«Работать с любовью и творить добро!»

Когда уходят в мир иной учителя,

Ученики душою сиротеют.

И сразу на глазах друзей стареют

В час неизбежности, тоскуя и скорбя…

 

Являясь выпускницей Астраханской государственной консерватории и последней ученицей профессора Е.С. Франгуловой, я хотела бы поделиться воспоминаниями об учебе у этого уникального специалиста и прекрасного человека.

Музыкант и педагог Божьей милостью, неповторимый исполнитель, автор ценных научных работ, человек с открытой и доброй душой, воспитавший целую плеяду замечательных профессионалов – вот что говорят, услышав имя Екатерины Степановны Франгуловой, которое известно не только в Астрахани, но и в Баку, Пензе, Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах России и зарубежья.

Моё знакомство с Екатериной Степановной началось летом 2011 г., когда я приехала поступать в Астраханскую консерваторию. Почему именно сюда? В 2007- 2011 гг. я училась в Пензенском музыкальном колледже им. А.А. Архангельского, в классе скрипки Людмилы Семеновны Ромадиной, которая была близким другом Екатерины Степановны. И когда встал вопрос о моем поступлении в консерваторию, она сказала: «Поезжай в Астрахань. Там живет и работает замечательный музыкант, человек высокой культуры и светлой души – Екатерина Степановна Франгулова».

Когда в конце июня 2011г. я впервые переступила порог Астраханской консерватории, то сразу же, в буквальном смысле, оказалась в объятьях Екатерины Степановны, принявшей меня как родного человека. Побеседовав со мной, она категорически настояла, чтобы во время вступительных экзаменов я проживала у неё дома. И сразу же начала заниматься со мной, проверяя готовность моей вступительной программы.

Поступив в Астраханскую консерваторию и обучаясь в классе Е.С.Франгуловой, я довольно скоро осознала, что приобрести мастерство можно лишь с помощью систематического кропотливого труда и творческого поиска.

Екатерина Степановна была не только строгим и справедливым педагогом, но и добрым, отзывчивым человеком. Каждый урок специальности начинался с простого вопроса: «Ты покушала?», ведь она знала, что не у всех студентов есть возможность хорошо питаться, и старалась помочь материально. Между прочим, если я приходила заниматься к ней домой, она угощала меня за обеденным столом, и её трогательная забота очень помогала, а иногда даже спасала меня в трудных житейских ситуациях. А сами занятия проходили по-разному: временами это были уроки, когда мы могли 3-4 часа обсуждать вопросы интерпретации произведения, кто и когда его написал, кому посвятил, какой смысл заложен, трудностях в исполнении, но чаще всего на занятиях проводилась тщательная работа над штрихами и интонацией, которая, казалось, отнимала все силы, но приносила удовлетворение и ощутимые результаты.

Екатерина Степановна обладала уникальной памятью и владела поистине энциклопедическими знаниями, отвечая на любой вопрос максимально точно. Такими познаниями в разных сферах жизни владеет далеко не каждый, и я этим всегда восхищалась. На каждом уроке она задавала различные вопросы и тем самым проверяла наш кругозор. К примеру, могла неожиданно спросить: «Кому принадлежит строка: «Одной любви музыка уступает…», или: «Кто написал картину «Заседание Государственной Думы Российской империи»? И это, не считая многочисленных вопросов по исполняемой программе: «Сколько камерных сонат у Бетховена? Какие ты знаешь мелизмы? Виды штрихов?» и т.д.

И если ты чего-то не знал, она тут же сама отвечала на заданный вопрос, советуя, что следует прочитать. Ей хватало терпения снова и снова повторять и объяснять нам – что, как, где, когда…

Ее преданная любовь к музыке научила меня много и серьезно заниматься. Несмотря на то, что со II курса я начала работать в оркестре Астраханского театра оперы и балета, по специальности я самостоятельно занималась 5-6 часов в день. Помню дни, когда изнуренная и уставшая я приходила на урок к Екатерине Степановне, и она заряжала меня своей живительной энергией, а ее требовательность к четкому и правильному исполнению лишь подстегивала меня работать над собой еще больше. Бывали времена, когда перед серьезными концертами у меня не хватало физических сил, и тогда она приглашала меня к себе домой, успокаивала своими занимательными рассказами о знаменитостях, укладывала меня отдохнуть, а после мы могли заниматься до глубокой ночи. Безусловно, такой внимательный человеческий подход к воспитанию учеников – характерен для великих педагогов.

Перед сдачей технического зачета или академического концерта она собирала всех своих учеников у себя дома, покупала пироги и устраивала чаепитие, во время которого мы обыгрывали программу друг перед другом. Это вселяло в нас уверенность в своих силах, а также укрепляло дружеские отношения внутри класса.

Подводя итоги учебного года, каждый раз я играла сольный концерт. Подготовка к нему начиналась примерно за 6-8 месяцев. Екатерина Степановна отправляла меня в свою нотную библиотеку, где я искала то, что хотела бы сыграть. На I курсе одним из таких произведений была миниатюра Анри Вьетана «Мечты», ранее не исполнявшаяся в Астраханской консерватории. Я сыграла эту пьесу на отчетном концерте струнного отделения, и она всем так понравилась, что ее ноты разошлись «огромным тиражом», и она не раз исполнялась на академических концертах в течение нескольких лет. Каждый раз, выбирая новую программу, Екатерина Степановна всегда поощряла наши личные пожелания. Если произведение было технически трудным, она никогда не говорила «нет», а составляла особый план подготовки, давая специальные упражнения и этюды.

Екатерина Степановна владела скрипичным концертным и камерным репертуаром в полном объеме. Некоторые сочинения напоминали ей о трагических событиях в ее собственной жизни. Одним из таких памятных для нее произведений была «Пассакалия» Генделя, которую мы играли квартетом под ее руководством. Каждая нота этого сочинения была пронизана ее воспоминаниями, и она погружалась в работу над ним, как говорится, «с головой». В итоге, экзамен по квартету, который мы сдавали, превратился в настоящий камерный концерт, где мы, благодаря работе, проделанной вместе с Екатериной Степановной, показали высокий исполнительский уровень и, конечно, получили оценку «отлично».

Когда я училась на III курсе, Е.С. Франгулова вела у нас предмет «Искусство концертного исполнительства». Это были незабываемые лекции, на которых она рассказывала о ярких событиях и знаменитых исполнителях советского времени, с большинством которых была знакома лично и слушала их «вживую». Екатерина Степановна жила в то время в Баку, который являлся одним из культурных центров СССР, куда приезжали с концертами такие великие исполнители, как Д.Ойстрах, Л.Коган, М. Ростропович, Э. Грач, и ей посчастливилось с ними общаться. К тому же она была секретарем на Международных конкурсах им. П. И. Чайковского, начиная с 1958 г. Она показывала нам редкие фильмы выступлений участников конкурсов и делилась своими наблюдениями. На этих лекциях, вокруг нее собирались студенты со всех курсов и отделений, с интересом слушая ее познавательные рассказы.

В конце 2014-2015 учебного года Екатерина Степановна, решила закончить трудовую деятельность в консерватории, покидать которую, после четверти века работы на кафедре струнных инструментов, ей было нелегко. Так вот и получилось, что я стала ее последней ученицей.

Переехав в Подмосковье, в Орехово-Зуево, где проживали ее родственники, Екатерина Степановна не теряла связи с педагогами-коллегами и своими выпускниками, которые разъехались в разные точки мира. Она всегда звонила, спрашивала, как дела, как творческие успехи, переживала и поддерживала мудрыми советами, а иногда и приводила в чувство крепким словцом. Дружески общаясь с Екатериной Степановной, я не переставала относиться к ней как Наставнику по профессии и по жизни.

Она была настоящая, искренняя, умела находить нужные слова, подбирать ключик к каждому сердцу. Её искрометные выступления на Дне Знаний, Международном Дне Музыки и Выпускном акте никого не оставляли равнодушными.

Всю свою жизнь Екатерина Степановна старалась следовать заповеди: «Работать с любовью и творить добро»! Это же она стремилась привить своим ученикам, считая, что только так можно жить достойно, преодолевая все испытания и трудности.

Светлана Коновалова,

выпускница кафедры струнных инструментов

Астраханской Государственной консерватории 2016 г.

Класс профессора Франгуловой Е.С.


  Версия для слабовидящих