Ольга Александровна Калмыкова

Ольга Александровна Калмыкова

         Более 40 лет Ольга Александровна Калмыкова ведет педагогическую деятельность на кафедре общего фортепиано Астраханской консерватории. Она буквально «росла» вместе с консерваторией, пройдя здесь путь от преподавателя до доцента. В педагогической работе – вся ее жизнь, в обучении студентов различных специальностей тонкостям игры на фортепиано – радость творчества.

         Родилась Ольга Александровна (в девичестве Шубова) 2 августа 1948 года в Астрахани, в семье потомственных врачей, причем, как по материнской, так и отцовской линии. Однако двум девочкам из этого рода – Ольге и ее сестре Елене – было суждено прервать семейную традицию: первая нашла свое призвание в музыкальном мире, вторая увлеклась лингвистикой.

         С музыкой Ольга связана с раннего детства. В 1955 поступила в общеобразовательную школу и параллельно обучалась в ДМШ №1. Первыми преподавателями по фортепиано были Валентина Ивановна Ревенкова и Лидия Александровна Мурыгина, которые привили способной девочке любовь к музыке и заложили в ее воспитании ростки профессиональной школы.

         В 1963 году, окончив ДМШ и восемь классов общеобразовательной школы, она поступила в Астраханское музыкальное училище, в класс Т.А. Базовой (как известно, Татьяна Александровна входила в число самых первых педагогов Астраханской консерватории, открывшейся в 1969 г.).

         По окончании училища, в 1967 году, Ольга Александровна начала свою трудовую деятельность, став преподавателем и концертмейстером в родной музыкальной школе. А спустя год, на семейном совете было решено, что ей нужно продолжить учебу в консерватории. Своего музыкального вуза в Астрахани еще не было, и она поехала в Саратов, где выдержала вступительные экзамены и была зачислена в Саратовскую консерваторию им. Л.В. Собинова. Там ей довелось учиться в классе профессора Аси Дмитриевны Киреевой, воспитанницы знаменитого профессора С.С. Бендицкого, в свою очередь, ученика выдающегося педагога Московской консерватории Г.Г. Нейгауза.

         Пройдя обучение в Саратовской консерватории, Ольга Александровна продолжила работать на прежнем месте, в ДМШ №1, а с сентября 1974 года начала преподавать общее фортепиано в Астраханской консерватории (только что осуществившей первый выпуск специалистов).

         Надо сказать, что в то время кафедра общего фортепиано не существовала автономно, а являлась секцией при кафедре специального фортепиано, однако уже в 1975 это подразделение обрело самостоятельность. Первым заведующим был воспитанник Новосибирской консерватории И.В. Лотис, а в 1980-1993 кафедру возглавляла О.А. Калмыкова.

         Под руководством Ольги Александровны, на кафедре работали такие яркие музыканты-исполнители, как выпускница Горьковской консерватории Т.А. Ким, дававшая блестящие сольные концерты, и воспитанница Казанской консерватории, пианистка и органистка Е.С. Базова, выступавшая как солистка филармонии с абонементными циклами органных концертов. Значительную лепту в музыкальную жизнь города вносили и другие педагоги кафедры – воспитанница Новосибирской консерватории Г.Г. Кострюкова, а также первые выпускники Астраханской консерватории супруги А.Г. Юнг и А.В. Колупаев. Показательно, что все трое без отрыва от производства совершенствовались в ассистентуре-стажировке в ведущих вузах страны. Кроме того, на кафедре работала Т.В. Пахомова, также из числа первых выпускников АГК. Она постоянно выступала как концертмейстер со своим супругом, гобоистом В.Г. Пахомовым, а с О.А. Калмыковой играла в фортепианном дуэте.

         Научно-исследовательской работой на кафедре общего фортепиано в то время активно занималась кандидат искусствоведения Г.П. Овсянкина (ныне работает в Санкт-Петербурге, доктор искусствоведения, профессор). По ее инициативе, поддержанной заведующей кафедрой О.А. Калмыковой, в 1980 –1990-е, в Астраханской консерватории проводились авторские концерты известных композиторов – Геннадия Белова, Бориса Тищенко, Юрия Корнакова (Санкт-Петербург), Бориса Чайковского (Москва). В этих концертах активно участвовали педагоги кафедры общего фортепиано. Так, фортепианный дуэт О.А. Калмыковой и Г.П. Овсянкиной исполнял Концерт для двух фортепиано и сюиту «Шестью три» Белова, а в дуэте с Р.Ю. Бураковой Ольга Александровна играла «Новилюдию и харрафугу» для двух фортепиано Белова и Сонату для двух фортепиано Б. Чайковского.

         Исполнительскую деятельность О.А. Калмыкова не прекращала и в 2000-е годы. В фортепианном ансамбле со своими студентами она сыграла немало оригинальных произведений и переложений для фортепиано в четыре руки. А с преподавателем вокального отделения Астраханского музыкального колледжа Ириной Ивановой (воспитанницей АГК по классу сольного пения профессора Н.В. Синёвой) дала 10 концертов, в программу которых вошли вокальные сочинения: Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Кюи, Рубинштейна, Чайковского, Аренского, Ипполитова-Иванова, Гречанинова, Глиэра, Аракишвили, Ракова, Власова, Надененко, Гаврилина и других композиторов.

         Как вузовский педагог, Ольга Александровна занимается научно-методической работой. Нельзя не вспомнить, что еще в начале 1980-х она входила в секцию курса фортепиано, организованную при Научно-методическом совете Министерства культуры РСФСР. Под председательством профессора ГМПИ им. Гнесиных В.Д. Нырковой была развернута серьезная работа по повышению качества фортепианной подготовки студентов российских музыкальных вузов. В связи с этим в различных городах страны проводились научно-практические конференции и мастер-классы, а затем были учреждены российские конкурсы по фортепиано среди студентов дирижерско-хоровых, историко-теоретических и композиторских отделений. Являясь заведующей кафедрой общего фортепиано Астраханской консерватории и членом секции при республиканском Научно-методическом совете, О.А. Калмыкова выезжала на конференции в Москву и Горький (Нижний Новгород). Показательно, что одна из таких конференций, под названием «Проблемы преподавания курса фортепиано в средних специальных учебных заведениях культуры и искусства», состоялась на базе Астраханской консерватории, под председательством профессора В.Д. Нырковой (1984 г.).

         Кроме участия в конференциях, за время работы в вузе О.А. Калмыкова подготовила к публикации ряд статей, изданных в научных сборниках Астраханской консерватории и Астраханского педагогического института (она работала там, по совместительству, на кафедре педагогики и методики начального образования).

         О высоком уровне педагогической работы Ольги Александровны говорит тот факт, что воспитанники ее класса участвуют в конкурсах фортепианной подготовки студентов дирижерско-хоровых, историко-теоретических и композиторских отделений музыкальных вузов, проводимых в Москве и других городах России. Среди лауреатов – В.Петров, выпускник Астраханской консерватории по кафедре теории и истории музыки (обучался по специальности в классе доктора искусствоведения, профессора Л.В. Саввиной; ныне доктор искусствоведения, доцент).

         В разное время в классе О.А. Калмыковой занимались и другие, впоследствии видные исполнители и педагоги, как Н.А. Никитина (заслуженный работник культуры РФ, свыше четверти века заведовала дирижерско-хоровым отделением и продолжает работать в Астраханском музыкальном колледже), Е.А Михайлова (заслуженная артистка РФ, народная артистка Татарстана, профессор, ныне заведующая вокальным отделением Астраханского музыкального колледжа), О.А. Лучинина (кандидат психологических наук).

         Студенты О.А. Калмыковой получают крепкую фортепианную подготовку, что позволяет им участвовать в концертах, особенно шефских – для учащихся общеобразовательных и музыкальных школ города, а также студентов колледжа культуры и университета (АГУ). Так, в конце 1980-х в ее классе обучался А.Симонян, который выступал в сборных концертах, проводимых в большом зале консерватории. Сейчас он работает в Германии, где наряду с дирижерско-хормейстерской деятельностью (заканчивал АГК в классе дирижирования профессора Л.П. Власенко), дает сольные концерты как органист и пианист (исполняет фортепианные сочинения Бетховена, Шуберта, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Хачатуряна, Бабаджаняна и других композиторов).

         Успехи в педагогической, научно-методической и концертно-исполнительской деятельности позволили О.А. Калмыковой в 2000 году утвердиться в ученом звании доцента.

         Наконец, нельзя не сказать о том, что что Ольга Александровна много сил вложила в общественную работу, на протяжении многих лет являясь председателем комитета первичной профсоюзной организации консерватории. Награждена многочисленными почетными грамотами и благодарственными письмами.

М.Мелюкова,

музыковед

 


  Версия для слабовидящих