской Федерации народной артисткой России, профессором Н.Д.Шпиллер.
Однако А.Ж. Курганова отличается не только исполнительским, но и педагогическим талантом. За четыре десятилетия работы в Астраханской консерватории под ее руководством концертмейстерскому мастерству обучались: Юрий Эльперин, Владислав и Ольга Базовы, Анжела Гасратова, Анна Бакшеева, Сергей и Ирина Киселевы, Елена Янина, Ирина Арюкова, Ольга Иванова (Отраднова), Татьяна Жемердиева, Радмила Мелекаева, Ольга Пронина, Наталья Муравьева, Надежда Соловьева, Татьяна Лыскова и многие другие выпускники АГК.
Обширные познания в области оперной и камерной вокально-инструментальной музыки, творческий подход к каждому ученику – главные слагаемые успешной педагогической деятельности профессора А.Ж. Кургановой. Не последнюю в обучении молодежи роль играют и прекрасные человеческие качества Анны Жановны – доброжелательность, отзывчивость, теплота в отношениях с учениками и коллегами. Словом, в ее личности гармонично сочетается все то, что, с одной стороны, связано с генетическим кодом интеллигентной семьи, из которой она происходит, (отец был юристом, мама – преподавателем английского языка), а с другой – обусловлено целенаправленным профессиональным обучением и воспитанием ее как музыканта. На всю жизнь она сохранила в душе благодарность своим учителям: А.М. Мышкиной, у которой училась игре на фортепиано с шести лет, сначала в детской музыкальной школе, затем в Астраханском музыкальном училище; Т.А. Базовой, у которой занималась там же по концертмейстерскому классу; и особенно профессору С.С. Бендицкому, под руководством которого в 1960-е годы совершенствовалась в Саратовской консерватории. Это он – Семен Соломонович Бендицкий – привил своей ученице любовь к музицированию в различных видах. В созданном им «Клубе пианистов», в монографических концертах, она играла сольные программы. Тогда же, в годы учебы, начала свою профессиональную концертмейстерскую деятельность в инструментальных и вокальных классах консерватории, а также в балете Саратовского театра оперы и балета. Благодаря своему Учителю она полюбила играть с хором, особенно масштабные оперные сцены и монументальные кантатно-ораториальные сочинения. А главное, как и Семен Соломонович, она привыкла не брезговать никакой сценой, играть везде, где можно выступить, выполняя просветительскую музыкантскую миссию.
В книге «О Бендицком» профессор кафедры специального фортепиано Саратовской консерватории А.Е.Рыкель в содержательном очерке «Жизнь и искусство Семена Бендицкого» называет лучших питомцев созданной им школы, которые «превосходно работают в различных уголках России», в том числе «в Астрахани – А.Курганова-Бегиева…» (девичья фамилия Анны Жановны), (О Бендицком / Сост. А.Киреева. – Саратов, 2002. – С.26).
Сама Анна Жановна говорит, что она ощущает себя счастливым человеком, потому что занимается любимым делом, независимо от того, с кем выступает на сцене – с начинающими или знаменитыми певцами, или вовсе любителями пения, как это было в оперном коллективе Астраханского института рыбной промышленности (ныне АГТУ) или руководимом ею вокальном ансамбле «Ариозо» при областном институте усовершенствования учителей. И в своей преподавательской деятельности она не делит учеников на любимых и нелюбимых, стремясь воспитать у студентов потребность творчества. Показательно, что Анна Жановна каждый год проводит концерты класса, с участием молодых и опытных певцов. И недостатка публики на таких вечерах не бывает, тем более что вместе с учениками на сцену всегда выходит их наставник.
Как известно, у С.С. Бендицкого высшей оценкой выступления учеников было слово «справился». Несомненно, заслуженная артистка РФ Анна Жановна Курганова достойно справляется с исполнительской и педагогической работой на всем протяжении своего большого творческого пути. И как сказал бы ее Учитель, «вперед к новым победам, мой очаровательный профессор!».
Л.П. Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор