«На сопках Маньчжурии»
В 1995 г., когда отмечалось 50-летие Победы в Великой Отечественной войне, готовя к этой исторической дате концерт с Астраханским камерным хором «Лик», я сделал несколько хоровых переложений и обработок любимых в народе песен на военную тематику. И наряду с песенными шедеврами советских композиторов, как, например, «Вечер на рейде» Соловьева-Седого, «В землянке» Листова, «Смуглянка» Новикова, «Темная ночь» Богословского, решил включить в юбилейную программу «На сопках Маньчжурии» – вальс, написанный Шатровым, участником Русско-японской войны 1904-1905гг., в память о погибших в сражениях под маньчжурскими Мукденом и Ляояном воинах Мокшанского полка. Особенно тронула история создания этого памятного вальса. Известно, что в тех боях пали смертью храбрых не только солдаты и офицеры, но и музыканты полка. Своей вдохновенной игрой оркестранты, смело шедшие за полковым знаменем, смогли поднять дух воинов, прорвавших кольцо вражеского окружения после многодневных изматывающих сражений! А возглавлял героический полковой оркестр Илья Алексеевич Шатров, высокообразованный, талантливый капельмейстер (он закончил Варшавскую консерваторию) и благородный, мужественный человек. После того, как в 1907 г. его вальс-реквием был опубликован, он сразу же стал популярным. И не только в оркестровом исполнении. «На сопках Маньчжурии», с различными вариантами патриотического текста, запели солисты и хоры, сохраняя память о русской воинской славе.
Примечательно, что с Маньчжурией, оккупированной в 1930-е Японией, связаны события заключительного этапа Великой Отечественной войны и окончания Второй мировой войны – разгром Квантунской армии в ходе стремительных наступательных операций Советской армии в районе Муданьцзяна и Харбина и ликвидация японского владычества в северо-восточной части Китая. Об этом обстоятельно написано в книге командующего 1 Краснознаменной армией Первого Дальне-Восточного фронта А.П. Белобородова «Прорыв на Харбин», изданной в Москве, в 1982 г. И вот что интересно, если иметь в виду цель данного очерка – поделиться воспоминаниями о ветеране Великой Отечественной войны, воевавшим на Дальнем Востоке. В августе 1945 г. в Маньчжурской наступательной операции, в составе 246-го стрелкового полка 22-й Краснодарско-Харбинской Краснознаменной стрелковой дивизии, участвовал старшина В.К. Нечаев. Да! Речь идет о Викторе Кузьмиче Нечаеве, который свыше 30 лет являлся директором Астраханского музыкального училища и почти полвека вел здесь же класс хорового дирижирования. Как фронтовик он был награжден медалью «За победу над Японией». Затем, к юбилейным датам Великой Победы, ему как ветерану войны вручали памятные медали «За Победу в Великой Отечественной войне», а в 1985 г., к 40-летию Победы, наградили Орденом Отечественной войны II степени.
Мне довелось заниматься в классе В.К. Нечаева с того самого момента, когда он, закончив в 1952 Саратовскую консерваторию (правда, там он учился лишь на старших курсах, а начинал в Алма-Атинской консерватории), был направлен Министерством культуры РСФСР сразу директором Астраханского музыкального училища. И надо сказать, что как руководитель одного из старейших средних музыкальных учебных заведений страны, каким является АМУ (ныне Астраханский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского), Виктор Кузьмич показал великолепные организаторские и административно-хозяйственные способности, умение сплотить коллектив и наладить учебно-воспитательную работу с разновозрастными учащимися (в те годы рядом с юными музыкантами занимались взрослые, среди которых были даже фронтовики). Замечу, что он был членом КПСС, и это укрепляло его авторитет в руководящих структурах города и области. Успешная работа В.К. Нечаева по музыкальному образованию и культурному просвещению астраханцев, особенно когда в конце 1950-х он возглавил на общественных началах Астраханское отделение Всероссийского хорового общества, а в середине 1960-х как директор музыкального училища курировал любительский оперный коллектив, образовавшийся при клубе рыбокомбината, – была основанием для присвоения ему почетного звания заслуженного работника культуры РСФСР (это звание В.К. Нечаев получил одним из первых в Астрахани). К тому же нельзя не упомянуть, что именно во время его директорства музыкальное училище переселилось из тесного помещения в прекрасное просторное здание и получило вместительное общежитие для иногородних учащихся.
О своем участии в Великой Отечественной войне Виктор Кузьмич нам, своим ученикам, не рассказывал, ведь специальные встречи фронтовиков с молодежью тогда не проводились. В послевоенные годы страна восстанавливалась быстрыми темпами. Всюду кипела созидательная жизнь. Наши родители радовались, что снижаются цены на продукты первой необходимости. А мы, увлеченно занимаясь в музыкальном училище, знали, что по окончании нам гарантировано место работы, а в случае успешной сдачи государственных экзаменов может быть выдана рекомендация для продолжения учебы в вузе. Со мной так и произошло. Виктор Кузьмич с самого начала нацеливал меня на поступление в Саратовскую консерваторию, в класс педагога П.Д. Линькова, у которого занимался он сам. Летом 1955 г., когда я готовился к приемным экзаменам, Виктор Кузьмич безвозмездно уделял мне свое личное время, вызвав из отпуска концертмейстера, чтобы я смог более глубоко освоить рекомендованную им вступительную программу по дирижированию: хор без сопровождения «На старом кургане» Калинникова и сцену казни из оперы «Мазепа» Чайковского. При этом, зная, в каком затруднительном материальном положении я тогда находился, Виктор Кузьмич нашел возможность устроить меня на временную работу в самодеятельности. Так что на дорогу в Саратов я заработал профессиональным трудом. А поступив в консерваторию, написал заявление в класс П.Д. Линькова, мастера хорового исполнительства (он был создателем Саратовской филармонической капеллы). В 1960 г., по окончании вуза с красным дипломом, меня оставили там же преподавателем кафедры хорового дирижирования. Но, желая сначала поработать с хором, я вскоре уехал в Волгоград, где стал руководить филармонической капеллой, а потом вернулся в родную Астрахань, возглавив профессиональный ансамбль песни и танца каспийских рыбаков «Моряна», с которым гастролировал по Советскому Союзу. В 1969 г., когда в Астрахани открывалась консерватория и подбирались высококвалифицированные педагогические кадры, мне было предложено преподавать на кафедре хорового дирижирования, и я согласился, однако вплоть до 2008 г. совмещал педагогическую деятельность с исполнительской. Между прочим, когда в 1968 г. решался вопрос, кому быть первым ректором Астраханской консерватории, местные партийные власти обратились к Нечаеву. Но Виктор Кузьмич не решился расстаться с музыкальным училищем. Он был честным, принципиальным, ответственным человеком и осознавал, что без практики работы в высшем учебном заведении не сможет успешно руководить разносторонней деятельностью молодой консерватории.
Мне хорошо запомнилось, как 10 октября 1999 г. его провожали в последний путь. Во время гражданской панихиды в музыкальном училище я исполнил с камерным хором «Лик» несколько духовных произведений, заключив выступление перед почившим Учителем «Вечной памятью» Архангельского. А когда панихида закончилась и под звуки духового оркестра гроб выносили из училища, внезапно хлынул дождь, словно омывая душу, вырвавшуюся из бренного тела…
С.Е.Комяков,
заслуженный артист РФ, профессор кафедры
хорового дирижирования Астраханской консерватории