Виктор Исаакович Калинкин (1917-1992)
РОВЕСНИК РЕВОЛЮЦИИ
Кто-то из писателей сказал: «Счастливый человек – тот, кто посвятил себя любимой профессии». Одним из таких людей, которые мне встречались на творческом пути, был Виктор Исаакович Калинкин (1917-1992), посвятивший себя исключительно хореографическому искусству.
Москвич по рождению (отец – из служащих, мать – повариха), после учебы в общеобразовательной школе, где он занимался в танцевальном кружке, Виктор Калинкин в 1933 г. поступил в Московское хореографическое училище и уже через два года начал работать артистом балета КЭБ (Концертно-эстрадного бюро); в 1939 г. являлся солистом танцевальной группы Шахтерского ансамбля песни и пляски Донбасса, созданного Зиновием Осиповичем Дунаевским (младшим братом знаменитого композитора). А в 1940 г., по окончании хореографического училища, профессиональный танцор Калинкин был призван на службу – в Центральный ансамбль песни и танца НКВД СССР (возглавлявшийся в 1940-1944 гг. З. О. Дунаевским). Когда началась война, ансамбль НКВД, состоявший из 300 человек, был поделен на несколько концертных бригад, колесивших по многочисленным фронтовым дорогам. Как солист танцевальной группы и ассистент главного балетмейстера ансамбля, В.И.Калинкин всю войну выступал перед защитниками Родины, причем не в комфортных условиях отапливаемых концертных залов, а на передовой, в часы затишья перед боем. Лютая зима 1941-1942 под Москвой запомнилась ему тем, что пришлось пробиваться с группой артистов через вражеское окружение. А разве можно было забыть выступления на Ленинградском, Кавказском фронтах, если он испытал на себе «дорогу жизни», добираясь по ледяной Ладоге в Кронштадт, участвовал вместе с красноармейцами в освобождении Новороссийска, а после боя танцевал с ансамблем НКВД на городской площади! Недаром Виктор Исаакович был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Ленинграда», а к 40-летию Великой Победы (в 1985 г.), как ветеран Великой Отечественной войны, получил Орден Отечественной войны II степени.
После войны В.И.Калинкин вновь стал работать, но уже главным солистом и балетмейстером, в Шахтерском ансамбле песни и пляски Донбасса. А в 1952 г., накопив многолетний профессиональный и богатый жизненный опыт, будучи в дружеских отношениях со многими известными деятелями культуры и искусства, специалист со столичным образованием, Виктор Исаакович переехал в Астрахань, приняв предложение работать солистом и балетмейстером ансамбля песни и танца каспийских рыбаков «Моряна» (с весны 1953 г. «Моряну» возглавлял заслуженный деятель искусств Латвийской ССР дирижер-хормейстер Яков Абрамис, а в 1958-1960 гг. художественным руководителем являлся заслуженный деятель искусств УССР Зиновий Дунаевский, с которым Калинкин был хорошо знаком по совместной работе в ансамбле НКВД и Шахтерском ансамбле Донбасса).
Семь лет проработав в «Моряне», Виктор Исаакович в 1959 г. перешел на преподавательскую деятельность в Астраханское культурно-просветительское училище (ныне колледж культуры и искусства). Здесь пригодилось его блестящее владение методикой обучения и воспитания творческой молодежи. Постановки народных танцев опытным балетмейстером становились событиями культурной жизни нашей области, особенно, когда он разрабатывал сюжетные композиции на материале астраханского фольклора, как «Зеленгинская кадриль», «Караваненская кадриль», «Харабалинская кадриль». А самой значительной его работой в качестве педагога-балетмейстера стал спектакль «Кремль белокаменный», раскрывший в танце страницы истории Астраханского края.
Но и в «Моряне» не забывали о В.И.Калинкине. Возглавив этот ансамбль летом 1962 г. (после Я.Абрамиса, который вторично руководил «Моряной» в 1960-1962 гг.), я был наслышан о непростой судьбе и талантливом балетмейстерском почерке Виктора Исааковича, и, когда подошло время подготовить с профессиональным коллективом концертную программу, посвященную 50-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции (сегодня трудно даже представить, насколько ответственной была эта задача, выполнение которой строго контролировал Обком КПСС), решил пригласить Калинкина постановщиком танцевальных номеров. Он согласился перейти на балетмейстерскую работу в «Моряну», но с условием, что ему необходима командировка в Москву. В столицу мы поехали вдвоем, и я мог убедиться, насколько серьезно он обсуждал с компетентными специалистами сложные постановочные вопросы. Поездка оказалась весьма продуктивной. В 1967 г., впервые в Астрахани, В.И.Калинкин поставил с ансамблем «Моряна» оригинальные концертные номера, в которых танец совмещался со спортивными элементами и использованием снарядов художественной гимнастики. А чтобы артисты балета освоили движения с обручами, лентами, мячами, мы с Виктором Исааковичем обратились за помощью к главному астраханскому тренеру по художественной гимнастике Людмиле Александровне Тихомировой, и она выделила для этой цели девушек-репетиторов. В результате совместной работы с ними танцевальные композиции, задуманные В.И.Калинкиным, получились современными, динамичными, оригинальными, красочными, отвечающими царившему тогда в обществе духу созидания гармонически развитой личности строителей коммунизма.
Весной 1967 г., во время продолжительных гастролей «Моряны», мы многократно обкатали праздничную программу, причем Виктор Исаакович в поездке продолжал оттачивать танцевальные номера, занимаясь с артистами балета. Мне также запомнилось, как он артистично выходил на заключительный поклон: в тщательно выглаженном черном костюме, который превосходно на нем «сидел», подчеркивая стройность фигуры уже не молодого человека.
Словом, к ответственному концерту в честь полувекового юбилея Советской власти ансамбль «Моряна» подготовился достойным образом. Так я докладывал в Обкоме КПСС, рассказывая, с каким восторгом зрители принимают необычные танцевальные постановки балетмейстера В.И.Калинкина. Несомненно, местные власти уже знали о наших успешных гастрольных выступлениях в Казахстане и других республиках Советского Союза, потому что ряд хоровых номеров «Моряны», а также хореографическая сюита «Дружба народов Каспия» и «Спортивно-молодежный танец» безоговорочно вошли в программу грандиозного концерта, посвященного вручению Астраханской области ордена Ленина (6 октября 1967 г.). Присутствовавший на этом концерте член Политбюро КПСС Дмитрий Степанович Полянский, вручавший орден Ленина, попросил, чтобы после финального номера – «Спортивно-молодежного танца» – исполнители остались на сцене. Пожав мне руку как руководителю ансамбля «Моряна», он тепло поблагодарил артистов за доставленное удовольствие. А потом корреспонденты дружно защелкали фотоаппаратами, снимая его непринужденное общение с простым народом. Правда, ни одной фотографии памятной встречи с Полянским я так и не увидел.
А Виктор Исаакович встретил свое 50-летие 17 октября 1967 г. Вместо правительственной награды за свои творческие достижения он получил благодарность публики, в виде оглушительных аплодисментов, адресованных ему как постановщику необычных танцев. Но через два года работы в «Моряне» он вернулся в культурно-просветительское училище, продолжив подготовку танцоров и руководителей танцевальных коллективов. В 1980-е я видел его и в Астраханской консерватории, где он работал по совместительству на кафедре сольного пения и оперной подготовки (вел класс танца у вокалистов). А выйдя на давно заслуженный отдых, Виктор Исаакович окончательно поселился в родной Москве. Там он и умер 21 мая 1992 г., на 75-м году жизни, отданной любимой профессии, которой продолжил заниматься его сын – заслуженный артист России, педагог-балетмейстер Валерий Калинкин.
С.Е.Комяков,
заслуженный артист РФ, профессор