Нателла Рубеновна Захарян (1945-2003) и Валерий Петрович Шубный (1941-2010)
Нателла Рубеновна Захарян
(1945-2003)
Валерий Петрович Шубный
(1941-2010)
Трудно переоценить идею опубликовать воспоминания о друзьях-коллегах, в том числе преждевременно ушедших, – ведь это наша история. Через определенный промежуток времени по этим страницам можно будет воссоздать панорамную картину жизни нашей консерватории.
Беру на себя смелость поведать о первых преподавателях Астраханской консерватории, супружеской паре, которую знаю больше других, потому что знакомство наше началось с 1960-х годов в Баку. Скрипач Валерий Шубный был студентом моего мужа, доцента Азербайджанской консерватории А.И. Ходжумяна.
Нельзя не сказать и о семье Валерия Петровича, его маме, Марии Федоровне – русской красавице (даже в возрасте), которая всегда с удивительным достоинством держала себя в любом обществе и этим притягивала к себе симпатии окружающих. Она воспитала двух дочерей – Аллу и Иру, и сына Валерия. По окончании консерватории он пришел к нам домой с целью то ли поделиться сердечной тайной, то ли спросить совета. Хорошо помню, как обращаясь к Александру Ивановичу, Валера сказал, что хочет жениться на Нателле Захарян: «лучшей девушки ему не найти». И мы с мужем выразили бурный восторг…
Действительно, виолончелистка Нателла Захарян выделялась среди студентов Азербайджанской консерватории не только яркими внешними качествами, но и незаурядным исполнительским талантом.
Между прочим, Валерий, еще в студенческие годы, работал артистом оркестра Азербайджанского театра музыкальной комедии, а затем – театра оперы и балета. Кроме того, он также преподавал в детской музыкальной школе. Так что студент Шубный мог содержать семью, а, главное, он был отлично подготовлен к самостоятельной практической деятельности, которая началась для него по окончании консерватории.
В 1965 молодой специалист поехал по направлению Министерства культуры СССР в Ашхабад, столицу Туркменистана, где проработал пять лет концертмейстером оркестра Туркменского театра оперы и балета и кратковременно преподавал класс скрипки в средней специальной школе. Там же, в оркестре оперного театра, работала его супруга Нателла Захарян (она специально перевелась на заочное отделение, чтобы быть рядом с мужем). А в 1968 у них родилась Ната (будущая пианистка). Однако это не помешало молодым родителям в 1969 поступить в аспирантуру при Московской консерватории: Валерий занимался в классе профессора Д.М. Цыганова (ученика А.Я. Могилевского), а Нателла – у профессора Н.Н. Шаховской (воспитанницы С.М. Козолупова и М.Л. Ростроповича).
В сентябре 1970 семья музыкантов переехала в Астрахань. Валерий Петрович и Нателла Рубеновна как опытные оркестранты и аспиранты столичной консерватории, органично вписались в молодежный педагогический состав кафедры оркестровых инструментов, где в это же время начинали работать выпускница и аспирантка Московской консерватории альтистка О.С. Множина и воспитанник Одесской консерватории, аспирант ГМПИ им. Гнесиных альтист А.Е. Чикилов (по окончании вуза он два года преподавал в Дальневосточном институте искусств).
Забегая вперед, нужно сказать, что, начиная с осени 1970 и до середины 1993 года, личная и творческая жизнь замечательной супружеской пары была накрепко связана с волжским городом.
Первое упоминание о Шубном и Захарян в астраханской прессе связано с откликом на концерт камерного оркестра Астраханского музыкального училища, в котором молодые педагоги консерватории работали по совместительству. К слову, в этом коллективе, руководимом Г.Г. Цейхенштейном и Б.А. Красильниковым, насчитывалось около 40 исполнителей: в основном педагоги и бывшие выпускники училища. Показательно, что рядом с мастерами здесь играли юные музыканты. Например, в Концерте си минор для 4-х скрипок с оркестром А.Вивальди солировали Б.А. Красильников, В.П. Шубный, а также учащиеся А.Плахотникова и О.Антонова, причем «все три части концерта были исполнены ровно и с хорошим чувством стиля» (Молодцова-Руденко С. Концерт скрипичной музыки // Волга. – 1970. – 16 декабря).
Шли годы напряженного созидательного труда. Оба музыканта, без отрыва от производства, закончили аспирантуру и стали старшими преподавателями, а в конце 1980-х – доцентами. Наряду с педагогикой, оба активно занимались исполнительством.
Вспоминая о Н.Р. Захарян, следует сказать, что ей была подвластна необозримая палитра инструментальных таинств. Изумительный по тембральным качествам и силе экспрессии голос ее виолончели содержал муки борьбы, присущие всему живому, но вместе с тем призывал к глубокому размышлению, милосердию, излучал добро и неизбежно наполняющий душу свет, надежду, умиротворение. Ее репертуар отличался широтой диапазона: от старинных композиторов до современных авторов. Еще к 5-летию Астраханской консерватории она сыграла сольный концерт, о котором слушатели-старожилы помнят до сих пор. Тогда, 28 февраля 1974, Нателла исполняла вторую сюиту Баха для виолончели-соло, сюиту Франкера – Трауэлла, три пьесы-фантазии Шумана, а в заключение программы – Сонату ре-минор Шостаковича. Вот как писала об этом музыковед-композитор Л.Ясонова: «Исполнительскому стилю Захарян чужды манерность, поза и другие атрибуты ложного артистизма. Замечательное качество виолончелистки – эмоциональность, сочетаемая с благородной сдержанностью. Авторский текст, вплоть до мельчайших деталей, воспроизводится мастерски и с трогательной бережностью. /…/ Она превосходно владеет палитрой мягких полутонов, тончайших оттенков, покоряя выразительностью и естественностью фразировки» (Ясонова Л. Звучит виолончель // Комсомолец Каспия. – 1974. – 14 марта).
Кроме исполнения камерной музыки, Н.Захарян играла виолончельные концерты с симфоническим оркестром. Как солистка Астраханской филармонии она выступала с гастролирующими оркестрами Куйбышевской (Самарской) и Ульяновской филармоний (виолончельный Концерт си минор А.Дворжака, «Вариации на тему рококо» П.Чайковского и др.); в 1988 играла старинную музыку (Ф.Куперена, А.Вивальди, И.С. Баха и др.) с камерным оркестром Дагестанской филармонии. И, конечно, она регулярно выступала с симфоническим оркестром консерватории под руководством Ф.Я. Сепкулова, сыграв в большом зале виолончельные концерты Л.Боккерини, Р.Шумана, А.Бабаджаняна, а также тройной концерт C dur Л.Бетховена (с В.Шубным – скрипка и Э.Камаловым – фортепиано).
Сцена была для нее истинным домом, где она чувствовала себя хозяйкой-госпожой, выступления на эстраде были ее средой обитания, духовной подпиткой. Она выходила на сцену лучезарно обаятельная с неизменной улыбкой и с сияющим взглядом. Уже в настраивании инструмента чувствовалась ее нетерпеливая жажда играть. Вдохновение солистки передавалось всем и зажигало зал. Она была подлинной Музой виолончели, и виолончель подчинялась ей всецело, как бы радуясь прикосновениям ее чутких пальцев. Именно это сразу оценил, дав блестящий отзыв, народный артист СССР, композитор А.Эшпай, в авторском концерте которого, в большом зале Астраханской консерватории, Нателла Захарян исполнила Сонату для виолончели и фортепиано вместе с автором (замечательный пианист, он являлся учеником В.Софроницкого). А Валерий Шубный в этом же концерте играл «Венгерские напевы». Знаменитый композитор был более чем удовлетворен совместным музицированием с астраханскими солистами. До сих пор помню его восторг от исполнения Нателлой выдержанной басовой ноты самого низкого регистра. Андрей Яковлевич сказал мне, что мало кто из виолончелистов, игравших с ним, вник в смысл этой ноты. Он отметил в Нателле щедрость сердца, самозабвенность чувств, открытость и пленительную простоту.
Нельзя также не вспомнить, что Н.Р. Захарян организовала из студентов своего класса отличный ансамбль виолончелистов, который выступал не только на сцене большого и малого залов консерватории, но и в филармонии. Когда в 1985 торжественно отмечалось 300-летие И.С. Баха, ансамбль виолончелистов сыграл три части из Сюиты №6 (для виолончели соло в переложении Н.Захарян), а также «Ave Maria» Баха – Гуно, показав высокую культуру исполнения (ария прозвучала в сопровождении органа, партию которого исполнила Ирина Снегурова). В этом же концерте Н.Захарян сыграла органный Концерт соль мажор И.С. Баха – в собственном переложении для виолончели и струнного оркестра (дирижировал Ф.Сепкулов). Как тонко заметила музыковед М.Хрущева, «тембр струнных инструментов по-новому осветил певучесть баховских мелодий, гармоничность их переплетений» (Хрущева М. Звучит музыка Баха // Волга. – 1985. – 27 марта).
Обширный репертуар скрипача В.П. Шубного также включал музыку от старинных до современных композиторов. Еще в 1973 он участвовал в концерте камерной музыки, ставшим ярким событием астраханской музыкальной жизни. По признанию публики, этот необыкновенный концерт (только старинная музыка) собрал на сцене большого зала исполнительский цвет консерватории – камерные педагогические ансамбли, в составе которых играли: Н.А. Токарев (клавесин), В.Ю. Саввин (фагот), Я.И. Левицкий (флейта), Н.Р. Захарян (виолончель), А.К. Вервейко (кларнет), Н.П. Тимофеева (скрипка). Шубный выступал в ансамбле с Левицким, Саввиным и Токаревым, исполняя сочинения Генделя.
Особенно следует отметить участие В.П. Шубного в программах современной музыки. Он был одним из самых активных исполнителей произведений астраханских композиторов – А.Блинова, Л.Ясоновой, О.Меремкулова, Ю.Гонцова, сочинения которых играл не только в Астрахани, но и в Москве, и в Волгограде. Именно в расчете на исполнительскую индивидуальность Шубного, ему присылали свои скрипичные опусы композиторы из Москвы и других городов Советского Союза. Так, в 1990-м, на II фестивале «Дни современной музыки в Астрахани» Валерий Петрович сыграл: Сонату для скрипки и фортепиано московского композитора С.Беринского, струнные квартеты: волгоградского композитора А.Климова и таджикского композитора Ю.Мамедова (в ансамбле с Р.Леонидовым, В.Лотоцкой, Н.Костандяном); Триптих на тему BACH для солирующей скрипки и ансамбля скрипачей (под руководством В.Шубного) киргизского композитора М.Бурштина и музыку для скрипки-соло «Сатана» В.Гусева (г. Фрунзе, Киргизия); сонаты для скрипки-соло казанского композитора Л.Блинова и таджикского композитора Т.Шахиди. По авторитетному мнению профессора М.А. Этингера, «новая музыка нашла чутких истолкователей в лице целой плеяды педагогов Астраханской консерватории», среди которых – и скрипач Шубный (Этингер М. Астраханские вечера советской камерной музыки // Волга. – 1990. – 21 апреля).
За 23 года работы в Астраханской консерватории В.П. Шубный и Н.Р. Захарян прошли путь от начинающих до признанных вузовских педагогов, утвердились как доценты, а Нателла Рубеновна последнее время работала в должности профессора.
Оба они подготовили немало высококвалифицированных специалистов. Среди учеников Валерия Петровича – заслуженный артист РФ В.Шевцов (работал в Вологде); лауреаты различных конкурсов М.Чечельницкий, А.Самойленко; заслуженный артист Республики Калмыкия Б.Девякович; преподаватель кафедры струнных инструментов и концертмейстер симфонического оркестра Астраханской консерватории Е.Иноченко. А среди воспитанников Нателлы Рубеновны – заслуженные артисты РФ Е.Белинская и В.Белинский (работали в Астраханской филармонии, сейчас – в Германии), Н.Костандян (преподавал в АГК, ныне – в Финляндии), С.Галинская (являлась старшим преподавателем АГК, теперь – в Мексике) и многие другие.
Нельзя также не сказать, что в 1979-1993 Валерий Петрович возглавлял кафедру струнных инструментов. Это было «золотое время» для вверенного ему коллектива. Как руководитель Шубный был справедлив, объективен и доброжелателен в отношениях с коллегами и студентами. Он всегда четко планировал работу и вел кафедру с такой исключительной преданностью делу, что коллеги и студенты-струнники старались не подвести своего заведующего. Несомненно, общение с ним обогащало и настраивало на позитив.
Летом 1993 года, по завершении учебного года, В.П. Шубный и Н.Р. Захарян, вместе с семьей дочери (Наташа закончила Астраханскую консерваторию по классу фортепиано у Л.М. Сулеймановой, а ее муж, Геннадий Цушко – по классу скрипки у В.П. Шубного), покинули Астрахань, отправившись за океан, в Мексику. Там Валерий Петрович и Нателла Рубеновна устроились в симфонический оркестр одного из провинциальных городов, а дочь и зять, играя дуэтом, стали подрабатывать на корпоративах.
Талантливая виолончелистка и эффектная женщина, одно появление которой на сцене вызывало оживление в экспансивной публике, Нателла Захарян вскоре стала солировать с оркестром. Теперь, когда труд музыкантов оплачивался соответственно их профессиональному уровню, семья ни в чем не нуждалась: они жили в красивом, благоустроенном доме, с цветущим двориком, за которым ухаживал садовник (по негласным традициям жизненного уклада в Мексике, если ты имеешь хорошо оплачиваемую работу, то самому возиться с садом и прочими бытовыми делами не пристало – найми для этого соответствующих работников), могли с комфортом путешествовать по разным странам и позволить себе многое из того, что раньше им было недоступно. Словом, они зажили «как в раю». Беда подкралась незаметно: спустя несколько лет, Нателла тяжело заболела. Мужественно сражаясь со своим недугом, она терпеливо перенесла несколько операций в Санкт-Петербурге, куда ее привез из Мексики Валерий Петрович. Но болезнь, с коротким страшным названием, не пощадила единственную его любовь – Нателла умерла 7 июля 2003 года. Под тяжестью невосполнимой потери, Валерий не мог больше работать за океаном и остался в Петербурге, где его поддерживали близкие – сестры и товарищи, которые знали его еще по Баку. А 1 апреля 2010 года сердце безутешного рыцаря Прекраснейшей Дамы перестало биться. Там, в Санкт-Петербурге, они покоятся вместе – любящие супруги и музыканты милостью Божьей.
Теперь, когда исполняется 50 лет со дня основания нашей консерватории, невольно оглядываешься назад, на далеко не «бесцельно прожитые годы», и понимаешь, сколько прекрасных музыкантов работало здесь на пределе своих возможностей. И в первых их рядах была супружеская чета – Нателла Захарян и Валерий Шубный.
Е.С. Франгулова,
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры струнных инструментов
Астраханской государственной консерватории (преподавала в АГК в 1990-2016 гг.)