Татьяна Владимировна Карпюк
Татьяна Владимировна Карпюк
(1957-2007)
«О жизни, догоревшей в хоре» …
Именно так, строкой из стихотворения Блока, можно назвать послесловие к жизни человека, до конца своих дней остававшегося верным раз и навсегда избранной и любимой профессии музыканта-хормейстера. А само послесловие сложилось из воспоминаний и высказываний коллег, учеников, родных и близких, всех тех, кто знал и любил Татьяну Владимировну Карпюк, доцента кафедры хорового дирижирования Астраханской консерватории.
Жизнь ее была связана с хором не случайно. Внешним поводом являлось желание родителей приобщить дочь к музыке через хоровое пение, чтобы, окончив хоровую студию, она поступила в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, и приобрела профессию руководителя хорового коллектива (в 1960-70-е годы профессия дирижера-хормейстера была в числе востребованных обществом). Однако жизненный жребий Татьяны можно объяснить и с точки зрения внутренней сущности ее человеческой личности как генетического кода семьи… Ведь сейчас, когда история нашей страны переписывается заново, и тайное становится явным, в личных архивах также обнаруживается то глубинное, что проливает свет на жизнь потомков. В многовековой истории нашего края тому немало примеров. А судьба рода Быстролетовых, из которого вышла Татьяна Владимировна Карпюк, никого не оставит равнодушными.
Ее бабушка, Вера Сергеевна Быстролетова, была дочерью дьякона Никольской церкви (той самой Гостино-Николаевской церкви, в которой при советской власти размещался госархив, а после уничтожения этого древнего церковного здания, на его месте был построен центральный универсам). Известно, что, когда в 1915 году в Астрахани гастролировал выдающийся композитор Гречанинов, он прослушал свои духовные песнопения в исполнении хора Никольской церкви. И это само по себе свидетельствует о серьезном подходе в этом храме к выбору авторской музыки для богослужения. Однако после октябрьских событий 1917 года судьба многих астраханских священнослужителей, в том числе дьякона Быстролетова, оказалась трагичной. Он был убит в 1918 году, в перестрелке, когда Гостино-Николаевская церковь оказалась в эпицентре боя между красными и белыми – большевиками и казаками.
Драматичной была и судьба самой Веры Сергеевны. В конце 1920-х она вышла замуж за Фрицлера Александра Яковлевича. Служащий-снабженец, он отличался кристальной честностью, пунктуальностью в работе. Заботливый человек, он был крепкой опорой для семьи. А когда начались гонения на немцев, Фрицлер был репрессирован, и Вера Сергеевна перевела сыновей – Владимира и Валентина на свою девичью фамилию. Так, в 1938 году они стали Быстролетовыми. Но унаследовали от отца немецкую аккуратность, точность и даже педантичность. К тому же отличались благородной внешностью и врожденной культурой поведения. Недаром в 1957 году Владимиру удалось привезти в Астрахань красавицу москвичку Валентину Сальцину, которая стала его женой и матерью единственной дочери Татьяны. А познакомились они, когда Владимир служил на Североморском флоте и, в связи с язвой желудка, оперировался в Москве. Валентина в то время училась в 1 Московском медицинском институте на врача-стоматолога и посещала практические занятия в военном госпитале. И это была любовь с первого взгляда, иначе она бы не уехала из Москвы, где оставались ее мама и брат (впоследствии и мама Анфиса Семеновна Сальцина переехала в Астрахань). Астраханцам же повезло со столичным стоматологом. Валентина Борисовна Быстролетова продолжительное время работала в поликлинике УВД и осталась в памяти благодарных пациентов как врач Божьей милостью. А Владимир Александрович Быстролетов, оставаясь верным флоту, работал в ДОСААФе преподавателем корабельных механических устройств. Кроме того, он организовал спортивный кружок, устраивая соревнования ребят на скутерах. А как радовались мальчишки, когда в Астрахань, по инициативе Быстролетова, привезли списанную подлодку (такой же модели, на какой он служил на Североморском флоте). Те мальчишки давно уже стали седовласыми, а все еще вспоминают о своем наставнике как учителе жизни.
Своей дочери Татьяне родители купили старенькое немецкое пианино, а чтобы обучение игре на фортепиано не превратилось для нее в скучную обязанность, поощряли ее занятия, осваивая сами нотную грамоту, особенно отец, обладавший врожденной музыкальностью. Так, с помощью родителей, Таня закончила хоровую студию, затем, с отличием, музыкальное училище и в 1977 году поступила в Астраханскую консерваторию, утвердившись в мысли, что «хор – это лучшая модель человеческого общества». Учеба ей давалась легко, хотя, занимаясь на дневном отделении, она еще на первом курсе вышла замуж за выпускника рыбвтуза Марка Карпюка (впоследствии доктор наук, видный ученый в области ихтиологии) и должна была совмещать учебу с семейными обязанностями, которые усложнились после рождения дочери. Тем не менее консерваторию Татьяна закончила успешно и была оставлена здесь же вначале концертмейстером в классах хорового дирижирования, а затем преподавателем хоровых дисциплин. Таким образом она перенимала преподавательский опыт ведущих педагогов кафедры и осваивала обширный репертуар для обучения молодых специалистов. А еще несколько раз ездила в Москву, совершенствуясь в Творческой лаборатории дирижеров-хормейстеров России под руководством народного артиста РФ, профессора Московской консерватории Б.Г. Тевлина.
В 1987-88 учебном году Татьяна Владимировна, совмещая работу в консерватории с преподаванием в педагогическом институте на кафедре педагогики и методики начального обучения, задалась целью организовать хоровую студию при общеобразовательной школе, чтобы обучать музыке всех желающих. И такую студию ей удалось создать при школе №10 (ныне лицей №1). Название студии – «Радуга» – родилось из ассоциации семи цветов радуги с семью звуками: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. К тому же она хотела, чтобы хоровое пение сочеталось с рисованием. «Если дети будут «рисовать музыку», у них проснется творческое мышление, и это скажется на освоении общеобразовательных дисциплин», – так она объясняла свою задумку преподавателям музыки, которые начали работать в студии под ее руководством. А еще она писала для детей сценарии детских музыкальных сказок, показывая постановки на школьных праздниках, а наиболее удачные спектакли – на областном телевидении. Ее инициативу – набрать сугубо музыкальный класс – поддержал директор школы В.И. Майоров (ныне заслуженный учитель России). В числе преподавателей этого класса была выпускница консерватории, музыковед Полина Волкова, которая на этой базе написала кандидатскую диссертацию, участвовала в областном конкурсе «Учитель года» и стала его лауреатом (ныне она является доктором философских наук, доктором искусствоведения, работает в Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова).
Хоровая студия «Радуга», бессменным директором которой являлась Т.В. Карпюк, просуществовала с 1988 по 2003 годы, достойно выполняя миссию эстетического воспитания учащихся. К тому же это была отличная база практики для студентов консерватории, некоторые из которых после окончания вуза стали учителями музыки в различных общеобразовательных учреждениях. Примечательно, что после роспуска хоровой студии «Радуга», в лицее №1 осталась преподавателем музыки (внеклассная работа) воспитанница АГК О.Жаркова, которая в 2013 году стала лауреатом областного конкурса «Учитель года» (в номинации «внеклассная работа»).
За четверть века работы в Астраханской консерватории Т.В. Карпюк прочно вошла в число ведущих педагогов кафедры хорового дирижирования, удостоившись ученого звания доцента и снискав уважение коллег и учеников. Среди ее воспитанников – Марина Заводова, главный хормейстер Астраханского государственного ансамбля песни и танца (награждена медалью «За заслуги перед Астраханской областью»); Елена Роженко – старший преподаватель кафедры музыкально-инструментального искусства, дирижирования и музыкознания Ульяновского государственного университета (награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ); Дамир Сейталиев, заведующий музыкальной студии «Воскресение» Центра духовно-нравственного воспитания «Боголепъ» (г. Астрахань); Ирина Суменкова, преподаватель дирижерско-хорового отделения Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, руководитель Юношеского хора, лауреата Международных и Всероссийских фестивалей и конкурсов.
Кроме педагогического дара, Т.В. Карпюк обладала прекрасными душевными качествами, женским обаянием и несокрушимым оптимизмом. Приходила на помощь в нужную минуту, помогая ненавязчиво, незаметно для окружающих. Покоряла своей элегантностью, безупречным вкусом, эстетичным внешним обликом. Верила, что все, в конце концов, будет хорошо. Никогда не жаловалась на свои личные невзгоды и недуги. Даже когда врачи запретили ей работать (в связи с потерей трудоспособности после тяжелейшей операции и изнурительной химеотерапии), она верила, что скоро поправится и вновь встретится со своими любимыми студентами. Надеялась, что на свое 50-летие услышит замечательное хоровое пение, способное выразить тонкие движения коллективной души. Но до этого дня она дожить не успела…
«Хочу жить», – сказала она слабеющим голосом, прощаясь со своими верными подругами и родными, которые постоянно были с ней, глубоко сострадая тому, как мужественно эта хрупкая женщина переносит свой тяжкий жребий.
Наверное в этом сказалась роль провидения, но года за два до смерти, когда у нее все в жизни было вполне благополучно, она привела в порядок захоронения родных из рода Быстролетовых и Сальциных и тех близких, память о которых она всегда хранила в своем добром сердце. И теперь Татьяна Карпюк с миром покоится рядом с ними, оставив нам свою неумирающую любовь.
Л.П. Власенко,
зав. кафедрой хорового дирижирования АГК,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор