Сергей Алексеевич Соколов

         Сергей Соколов родился 18 мая 1969 г. в небольшом городке Вичуга Ивановской области. Отучившись в местной музыкальной школе по классу домры 4 года и сдав экзамены за 5 класс экстерном, в 1984 он поступает в музыкальное училище г. Иваново (в 2013 училище отметит свой вековой юбилей). Об этих годах начального профессионального становления у Сергея остались очень яркие воспоминания.

         Будучи с детства любознательным, в первые школьные годы пробовал свои силы в разных кружках, какие функционировали в то время в местном Доме культуры: авиамодельном, художественного слова, рисования, в футбольной и хоккейной секциях. Но однажды (тогда Сергею было 11 лет) он увидел объявление о наборе в музыкальную школу на специальности фортепиано и скрипка (до 7 лет), баян, балалайка, домра (до 12 лет). Его выбор в пользу домры был сделан «от обратного»: что такое баян и балалайка, он хорошо знал, а вот о домре не имел абсолютно никакого представления – никогда не видел и не слышал звучания этого инструмента! Объявив о своем решении родителям (в семье не было профессиональных музыкантов, но петь любили, мама пела в любительском хоре), Сергей самостоятельно пошел сдавать вступительные испытания. Отчетливо – вплоть до зрительных впечатлений – помнит он, как нашел в глубине парка старый бревенчатый сруб, который оказался музыкальной школой, как поразило его большое количество народа, длинные списки претендентов, внимательные лица комиссии из семи человек. Потом было напряженное ожидание своей участи и удивление от решения комиссии: Сергею сразу же объявили, что он принят! Оказалось, что в тот год конкурса на домру не было.

         Самое интересное, что похожая ситуация повторилась при поступлении в училище: были большие конкурсы на другие специальности, а на домру конкурса не было именно в этот год. Повезло? Может быть. Но если один раз – случайность, то два раза – это уже закономерность. Похоже, сама судьба открывала ему прямой и свободный путь в профессию.

         Учиться Сергею нравилось всегда, нравилось играть в ансамбле, оркестре. Учась на первом курсе училища у молодого энергичного педагога, выпускника Астраханской консерватории Л.Ю.Зеличонка, Сергей узнал, что педагоги народного отделения организовали творческий коллектив «Истоки», в котором играли в свободное от работы время не только для души, но и для дополнительного заработка. Коллектив был мобильный, состоял из пяти исполнителей (домра, балалайка, альтовая домра, бас-балалайка и баян). Сергей не раз слышал их игру, завидовал. И тут судьба снова преподносит ему сюрприз: домриста-альтиста, только что окончившего училище, забирают в армию, а Сергею, практически в приказном порядке, сообщают: будешь играть в ансамбле! Можно себе представить, какую гамму чувств испытал тогда 16-летний юноша: волнение, радость, ответственность, может быть даже и неуверенность (ведь учился на малой домре, а в ансамбле надо было играть на альтовой). Но интерес взял верх над сомнениями, к тому же появился и материальный стимул – работая в профессиональном творческом коллективе при Ивановской областной филармонии, Сергей мог уже самостоятельно себя обеспечивать. За три года учебы в училище он в составе «Истоков» исколесил с концертами всю Ивановскую область; летом давали по два-три концерта в день – это была отличная профессиональная закалка. С «Истоками» же, в составе городской «правительственной» делегации, Соколов впервые побывал за рубежом – в польском городе-побратиме Лодзи.

         Безусловно, именно тогда созрело решение продолжить профессиональное музыкальное образование. Осталось выбрать вуз. Планы строились различные, но решающим оказался совет педагога по специальности, который учился в Астраханской консерватории у одного из первых ее выпускников В.А.Роммеля, лауреата Всероссийского конкурса. Успешно сдав вступительные экзамены, в 1988 году Сергей Соколов попадает в специальный класс Ю.В.Носкова.

         Конец 1980-х-начало 1990-х (годы учебы в консерватории) было нелегким временем как для культуры, так и для страны в целом. Но консерватория предоставляла много возможностей для самосовершенствования. Здесь работали (и продолжают работать) замечательные педагоги, любящие свое дело, энтузиасты культуры, сохранившие атмосферу духовного оазиса в сложном, неустойчивом мире тех лет, постоянно что-то ищущие, организовывающие, вдохновляющие своим примером.

         Хочется присоединиться к словам благодарности практически каждому члену этой большой творческой семьи – и, конечно, не только педагогам по специальности, но и преподавателям теории, истории музыки, общегуманитарных дисциплин! Только сейчас начинаешь понимать (а поначалу об этом и не задумываешься), что многие навыки, полученные в процессе освоения разных предметов, пригодились впоследствии в самостоятельной жизни. Много значили и встречи с неординарными людьми, яркими личностями, настоящими профессионалами.

         Еще в пору работы в «Истоках», Сергей Соколов наблюдал искусство приглашенного к ним в один из сезонов солиста, который играл на различных гармошках, на дровах, свистульках, жалейках, ложках, пиле, трещотке. Подключал он к исполнению на своем «инструментарии» и основной состав ансамбля. Запомнилось, как все это было необычно, все шумело-гремело, публика была в восторге. После этих выступлений училищный педагог Сергея Л.Ю.Зеличонок, сам серьезно увлекавшийся игрой на «параллельных» инструментах, приносил в класс различные духовые инструменты (жалейки, дудки, волынку), давал своим ученикам пробовать играть на них.

         Неожиданное (закономерное!) продолжение это нашло на втором курсе консерватории, когда под руководством К.В. Гузенко началось изучение предмета «Народное музыкальное творчество». Все дело в том, что сам молодой педагог в ту пору серьезно занимался со своим ансамблем «Бударочка», очень «горел» этим, привлекал студентов к сотворчеству, рассказывал много любопытного, делился полевыми впечатлениями. Ребятам было интересно, весело, они вместе пели, играли на всем, что звучит. Здесь уже Сергей Соколов целенаправленно начал осваивать игру на народных духовых инструментах.

         Позже, с 2005 по 2008 год, ему случилось работать руководителем инструментальной группы в студии народного творчества «Раздивье» (центра культуры «Виктория» ООО «Газпромдобыча-Астрахань»), которым в то время руководила И.В.Тарасова. Долго искали свой «неповторимый» стиль – отказались от академического состава и, в конце концов, пришли к идее создания своего рода фолк-группы, которая походила бы на деревенский ансамбль, играла бы «а ля непрофессионалы», то есть внешне спонтанно, импровизационно. К тому же участники должны были быть «синтетическими исполнителями»: владеть одновременно игрой, пением, танцем. И здесь здорово помог студенческий опыт: приходилось одновременно работать с ансамблем над разучиванием инструментальной части и самостоятельно осваивать наигрыши на жалейке и рожках (был специально приобретён целый набор редких инструментов – владимирских рожков, играть на которых очень непросто), потом были вокальные репетиции и разучивание танцевальных движений. Сделали оригинальную программу и с успехом выступили на газпромовских фестивалях в Геленджике и Амстердаме (об этом остались хорошие воспоминания) и, разумеется, приобрели новый опыт и навыки.

         Пригодились эксперименты с народными духовыми инструментами и в «Скифе», в составе которого Сергей Соколов, равно как и все его старшие коллеги по ансамблю, трудится со дня основания – 1992 года.

         Трудовая биография Сергея Соколова в Астрахани начала складываться параллельно учёбе в консерватории. В 1990-м году на базе Астраханского отделения Советского фонда культуры был организован оркестр русских народных инструментов, с 1992 ставший филармоническим (ныне имени его создателя В. Махова). В оркестре играли бывшие выпускники консерватории и некоторые студенты. На III курсе консерватории Соколова взяли в этот коллектив, и он проработал в нем 2 года. Здесь ему пришлось играть на альтовой домре, чему он поначалу сопротивлялся (так как инструмент этот, в отличие от малой домры, в оркестре не солирующий).

         Но вскоре молодой домрист почувствовал, что к нему стали присматриваться как к потенциальному ансамблисту. Оказалось, что в 1992-м году в Астрахани должен был пройти Всероссийский конкурс ансамблей народных инструментов – благодаря стараниям тогдашнего проректора консерватории Е.С. Тейтельмана, который часто бывал в Москве и добился этого почетного права для Астрахани. Следует заметить, что Евгений Семёнович поддержал также инициативу А.Мостыканова создать камерный концертный коллектив, впоследствии ставший квартетом «Скиф». Костяк был уже сформирован (баян, балалайка-прима, балалайка-контрабас), затем пробовали разных исполнителей на домру-альт. Но конкурс – это очень ответственно, тем более, если ты работаешь рядом с уже опытными исполнителями, лауреатами конкурсов, к тому же твоими педагогами. И некоторых это пугало.

         Вот как комментирует события того времени сам Сергей Алексеевич: «Когда предложили попробовать поработать мне, я согласился: не знаю, был ли это юношеский задор, желание испробовать что-то для себя новое, переоценка своих возможностей – неизвестность тогда не пугала. Но когда начали репетировать – два раза в день по нескольку часов, – я понял, что был не готов к таким нагрузкам. К тому же я учился на последнем курсе консерватории, и мне надо было готовить программу госэкзамена на малой домре, в то время как конкурсный репертуар приходилось учить на альтовой домре. Выматывался я страшно».

         И снова это не просто счастливый случай, но закономерное продолжение начатого: ведь за плечами у молодого артиста уже был опыт работы в концертном ансамбле Ивановской филармонии, он-то и помог Сергею не только вписаться в коллектив, но и уверенно продвигаться к намеченной цели. «Программу мы сделали, обкатали ее, съездили на фестиваль в Дагестан, давали концерты, потом снова репетировали, готовились к конкурсу и … заняли на нем 1 место!», – вспоминает Соколов.

         Это был не просто успех, к этому шли целенаправленно. Из своего прошлого конкурсного опыта старшие коллеги Соколова (А.Мостыканов, А.Бабушкин) знали: для того, чтобы победить, надо быть на голову выше столичных исполнителей, тем более что в то время конкурсы были очень сильными, представительными, многие их участники и сегодня являются значимыми и знаковыми фигурами в отечественном (и не только) искусстве. Победа стала для «Скифа» и наградой, и стимулом к дальнейшим шагам в этом направлении.

         На счету «Скифа» участие в фестивалях, победы на конкурсах, свыше тысячи концертов более чем в 70 городах России, Германии, Франции, Дании, Норвегии, Италии, Саудовской Аравии, Китае, Голландии, Туркменистане. И за всем этим, разумеется, постоянный труд, совершенствование мастерства, неуспокоенность, творческий поиск. Никаких скидок на возраст, на неопытность, на загруженность педагогической или оркестровой работой, на какие-то личные проблемы. Все это сполна почувствовал на себе Сергей Соколов. Особенно тяжело было в начале совместной работы, когда приходилось учиться всему и сразу: выстраивать отношения внутри коллектива, прислушиваться к наставническим советам, перенимать опыт старших коллег, одновременно заканчивать вуз.

         «При всей непохожести характеров и темпераментов, при возникающих порой творческих разногласиях, это те люди, которых я уважаю, с которыми я хотел бы и дальше работать, они знают, на что я способен, им уже не нужно ничего доказывать» – таков личный вывод Сергея Соколова о долгих годах деятельности в «Скифе».

         Самой существенной мотивацией и сильнейшим стимулом для всех участников квартета являются концертно-гастрольные поездки, в которых коллектив не только достойно представляет свое мастерство и культуру России, но и получает новые впечатления, завязывает творческие контакты. «После серьезного, напряженного труда по подготовке программы поездки по миру – это отдушина, их ждёшь, от них получаешь массу удовольствия. Выход на сцену – это такой колоссальный выброс адреналина, как для других подъем на вершину горы или спуск в глубины океана, – от него получаешь мощный заряд энергии, которого хватает на очень долгое время!»

         За годы гастролей накоплено много интересных и полезных знакомств, услышано много различных (пристрастных и беспристрастных) мнений. Запомнились встречи с петербургскими коллективами – легендарным «Мюзетом» (аккордеоны, гитара, ударные), знаменитым «Терем-квартетом». Невольно возникало сравнение своей и чужой манеры игры: многое импонировало, что-то не сильно впечатляло. Но главное – почти всякое сравнение убеждало в правильности собственного выбранного пути!

         Настоящим открытием для наших музыкантов стал высокий уровень организации в европейских странах сети и фестивалей любительского исполнительства. Поразило и количество участников фестивалей, которые на 2-3 дня съезжаются из разных уголков, арендуют на собственные средства (членские взносы) огромные залы, общаются за кофе, играют местный фольклор и джаз, а чтобы оживить атмосферу, приглашают профессиональные коллективы для своего рода мастер-классов.

         Впечатлили достопримечательности старой Европы: Страсбург с готическими соборами, горный монастырь во Франции, в который надо подниматься в прямом смысле «по облакам», старинные узкие улочки, дома знаменитостей и живописнейшие виды гор, долин, озер Австрии. Там начинаешь понимать «гениальное соответствие» великолепия природы (которая сама суть произведение Высшего искусства) и классических шедевров европейской музыки, живописи: кажется, достаточно просто впитывать в себя окружающее – и потом переводить все это в звуки, краски…

         Не меньше впечатлений осталось от встреч с неповторимой и своеобразной культурой Ближнего и Дальнего Востока, знакомство с которой непременно продолжится в будущем. А сколько нового ещё только предстоит увидеть, в каких уголках планеты удивить своим искусством!

         Есть еще несколько граней творческого портрета С.А.Соколова – это его преподавательская и методическая деятельность.

         Из служебного досье: Сергей Алексеевич Соколов – один из ведущих преподавателей АГК. Будучи выпускником этой же консерватории (1994 г.), он в 2000 году успешно закончил аспирантуру по специальности «инструментальное исполнительство» (класс профессора, заслуженного артиста РФ Мостыканова А.В.). С 1998 года работает на кафедре народных инструментов (с 2005 г. – и.о. доцента), преподает специальные дисциплины: специальность (домра малая, домра-альт, домра-бас), ансамбль, «История исполнительства» и «Методика преподавания игры на домре». Им разработаны учебно-методические комплексы по курсам «Специальный инструмент. Домра», «История исполнительства», «Родственные инструменты», «Видеокурс». Среди выпускников класса Соколова С.А. – концертные исполнители, преподаватели музыкальных учебных заведений, работники учреждений культуры, лауреаты международных, всероссийских и региональных конкурсов и фестивалей. Соколов С.А. постоянно принимает участие в работе жюри различных городских, региональных и всероссийских конкурсов, является членом аттестационной комиссии ДМШ и ДШИ г. Астрахани. В качестве методической помощи им проводятся мастер-классы по специальности домра в музыкальных колледжах различных городов России.

         Сергей Алексеевич – требовательный педагог, воспитанный в серьёзных академических традициях, этого же он добивается от своих учеников. Но ему не чужд и эксперимент: в классе ансамбля он часто предлагает собственные аранжировки для различных составов, разнообразит репертуар сочинениями современных композиторов. Ему и самому интересно принимать участие в концертах Фестивалей современной музыки, играть на творческих вечерах композиторов. Как говорит Сергей Алексеевич, в репертуаре которого есть несколько произведений его коллеги Ю.П. Гонцова, «музыка эта довольно сложная, иногда неудобная для исполнения, но когда сам композитор разъясняет, чем он руководствовался при её написании, многое становится понятным».

         В 2011 году С.А.Соколов был избран на должность заведующего кафедрой народных инструментов, а в 2013 утвержден в ученом звании доцента. Под началом у сравнительно молодого педагога кафедры оказались маститые профессора, заслуженные артисты. Но и это случилось не вдруг: поработав несколько лет в качестве секретаря кафедры, помогая своему предшественнику на этом посту А.В.Мостыканову, С.А.Соколов постепенно втянулся, реально погрузился во внутрикафедральную работу, а целеустремленность и ответственность, сдержанный и спокойный характер позволили ему заслужить доверие старших коллег. По мнению Сергея Алексеевича, самое сложное в работе «кафедрального начальника», помимо оформления различной документации, – это поддерживать внутри преподавательского коллектива уровень деловых, конструктивных, уравновешенных отношений, уметь организовать работу так, чтобы не возникало поводов для трений. Всё это требует терпения, такта, а порой изобретательности и дипломатии.

         Свободного времени при такой «многопараметровой» загруженности практически не остается. Тем радостнее посвящать немногие минуты отдыха любимой семье, дочерям, друзьям, книгам… Все идет своим чередом, появляются новые идеи, строятся новые планы, судьба предоставляет новые возможности. Сергей Соколов спокойно и уверенно следует своей судьбе, а итожить пока рано.

С.Г. Алеева,

доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории


  Версия для слабовидящих