Владимир Романович Шмуленсон
Владимир Романович Шмуленсон
«Скрипка – опасный инструмент. На нем нельзя играть дурно или просто хорошо, как на рояле. Посредственная скрипичная игра ужасна, а хорошая – посредственна и едва терпима. На скрипке надо играть замечательно, только тогда игра может доставить наслаждение». Так об игре на скрипке написали знаменитые писатели-сатирики Илья Ильф и Евгений Петров, но не в «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке», а в книге своих путевых заметок «Одноэтажная Америка», в главе «Лучшие музыканты мира», поделившись с читателями впечатлениями от концерта выдающегося скрипача Крейслера (напомню, что Ильф и Петров как корреспонденты «Правды», центральной газеты Советского Союза, в 1935 году путешествовали по Америке, знакомясь с бытом и культурой США).
Предлагаемый очерк посвящен Музыканту, для которого Скрипка – больше чем инструмент. Действительно, игра на скрипке является смыслом его творческой жизни. Уже более полувека (!) он держит обожаемый инструмент в своих чутких руках, достигнув в скрипичном исполнительстве не только технического совершенства, но той простоты и естественности художественного воплощения музыкального содержания, которая доставляет «наслаждение» слушателям. Не случайно, когда он приезжает в Астрахань как солист и ансамблист, недостатка в публике на его концертах не бывает. К тому же во время гастролей он дает мастер-классы, участниками которых являются многочисленные учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств, студенты музыкального колледжа и консерватории, обучающиеся на струнных смычковых инструментах.
Да! Это всё о нем – Владимире Романовиче Шмуленсоне, артисте симфонического оркестра израильского города Хайфы, художественном руководителе квартета «Замир», скрипаче и альтисте, выступающем в разных городах мира, причем с сольными концертами и мастер-классами. К тому же его нередко приглашают членом жюри различных исполнительских конкурсов.
Когда в 2010-м году Министерство культуры Российской Федерации учредило на базе Астраханской государственной консерватории Международный конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах, в жюри, под председательством заслуженного артиста РФ, профессора Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке Михаила Лазаревича Курицкого, вошли не только ведущие педагоги кафедры струнных инструментов АГК – кандидат искусствоведения, профессор Екатерина Степановна Франгулова и доцент Ирина Аведиковна Барабанова, но и воспитанники нашей консерватории – Хамит Алиев, артист симфонического оркестра Мариинского театра оперы и балета (Санкт-Петербург), и Владимир Шмуленсон (Израиль). Оба успешно преподавали здесь, прежде чем покинуть Астрахань.
В интервью, записанном доцентом кафедры теории и истории музыки К.В. Гузенко, можно прочитать, насколько эмоциональной была встреча Владимира Шмуленсона, после 19-летней разлуки, с городом, где он в 1970-е учился в АГК, а в 1980-е преподавал в музыкальном училище (ныне колледже) им. М.П. Мусоргского и на кафедре струнных инструментов консерватории: «Я счастлив, что по окончании вуза остался в Астрахани, хотя у меня было много шансов уехать в другие города. Меня позвал в музыкальное училище директор Виктор Кузьмич Нечаев. И я 11 лет совмещал работу в училище с преподавательской деятельностью в консерватории. Мне было непросто уезжать отсюда. И сейчас непросто… Но я ощущаю себя, как дома, хотя и не являюсь коренным астраханцем… Это большая заслуга консерватории, что Международный конкурс проводится здесь, а не в каком-нибудь другом поволжском городе… Спасибо тем, кто меня позвал в жюри» («Я много жду от конкурса…». Интервью К.Гузенко // Камертон: вестник АГК. Вып.9. Сентябрь-декабрь 2010. – С.19).
Примечательно, что с момента проведения в Астрахани Первого Международного конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах творческие контакты Владимира Шмуленсона с родной консерваторией стали постоянными. Он приезжал сюда не только как член жюри Второго конкурса (2013 г.), но и приглашался с мастер-классами, сопровождавшимися его сольными и ансамблевыми выступлениями, в том числе с прославленным квартетом народных инструментов «Скиф», концерты которого – всегда праздник высокого музыкального искусства. Причем, со «Скифом», с включением партии клавесина, скрипач играл музыку эпохи барокко: Концерт для скрипки с оркестром ля минор И.С. Баха и Концерт для альта с оркестром Г.Ф. Генделя (переложение аккомпанемента для квартета народных инструментов и клавесина – Сергея Соколова). И что характерно, в звучании оригинального исполнительского состава – солирующая скрипка и инструментальный ансамбль струнных народных инструментов, многотембрового баяна и старинного клавесина – были ценные качества аутентичного исполнения. «У меня есть барочный смычок, – рассказывает Владимир. – Его сделал Эйтан Оффер, один из моих израильских учеников, который стал известным мастером барочных смычков. Но главное, нужно знать традиции исполнения барочной концертной музыки, ведь сыграть концерты Баха и Генделя – не то же самое, что исполнить концерты Мендельсона и Брамса. Все знают, но не всегда следуют тому, что в старинной музыке тутти – громче, соло – тише. Принцип диалога. Солист играет рубато, а аккомпанирующие голоса – в ровном темпе. В этом разница с исполнением романтической музыки, где оркестр следует за солистом, соответственно ускоряя или замедляя темп», – рассуждает Владимир, добавляя, что музыканты «Скифа» – Александр Мостыканов, Александр Бабушкин, Игорь Калина и Сергей Соколов, а также клавесинистка Маргарита Яковлева – его единомышленники в интерпретации барочной музыки. Как тут не вспомнить высказывание Н.Арнонкура: «С ритмической точки зрения, “несопровождение” и есть идеальный аккомпанемент» (Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди. – М., 2005. С.63).
Наряду со старинной музыкой Владимир великолепно исполняет произведения венских классиков, западноевропейских и русских композиторов-романтиков и импрессионистов, а также современных авторов, включая авангардистов. В череде концертов талантливого музыканта в большом зале Астраханской консерватории особенно запомнились его высокохудожественные интерпретации Третьей сонаты для скрипки и фортепиано Брамса – с Юрием Эльпериным, «Сюиты в старинном стиле» Шнитке и пьесы «Время и бесконечность» Канчели – с Галиной Волковой. Постоянным партнером Шмуленсона является концертмейстер Маргарита Яковлева. Вечер французской музыки (сочинения Дебюсси, Равеля, Шоссона, Франка), подготовленный ими осенью прошлого года, оставил яркий след в памяти почитателей утонченного исполнительского стиля.
Наблюдая, как он ведет мастер-классы, поражаешься его неутомимости и увлеченности педагогическим процессом. Он доходчиво объясняет и наглядно показывает стилистические особенности обширного репертуара, находит индивидуальный подход к каждому ученику, располагая к совместному музицированию. Обладает даром художественного слова. При этом, если в России он ведет занятия на русском языке, то в Израиле – на иврите, а в других странах – на английском. Между прочим, Шмуленсон свободно говорит на украинском, ведь он родился и получил начальное и среднее образование в Украинской ССР, в городе Виннице. Но после эмиграции родных в Израиль, в начале 1990-х, Владимир ни разу не приезжал на свою Родину, объяснив это так: «Я учился в Винницком музыкальном училище, по улице Валерия Чкалова, 30. А теперь она переименована в улицу Петлюры…». Но своих учителей-наставников, по ДМШ и музучилищу, он помнит и почитает. Ведь когда родители (отец – врач-хирург, мама – инженер-экономист) привели его в музыкальную школу, учиться на фортепиано, директор ДМШ убедил их, что с таким слухом и чувством ритма мальчик прекрасно заиграет на скрипке. И это предсказание его судьбы сбылось. С самого начала у Владимира сложились все условия для успешного освоения инструмента, который «запел» в его руках. А заканчивая с отличием музыкальное училище, юноша настолько окрылился, что задумал поступать в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского, тем более что на последнем курсе он постоянно ездил в Москву, чтобы брать частные уроки у Петра Абрамовича Бондаренко, преподававшего в ГМПИ им. Гнесиных и Московской консерватории, где он был бессменным ассистентом в классе самого Давида Федоровича Ойстраха. Но когда в 1976 году Владимир должен был сдавать вступительные экзамены в МГК, Бондаренко готовился к эмиграции в Израиль. Уезжая, он посоветовал: «Если ты не пройдешь в Московскую консерваторию, поступай в Астраханскую. Там работает моя питомица Наталья Тимофеева, очень талантливая скрипачка. Неважно, где учиться, важно – у кого». Так и получилось: на вступительном экзамене в МГК Шмуленсону поставили неудовлетворительную оценку, и он поехал в Астрахань, успев к началу приемных испытаний. Правда, по специальности сыграл лишь на «хорошо» (принимали Л.Г. Джергения и Н.Р. Захарян): видимо, на качестве исполнения сказался стресс из-за провала в Москве. Зато по сольфеджио и гармонии А.В. Свиридова и Л.Г. Джергения поставили ему твердые отличные оценки. Поэтому Владимир безоговорочно поступил в АГК. И Лев Григорьевич Джергения, руководивший тогда не только кафедрой струнных инструментов, но и студенческим симфоническим оркестром, сразу же посадил одаренного первокурсника за первый пульт как концертмейстера.
Обучаясь в консерватории, Владимир уже с первого курса начал преподавать класс скрипки, устроившись в ДМШ №20, директором которой являлся Н.С. Терещенко. Самым первым его учеником стал способный мальчик Денис Костылев. Под руководством Шмуленсона Денис закончил ДМШ, музыкальное училище и два с половиной курса Астраханской консерватории, но после отъезда Владимира Романовича в Израиль Костылев уехал в Москву, закончив Московскую консерваторию, а потом вернулся в Астрахань, работая в камерном оркестре филармонии, которым он теперь руководит (прошел переподготовку в Астраханской консерватории по симфоническому дирижированию).
Кроме педагогической работы в ДМШ, Владимир Шмуленсон еще в годы учебы в консерватории являлся иллюстратором на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Однажды его беглую игру возле малого зала услышала заведующая этой кафедрой Т.А. Базова, которая предложила ему поработать в классе О.Е. Мачневой. А еще знаменательный факт из его студенческой биографии – это то, что именно на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Владимир встретился с Натальей Дашевской, той самой Трофимовой, о которой ему говорил Бондаренко. Так сложилось, что она, талантливейшая скрипачка со столичным аспирантским образованием, оказалась в тот период без педагогической нагрузки на кафедре струнных инструментов и играла программы пианистам, зачисленным в ее класс камерного ансамбля. Поэтому Шмуленсон на первом курсе занимался по специальности у В.П. Шубного, на втором – у И.Н. Руднева, и только с третьего курса, наконец, попал в класс скрипки Н.П. Дашевской. А в 1981 году он закончил консерваторию, блестяще выступив на госэкзаменах с исполнением сольной программы, подготовленной под руководством Н.П. Дашевской, а также в составе квартета (класс В.П. Шубного) и в камерном ансамбле (класс О.Е. Мачневой).
Так что директор Астраханского музыкального училища В.К. Нечаев был наслышан об успехах выпускника консерватории В. Шмуленсона (к тому же знал и о его педагогической работе в ДМШ) и предложил ему вести в училище класс скрипки, с перспективой возглавить отделение струнных инструментов. «Виктор Кузьмич круто повернул мою судьбу», – считает Владимир Романович, вспоминая, как в свои 24 года он стал заведующим отделением в училище и председателем методической секции струнников при областном управлении культуры, как написал тогда развернутый календарный тематический план по курсу смычкового искусства для учащихся музыкального училища, как ездил с методической помощью в Капустино-Ярский филиал Астраханского музыкального училища, и как ему пришлось там обучать игре на скрипке мальчика Сережу Шакина (после Волгоградского училища искусств и Московской консерватории, Сергей работает в Москве, в оркестре Плетнева и оркестре Оперного центра им. Г.П. Вишневской), как в 1989 году серьезно подготовил Дениса Костылева к Всероссийскому конкурсу струнников, который проводился в Новосибирске, с участием учеников З.Н. Брона – Репина и Венгерова, будущих звезд мирового уровня. Денис выступал там с великолепным концертмейстером Т.Д. Беловой и стал дипломантом, что открыло ему дорогу в большое искусство.
Казалось, В.Р. Шмуленсон так и останется на всю жизнь в Астрахани, тем более что в 1987 году он был официально приглашен как педагог-совместитель в Астраханскую консерваторию. Работая в вузе, задумал даже написать кандидатскую диссертацию по вопросам штрихов и аппликатуры в сочинениях Берга, Стравинского, Бартока. И прикрепился со своей темой в Новосибирской консерватории, у профессоров М.Б. Либермана и Г.Г. Фельдгума. К тому же он определился и в семейном положении, женившись на Елене Шамис, выпускнице фортепианного отделения Винницкого музыкального училища, которая также стала астраханкой. В 1982 году у них родилась дочь Ирина, и счастливая семья обзавелась уютной кооперативной квартирой.
А в марте 1991 года Владимир Романович, с супругой и дочерью, переехали на постоянное место жительства в Израиль, поселившись в городе Хайфе. Первые пять лет он работал в Тель-Авивском симфоническом оркестре русскоязычных репатриантов, а после его ликвидации – в оркестре Новой израильской оперы. «Мне предложили хорошее место в альтовой группе, и я согласился, – говорит Владимир. – Параллельно играл партию альта в струнном квартете, по приглашению скрипача Авигдора Замира, а после его кончины, в 1996 году, я взял на себя руководство этим коллективом, и по моей инициативе квартет был назван «Замир». Мы постоянно выступаем, имея в репертуаре более 200 произведений, включая переложения, в том числе мои. Из русской музыки исполняем квартеты Алябьева, Глинки, Чайковского, Танеева, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке». В дополнение к сказанному, в том же 1996 году Владимир прошел по конкурсу в симфонический оркестр города Хайфы, играя там как скрипач за вторым пультом.
Интересно, что и супруга Владимира Романовича продолжила в Израиле творческую деятельность. Уже четверть века она является учителем пения в общеобразовательной школе, где создала замечательный детский хор. Елена Анатольевна свободно читает, пишет и говорит на иврите. А дочь Ирина переехала в Германию, работая в сфере бизнеса.
Да! Как же не упомянуть, что Владимир Романович любит спорт, занимается плаванием и тяжелой атлетикой, посещает большой спортивный клуб. Наверное, поэтому он и сейчас, отмечая свое 60-летие, моложавый, энергичный, подтянутый, элегантный. Настоящий Артист!
Л.П. Власенко,
зав.кафедрой хорового дирижирования АГК,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор