«Не жить мне без моря …»

Оказывается, именно так называлось стихотворение военнослужащего Николая Букина, вдохновившее композитора Евгения Жарковского написать в 1943 году песню, которую в народе знают и поют до сих пор. Песня эта – «Прощайте, скалистые горы» – была, можно сказать, священным гимном для моего деда, Корнеева Ивана Николаевича, служившего в войну на Северном Флоте. Сколько помню, на всех праздниках в моем родительском доме, в Севастополе, и взрослые, и дети душевно выводили: «А волны и стонут, и плачут, и бьются о борт корабля…». А всё потому, что дед начинал песню тихо и медленно, словно погружаясь в воспоминания тех лет, о которых нам, своим внукам, мало что рассказывал. Но мы почитали его как героя войны и гордились, когда в День Победы он отправлялся на военно-морской парад в белоснежном кителе, с боевыми медалями и орденом Красной Звезды на груди, да еще и с предметом зависти мальчишек – наградным офицерским кортиком!

Это теперь, когда на сайте Министерства обороны – «Подвиг народа» – опубликованы наградные листы многих участников Великой Отечественной войны, можно, наконец, узнать подробности боевого пути наших дедов и прадедов. К ордену Красной Звезды Иван Николаевич Корнеев был представлен в ноябре 1944 года. Из документальных данных следует, что он был мичманом эскадренного миноносца (ЭМ) «Карл Либкнехт». Притом, начал служить на этом известном военном корабле с начала 1930-х годов, а значит, участвовал не только в Зимней войне 1939 года, но и в таком событии 1938 года, как эвакуация экспедиции на Северный полюс И.Д.Панина – спасение четверки отважных советских исследователей Арктики с дрейфующей льдины. Конечно, в Наградном листе об этом не говорится, но подробно описывается, за что именно машинист котельного нефтяника 1 класса ЭМ «Карл Либкнехт», мичман И.Н.Корнеев представляется к ордену Красной Звезды:

«Находится на корабле более 10 лет и с первых дней его ремонта. Под его непосредственным руководством был произведен демонтаж котельных отделений и состояние демонтажных схем, которые послужили исходными данными для составления рабочих чертежей конструкторским бюро завода в период начала ремонтных работ. Являясь старшиной котельной группы в период ремонта корабля, входя в состав контрольно-приемного аппарата, при его непосредственном участии сложные корпусные работы, высокий контроль за производимыми работами, обеспечил проведение гидравлического испытания корабля в доке в весьма короткие сроки и высокое качество произведенных работ, несмотря на то, что на этих работах был занят личный состав, впервые их производящий.

В период начала работ по котлам и другим системам его заведования т. Корнеев занимает на заводе ведущую роль как руководителя ими и оказывает весьма существенную помощь заводу, который не располагал достаточно обученными мастерами. Под его непосредственным руководством производится капитальный ремонт котлов, в результате умелого и технически грамотного руководства они сдаются ОТКа завода с одного раза, причем ремонт их производится силами малообученного личного состава.

Мичман Корнеев, не считаясь со временем, круглосуточно находится на участках работ по его заведованию и обеспечивает руководство работами, одновременно в условиях ремонта неустанно готовит личный состав своей группы. Хорошо отремонтированная техника и подготовленный личный состав обеспечили успешное проведение ходовых испытаний.

Партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан.

За успешное проведение демонтажных работ и составление схем, сохранение боевой техники в период приостановки ремонта, руководство корпусными и котельными работами, обеспечившее высокое их качество и успешное проведение ходовых испытаний, за подготовку личного состава и личный самоотверженный труд представляется к Правительственной награде орденом Красной Звезды» (подписано командиром ЭМ «Карл Либкнехт» СФ капитаном-лейтенантом А.Д.Шеварднадзе). Награждение состоялось 8 ноября 1944 года.

Изучая историю эсминца «Карл Либкнехт» (по сведениям, выложенным в интернете), можно сказать, что моему деду повезло служить на известном военном корабле. Построенный в Санкт-Петербурге, он был спущен на воду в 1915 году. В строю числился с 1926 года, а в состав Северного Флота вошел в 1933 году (как раз в это время в его экипаже появился И.Н.Корнеев). В конце 1939 года, во время Зимней войны, эсминец обеспечивал огневую поддержку и ПВО советским войскам в районе полуостровов Рыбачий и Средний. А осенью 1940 года корабль встал на капитальный ремонт на североморском заводе «Красная кузница». Часть его механизмов была отправлена на ленинградский кораблестроительный завод. А когда летом 1941 года началась война, и Ленинград оказался в длительной осаде, ремонт ЭМ «Карл Либкнехт» приостановился, возобновившись лишь после снятия Блокады. Однако важно, что в период вынужденного «простоя» корабль находился в надежных руках грамотных специалистов, одним из которых был мой дед.

Вернувшись в строй в конце войны, эсминец «Карл Либкнехт» использовался как конвойный, обеспечивая безопасность транспортных перевозок в Баренцевом море. 22 апреля 1945 года конвой, в который входил ЭМ «Карл Либкнехт», сопровождал два транспортных судна. Обнаружив, что за ними охотятся немецкие подлодки, миноносец сбросил на ту, что оказалась ближе, глубинные бомбы. В результате морского боя субмарина всплыла, и миноносец открыл огонь на поражение. Потом было установлено, что наш корабль уничтожил вражескую подлодку «U-286» (об этом можно прочитать в заметке «Эсминец «Карл Либкнехт» топит подлодку «U-286»: navy.su daybyday/april/22/index.htm).

После войны дед, уроженец села Кобылино Ухоловского района Рязанской области, будучи, по социальному происхождению, колхозником (так обозначено в его Наградном листе), а по жизни – морским офицером, поселился с семьей, в которой было четверо детей, в Севастополе – городе славы русских моряков. Там он и был похоронен в конце 1980-х, со всеми ветеранскими почестями. Дети героя войны выросли и тоже связали свою жизнь с морем. Признаться, и мне в юности хотелось служить радисткой на корабле. Пока всерьез не увлеклась музыкой, думала, «не прожить мне без моря» …

Лариса Радченко,

выпускница АГК 1993 г.


  Версия для слабовидящих