«…ИДУ НА ТАРАН! ПРОЩАЙТЕ!»

В 1962 году, когда я, после руководства Волгоградской хоровой капеллой, возглавил ансамбль песни и танца каспийских рыбаков «Моряна», в этом профессиональном коллективе отсутствовал музыкальный руководитель оркестровой группы, и мне удалось уговорить на это место выпускника Саратовской консерватории Ю.Д. Тарасова. Еще в годы учебы Юрий Дмитриевич отличался творческой активностью, гастролировал в составе трио баянистов (с В.Ромадиным и В.Болдыревым), преподавал класс баяна и вел оркестр баянистов в городской ДМШ №1. Надо сказать, что Саратов был его родным городом. Но, когда он, будучи студентом, женился, собственного жилья молодая семья, в которой родился первенец Валерий, не имела, проживая у родителей супруги. А в случае работы в ансамбле «Моряна» у Тарасова появилась возможность получить свою квартиру. Поэтому он согласился переехать в Астрахань. И действительно, как музыкальный руководитель «Моряны» молодой специалист вскоре получил благоустроенную квартиру (где родился его младший сын Дмитрий). Правда, в «Моряне» Юрий Дмитриевич проработал лишь четыре года, после чего перешел на преподавательскую деятельность в Астраханском музыкальном училище, а с открытием в 1969 году Астраханской консерватории работал здесь по совместительству. В музыкальном училище Тарасов преподавал более 30 лет, являясь одним из ведущих специалистов на отделении народных инструментов. Среди его училищных воспитанников – заслуженный артист РФ, профессор А.С. Бабушкин. В 1970-е годы в Астрахани славилось трио баянистов, в составе которого играли: В.М. Ромадин, В.М. Зайчиков и Ю.Д. Тарасов. Все они были выпускниками Саратовской консерватории, заложившими в Астрахани высокие традиции профессионального обучения баянистов.

Вспоминая Юрия Дмитриевича Тарасова, расскажу, как однажды он, обычно скупой на слова, поведал мне историю своей жизни. Слушая его, меня удивило, что его отцом является Герой Советского Союза летчик Дмитрий Захарович Тарасов. Но еще больше поразил тот факт, что сам Юрий Дмитриевич узнал об этом лишь во время учебы в школе, когда был на экскурсии в краеведческом музее и увидел стенд с фотографией своего отца.

Теперь, когда Юрия Дмитриевича не стало, привожу сведения из биографии его отца, Героя Советского Союза Дмитрия Захаровича Тарасова, по известным данным ( https://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=30957&a=f ) .

Дмитрий Захарович Тарасов родился 25 сентября 1916 года в селе Большой Кушум Балаковского района Саратовской области. Там он окончил семилетнюю школу. В 1935-1938 годах учился в Энгельсском военном авиационном училище летчиков (добавлю, что сын Юрий родился в 1938 году). По окончании училища Дмитрий Захарович служил в авиационных частях Одесского военного округа. За высокие показатели в летно-тактической подготовке награждался благодарностями и денежными премиями от командования. Когда началась война, дальнебомбардировочный полк, в котором служил командир звена лейтенант Тарасов, получил задание задержать вражескую колонну танков и автомашин, двигавшуюся в восточном направлении по дороге Хрубешув-Сокаль (ныне приграничные города Польши и Львовской области Украины). Первый заход бомбардировщика Тарасова был удачным. Подбитые танки и машины образовали пробку на дороге. Второй заход Тарасову также удался. Но в это время налетели немецкие истребители, и один из них пулеметной очередью пробил правый мотор бомбардировщика. Сбить пламя не получилось, и тогда Дмитрий Тарасов как командир экипажа, в который входили: штурман лейтенант Борис Еремин, стрелок –радист Борис Капустин и стрелок Сергей Ковальский, – отдал по радио свой последний приказ: «Ребята, кто может, выбрасывайтесь с парашютом. Иду на таран! Иду на таран! Прощайте!..». Еремин и Ковальский успели выпрыгнуть, а объятый пламенем пикирующий самолет, с Тарасовым и Капустиным, врезался в скопление вражеских танков, уничтожив несколько из них мощным взрывом оставшихся бомб. Тарасов и Капустин погибли. Еремин приземлился неподалеку и был замечен немцами. Убив нескольких врагов из пистолета, он был ранен и упал без сознания. На глазах местных жителей фашисты отрубили ему голову. А Ковальский уцелел, сумев скрыться в лесу и добраться до села Иваничи Волынской области, жители которого укрыли его от захватчиков и помогли подлечить раны.

Свой огненный таран летчик Дмитрий Тарасов совершил 27 июня 1941 года, на шестой день войны. А днем раньше, 26 июня 1941 года, на автоколонну захватчиков, в районе Молодечино-Радошкевичи (в Белоруссии), пикировал пробитый зенитным снарядом в бензобак бомбардировщик капитана Николая Гастелло. Именно его таран вошел в историю Великой Отечественной войны как пример героического самопожертвования во имя защиты Родины. Интересно, что впервые о подвиге Гастелло было упомянуто лишь 5 июля 1941 года в сводке Советского информбюро. Таким образом, нельзя считать, что Дмитрий Тарасов повторил таран Гастелло. Просто он знал, что в создавшемся положении пикировать – это единственная возможность задержать продвижение вражеской колонны по территории родной страны.

Звание Героя Советского Союза Дмитрию Захаровичу Тарасову было присвоено посмертно 20 июня 1942 года. В родном селе Большой Кушум ему установлен памятник. В городе Балакове проводится открытый турнир по греко-римской борьбе памяти Героя Советского Союза Д.З. Тарасова. А похоронен Герой Великой Отечественной войны в братской могиле в Ивановичах, на Украине.

С.Е. Комяков,

заслуженный артист РФ,

профессор Астраханской консерватории

 


  Версия для слабовидящих