Ангелина Григорьевна Бабаян
Ангелина Григорьевна Бабаян (1948-2019)
«Какое чудо – услышать прекрасный симфонический оркестр!». Эти искренние слова благодарных слушателей абонементных концертов Астраханского музыкального театра, открывшегося весной 1996 года, запомнились не меньше, чем концертные номера замечательно выстроенных программ: «Симфонический оркестр», «Творческие портреты исполнителей» и особенно «Дебюты», где на одной сцене с профессионалами (в составе театрального оркестра были исключительно воспитанники Астраханской консерватории) вдохновенно выступали юные солисты – одаренные дети, учащиеся музыкального училища и студенты консерватории, демонстрируя неразрывную связь трехзвенной цепочки «школа-училище-вуз». Инициатором абонементных концертов и бессменным музыкальным руководителем всех программ с участием оркестра являлся художественный руководитель и главный дирижер молодого театра И.А. Сметанин. А вела концерты заслуженный работник культуры России, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории А.Г. Бабаян. «Ее краткие и страстные монологи органически вплетались в ткань всей программы, а не были просто необходимыми мостиками-переходами от одного номера к другому» (Дымов Г. Поспешите на свидание// Астраханские известия.-2001.-26 декабря).
Ко времени работы в музыкальном театре Ангелина Григорьевна как ведущая концертов классической музыки прошла большой путь. Тот, кому посчастливилось видеть ее на сцене большого зала Астраханской консерватории в 1970-е, не забудет, как она настраивала зал на восприятие музыки. И, надо признать, ее любила публика! Армянка по национальности, она отличалась эффектной внешностью: красивыми чертами лица, пышными смоляными кудрями, точеной фигуркой; подбирала элегантные наряды в соответствии с «тональностью» вечера (стиль у нее был строгий). А главное, слушателей завораживало ее умение преподнести известные факты в собственной интерпретации (подобно тому, как это делал известный телеведущий В.Вульф в цикле передач «Серебряный шар»). Между прочим, Бабаян еще в студенчестве конкурировала с признанными (филармоническими) конферансье. Не случайно наш первый ректор, заслуженный деятель искусств Украинской ССР, доцент А.Ф. Ушкарёв, доверил вести свой авторский вечер именно ей, тогда второкурснице консерватории. А на третьем курсе Ангелина совмещала учебу с почасовой преподавательской работой (вела сольфеджио и гармонию у вокалистов). Причем, успевала отлично по всем предметам и была активной в общественной жизни, поэтому являлась Ленинской стипендиаткой (более высокой стипендии тогда не было). А по окончании консерватории с красным дипломом Бабаян, решением министерской комиссии по распределению выпускников, осталась на кафедре теории и истории музыки, заведующим которой был ее руководитель по специальности – кандидат искусствоведения, доцент М.А. Этингер (впоследствии доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, почетный гражданин Астрахани).
Работая в Астраханской консерватории с 1973 года, мне всегда было интересно общаться с Ангелиной Григорьевной, тем более что у нас были поводы для контактов. Так, она родилась и первоначально училась в Орджоникидзе (Владикавказе), закончила там училище искусств по двум отделениям – дирижерско-хоровому и теоретическому. А мне довелось учиться в Ленинградской консерватории с ее сокурсником по училищу Владимиром Туаевым (по окончании ЛОЛГК им. Римского-Корсакова он вернулся на родину, став преподавателем, а затем директором Владикавказского училища искусств, ныне им. В.А. Гергиева). Так что я была в курсе, какие замечательные педагоги в 1960-е работали в Северной Осетии (среди них – В.А. Семенюк, впоследствии профессор ГМПИ им. Гнесиных, затем – Музыкального института им. Шнитке). А в 1979 целый десант педагогов Астраханской консерватории – А.Г. Бабаян, С.Е. Комяков, Ю.П. Гуров, Г.А. Сальковская, Л.П. Власенко – был направлен туда с оказанием методической помощи. И это были незабываемые дни знакомства с традициями и обычаями гостеприимного осетинского народа. И, конечно, наши мастер-классы произвели должное впечатление на педагогов училища, так как выпускники Орджоникидзевского училища стали более охотно (в то время) поступать в Астраханскую консерваторию.
Нужно сказать, что в 1980-е Ангелина Григорьевна стала подниматься по карьерной лестнице. Она исполняла обязанности декана теоретико-исполнительского факультета, прошла по конкурсу на должность старшего преподавателя, а как член КПСС избиралась в партийное бюро и даже секретарем партийной организации вуза (второй человек после ректора). При этом систематически занималась лекторской практикой: была незаменимой в Университете музыкально-эстетических знаний Астраханского мореходного училища (ректором этого общественного Университета являлся заведующий кафедрой народных инструментов, доцент консерватории Ю.В. Носков). Выступала по радио и телевидению. Писала актуальные заметки в областные газеты «Волга» и «Комсомолец Каспия». В результате, ее плодотворная просветительская и педагогическая деятельность увенчалась присвоением почетного звания заслуженного работника культуры России. К тому же, она была избрана по конкурсу на должность доцента кафедры теории и истории музыки.
Однако в 1990-е у Ангелины Григорьевны начались проблемы со здоровьем, и это стало тормозом к дальнейшему профессиональному росту. Конечно, педагог, о котором можно сказать, «милостью Божьей», она вносила большую лепту в теоретическую подготовку студентов исполнительских кафедр, особенно дирижеров-хормейстеров и вокалистов. Но самой ей не удавалось продвигаться, хотя в начале 2000-х она училась здесь в аспирантуре и даже подготовила кандидатскую диссертацию под руководством доктора искусствоведения, профессора Л.П. Казанцевой (но на защиту не выходила).
И все же свою главную – просветительскую – миссию А.Г. Бабаян выполнила сполна, проработав в alma mater 43 года (1971-2014).
Когда она вышла на заслуженный отдых, двери родной консерватории для нее были всегда открыты.
В 2018 г. Ангелине Григорьевне исполнилось 70 лет. А в ночь с 21 на 22 января 2019 г. ее не стало. Беспощадная болезнь прервала ее земное существование. Но с нами осталась Вечная о ней память …
Л.П. Власенко,
зав. кафедрой хорового дирижирования АГК,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор