«Родители гордились бы нами…»

Так говорила моя младшая сестра Нинель Анатольевна Никитина (Семенова), заслуженный работник культуры России, когда мы встречались с ней в отпускное время, ведь по окончании Астраханской консерватории в 1977 г., она всю свою жизнь успешно проработала в Астрахани (умерла 12 августа 2015 г.), а я, закончив Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г.И. Носова, так и осталась в родном Магнитогорске. Когда Неля приезжала на свою малую родину, мы с ней приходили на кладбище, где уже много лет покоятся наши родители (мамы не стало 12 декабря 1976 г., а отца – 1 февраля 1980), и, присев на лавочку, подробно «рассказывали» им о своей жизни…

Этот очерк я посвящаю светлой памяти отца Анатолия Евстигнеевича Семенова, матери Тамары Семеновны Семеновой, и сестры Нинель Анатольевны Никитиной (Семеновой).

Анатолий Евстигнеевич родился 1 мая 1924 г. в селе Мокшино Абатского района Тюменской области. Рано потеряв отца, который замерз в глухой степи, мальчику пришлось ходить с матерью по деревням и просить милостыню, пока брат Ефим не забрал горемычных в Магнитогорск. Анатолий рос истощенным ребенком, но учился на отличные отметки, и его премировали путевкой во Всесоюзный пионерлагерь «Артек». После общеобразовательной семилетки он закончил фельдшерское училище, но когда началась война, пошел работать на Магнитогорский металлургический комбинат, контролером ОТК. На военную службу его призвали 17 июня 1943 г., и, учитывая медицинское образование, направили в медсанбат, выхаживать раненых и отправлять их на дальнейшее лечение в тыл. Сколько горя он хлебнул в свои 19-20 лет, видя обезумевших от боли раненых, сколько потерял товарищей в жестокой войне, отец не любил рассказывать, потому что, будучи не только жестким, но и сентиментальным, сразу начинал плакать. День Победы он, младший лейтенант, командир санитарно-дезинфекционного взвода, встретил в Польше. В шутку говорил, что «искупался в Висле и тронулся в обратный путь». Правда, демобилизовался он лишь 5 мая 1946 г. Возвращаясь со своей частью на Родину, в городе Черновцы бравый офицер, с фронтовыми медалями и внешностью киногероя, пленил сердце семнадцатилетней красавицы Тамары Савосиной, которая приехала на Украину из родного сибирского села Ужур, вслед за отцом- военнослужащим. Влюбленный Анатолий обещал вернуться за ней, и хотя она сомневалась в этом, сдержал слово. Устроившись работать на Магнитогорском металлургическом комбинате, он твердо решил привезти сюда Тамару и отправился за ней в Черновцы, где они расписались 10 августа 1946 года и получили свидетельство о браке на двух языках – русском и украинском.

Оба они работали на металлургическом комбинате. Отцу выделили комнату в коммунальном бараке, там я и родилась. Это уже потом, когда отец, бригадир газовырубщиков листопрокатного цеха, стал передовиком производства, награжденным трудовыми медалями и даже Орденом Октябрьской революции, а мама, закончив сначала торговый техникум, а потом институт торговли (училась заочно), стала директором обувного магазина, семья поселилась в прекрасной квартире в центре города. Мою младшую сестру Нелю родители любили и баловали. Мама наряжала ее как куколку, в лучшие наряды по тем временам. Отец блаженствовал, когда маленькая Неля звонко подпевала ему его любимые военные песни под гитару (отец пел и играл на гитаре прилично) и лихо подтанцовывала вместе с ним «цыганочку». Точные науки ей не давались так легко, как мне, зато музыкальная одаренность у нее была ярко выраженной, и она пошла по этому пути, с отличием закончив Магнитогорское музыкальное училище и Астраханскую консерваторию. Мама иногда навещала Нелю во время учебы в Астрахани, радуя ее щедрыми гостинцами и теплом материнской любви. Но так случилось, что наша мама умерла от скоротечного рака за полгода до выпускных экзаменов Нели. Для всей нашей семьи это было шоком. Трудно даже представить, с какой тяжестью на душе моя сестра заканчивала консерваторию, а ведь ей пришлось тогда выступать на сцене с серьезной концертной программой. И когда Неля исполняла с хором и квартетом солистов фрагмент из «Реквиема» Верди, то, как она мне рассказывала, дирижировала памяти мамы…

Отец преданно любил маму, но страшно ревновал ее, чем доставлял немало огорчений, особенно в молодые годы, когда в нем «закипала кровь». Когда ее не стало, он оставался безутешным вдовцом. Никого больше не хотел видеть рядом с собой. И умер, также от рака, спустя три года после смерти своей единственной возлюбленной. Вечным сном они упокоились рядом, на Правобережном кладбище Магнитогорска – Анатолий Евстигнеевич и Тамара Семеновна Семеновы.

Людмила Ковалева (Семенова),

родная сестра Нинель Никитиной (Семеновой),

выпускницы Астраханской консерватории 1977 г.


  Версия для слабовидящих