Мальцева Татьяна Александровна

Как только на занятиях по хороведению, которые я веду в консерватории, речь заходит о музыкально-хоровом воспитании детей, советую студентам посмотреть советский кинофильм «Учитель пения», снятый в 1972 г. (кому интересно, найдите в интернете). Периодически я пересматриваю этот фильм и каждый раз восхищаюсь занимательным сценарием Эмиля Брагинского (в центре которого трогательная история о пропавшем щенке) и слаженным актерским ансамблем, в котором нет второстепенных ролей, ведь здесь снимались Андрей Попов, Людмила Иванова, Ирина Алферова, Евгений Евстигнеев, и, конечно, восторгаюсь бесподобным школьным хором, в котором, на самом деле, поют музыкально одаренные мальчишки – ученики Хорового училища при Ленинградской академической капелле им. М.И. Глинки. Посмотрите, если не видели, не пожалеете!

Слава Богу, таких учителей пения, как добросердечный герой старого советского фильма, любящий работу и детей, которых он обучает не только прекрасному хоровому пению, но и достойному поведению, можно встретить и сегодня. Расскажу о Татьяне Александровне Мальцевой, выпускнице Астраханской консерватории 1987 г. по специальности «Дирижирование академическим хором», которая за долгие годы работы на Кубани стала видным деятелем культуры и искусства, кандидатом педагогических наук, создателем образцовых детских и юношеских хоровых коллективов, ведущим специалистом в области детского пения.

Татьяна родилась 4 сентября 1959 г. в Краснодаре. Мама, Зозуля Нэлла Леонидовна, работала начальником почтового отделения связи, отец, Зозуля Александр Григорьевич, технологом на комбинате стройматериалов. В том, что их дочь начала заниматься музыкой, – заслуга бабушки по материнской линии, Татьяны Михайловны. Она хотела, чтобы внучка училась на фортепиано, потому что сама любила музицировать и петь романсы, причем классические. Собрав богатую фонотеку, бабушка усаживала Таню на диван, и они вместе слушали, как поют Лемешев, Нежданова, Обухова и другие великие певцы. А еще в семье было принято совместное посещение оперных спектаклей гастролирующих трупп. Словом, все располагало к тому, чтобы восьмилетняя девочка стала учиться на фортепиано, но ей было скучно сидеть за гаммами и упражнениями, и она развлекалась, напевая и подбирая на пианино знакомые мелодии. А, записавшись в хоровую студию, где с детьми работал талантливый хормейстер и учитель пения Николай Барышпольский, Таня увлеклась хоровым пением и по окончании студии в 1977 г. поступила в Краснодарское музыкальное училище (ныне колледж) им. Н.А. Римского-Корсакова на дирижерско-хоровое отделение. Но сначала мечтала учиться еще и на фортепианном отделении (программу по фортепиано играла наравне с пианистами). Однако на третьем курсе Татьяна окончательно решила стать хормейстером. Среди училищных педагогов она с благодарностью вспоминает тех, кто помог ей с выбором профессии: Бабенко В.В., Злепко О.Н., Корчмарскую Е.А., Леонтьеву М.П., Лукьянченко С.А., Певзнера С.П. А свое призвание она ощутила на практике в школе, когда организовала хоровой кружок, и дети потянулись к ней, называя ее Татьяной Александровной и с удовольствием повторяя с ее приятного голоса мелодичные распевки.

По окончании музыкального училища, в 1981 г. Татьяна продолжила учиться на дирижерско-хоровом отделении Астраханской государственной консерватории. К моменту поступления в вуз она уже два года проработала хормейстером в детской музыкальной школе в поселке Черноморском Северского района Краснодарского края и даже успела выйти замуж (сменив девичью фамилию на Мальцеву), поэтому решила не отрываться от семьи и работы, обучаясь заочно.

Когда Татьяна начала учиться в консерватории, я была заведующей кафедрой хорового дирижирования, поэтому мне приходилось контролировать ее подготовленность к сессии по всем предметам специального цикла. К примеру, приезжая на сессию, заочники должны были показать, в присутствии заведующего кафедрой и педагогов по специальности и чтению хоровых партитур, самостоятельную работу над учебной программой: сыграть на фортепиано все хоровые партитуры, cпеть голоса, представить письменные работы (аннотации) на все заданные сочинения. Если студент плохо подготовился, он не допускался к экзаменам и сдавал задолженность в следующий свой приезд. Но такой «хвост» негативно сказывался на положении студента-заочника по месту его работы. Так что нерадивых заочников я не припомню. А о Татьяне Мальцевой, которая на младших курсах училась в классе Н.П.Ивановой (воспитанница ГМПИ им.Гнесиных, по классу В.С.Попова, а в ассистентуре-стажировке – по классу В.Н.Минина), могу сказать, что она всегда приезжала на сессию хорошо подготовленной. Даже после того, как в 1982 г. Татьяна ушла в академический отпуск, в связи с рождением ребенка, а через год приступила к занятиям, она по-прежнему добросовестно выполняла все учебные задания. Примечательно, что по гармонии она занималась у выдающегося педагога М.А.Этингера, и Марк Аронович оценивал ее знания на «отлично».

Летом 1985 г. Н.П.Иванова уехала из Астрахани (сначала в Саратов, а потом в Магнитогорск, где вместе с Ю.М.Ивановым, также выпускником ГМПИ им.Гнесиных, но по классу А.А.Юрлова, возглавила Магнитогорскую государственную хоровую капеллу), и мне пришлось распределить осиротевших студентов по другим классам, а поскольку у меня оказалась слишком большая учебная нагрузка, Мальцеву я направила к начинающему педагогу И.В.Назаровой (выпускница ГМПИ им. Гнесиных по классу Марисовой). Однако Таня могла свободно консультироваться со мной по любым вопросам. А на пятом курсе она настоятельно попросила, чтобы я руководила ее дипломной подготовкой (тем более, что Назарова ушла в длительный декретный отпуск, после которого переехала в родной Владикавказ). Вспоминая, как Татьяна Мальцева сдавала Государственный экзамен по специальности (дирижировала: Кодай. «Ночь в горах»; Слонимский. «Трепак» из оперы «Виринея»), приведу авторитетное мнение председателя ГЭК, заслуженной артистки Казахской ССР, доцента ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных Виноградовой Г.Е.: «Видно, что Мальцева имеет опыт работы с хором. Волевая, эмоциональная, она воздействует на качество звучания хора. Дирижирует гибко, с пониманием музыкальной формы. Заслуживает отличную оценку» (из Справки о результатах выпускных экзаменов, приложенной к Отчету о выполнении плана работы кафедры хорового дирижирования за 1986-1987 учебный год).

Значительное место в творческой деятельности Т.А.Мальцевой занимает работа с хором мальчиков. Еще в 1984 г. ее взяли хормейстером в детскую студию «Тополек», а в 1991 – в Капеллу мальчиков при Краснодарской краевой филармонии (руководил В.М.Яковлев). Приобретя опыт вокального воспитания мальчиков, в том числе в их сложный мутационный период, Татьяна Александровна в 1994 г. организовала Хор мальчиков при секторе педагогической практики Краснодарского музыкального училища им. Н.А.Римского-Корсакова (с этого же времени она работает там преподавателем отделения хорового дирижирования). В течение 20 лет она руководила созданным ею коллективом, который успешно выступал на различных конкурсах, гастролировал по Кубани, участвовал в исполнении кантатно-ораториальных сочинений с симфоническим оркестром, под руководством таких известных дирижеров, как Ф.Мансуров («Кармина Бурана» Орфа), В.Понькин («Реквием» Моцарта), В.Зива («Русский реквием» А.Чайковского), а совместно с Детской студией при Краснодарском музыкальном театре творческого объединения «Премьера» (где Т.Мальцева в течение 8 лет являлась хормейстером детского хора) – в сценических постановках этого театра (операх: «Кармен» Бизе, «Фауст» Гуно, «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского; балете «Щелкунчик» Чайковского; мюзикле Шаинского «Путешествие Нильса с дикими гусями» и др.).

Именно работа с хором мальчиков (при секторе педпрактики музыкального училища и хоровой студии музыкального театра) привела Т.А.Мальцеву к теоретическому обоснованию своего опыта. В 2008 г. она защитила диссертацию «Формирование нравственных убеждений подростков в процессе вокально-хорового обучения» и стала кандидатом педагогических наук. Разумеется, этому предшествовала не только многолетняя экспериментальная работа, но и многочисленные выступления с докладами на научных конференциях (в Москве, Краснодаре, Таганроге, Орле, Екатеринбурге), а также публикации научно-методических и исследовательских работ в сборниках материалов конференций и в изданиях, входящих в список ВАК РФ.

В 2005 г., когда она руководила детскими хорами и много сил затрачивала в работе над кандидатской диссертацией, Татьяна Александровна как педагог Краснодарского музыкального колледжа возглавила смешанный хор отделения «Вокальное искусство». Поскольку вокалистам по окончании средних музыкальных учебных заведений присваивают квалификацию артистов хора, она понимала, насколько важно научить их петь в «хоре как ансамбле вокальных унисонов» (определение В.Краснощекова) и приобщить к интонированию в натуральном строе, что необходимо в исполнении музыки а cappella. И эту задачу Т.А.Мальцева выполнила, как и все, за что она отвечает, на «отлично». Вот что, в частности, пишет о концерте этого коллектива И.Корчмарский, доцент консерватории КГУКИ, заслуженный работник культуры РФ: «С большой программой выступил хор вокального отделения (академическое пение») под руководством преподавателя дирижерско-хорового отделения Т.А.Мальцевой. Программа оказалась и разнообразной, и высокохудожественной. Достаточно назвать имена авторов исполненных сочинений: Д.Шостакович, Ф.Пуленк, К.Орф, А.Петров, М.Парцхаладзе. Центральное место в концерте было отведено исполнению кантаты Г.Свиридова «Курские песни». … В звучании хора порадовала тембровая слитность ярких голосов, добиться которой в работе с вокалистами дело непростое. Пение хора отличалось точностью интонации и строя, большим эмоциональным подъемом» (Корчмарский И. Половодье певческих голосов//Рассвет, еженедельная газета Краснодарского края. – 2008. – 11-17 июля). Не случаен и тот факт, что женский хор вокалистов под управлением Мальцевой, великолепно исполнив Хоровой антракт «Метель» из оперы «Виринея» Слонимского и «Плач невесты-сироты на могиле родителей» Калистратова, стал лауреатом VII Всероссийского конкурса академических хоров и ансамблей «Поющая Россия», в котором участвовало 50 хоровых коллективов Краснодарского края, Адыгеи, Калмыкии и Ставрополья, причем не только любительские и учебные, но и профессиональные хоры, а жюри возглавлял известный музыкант, заслуженный артист РФ, профессор В.О.Семенюк (Краснодар, 2010 г.).

Признанием заслуг Т.А.Мальцевой в развитии хорового искусства на Кубани явилось многократное награждение благодарностями и почетными грамотами, в том числе от Министерства культуры Краснодарского края и Министерства культуры Российской Федерации. Бесспорно, она давно заслужила и присвоения почетного звания заслуженного работника культуры Кубани. Правда, сама она к этому не стремится, «не бьет в колокола». Ей важнее дело, которому она служит, тем более что с 2011 г. заведует дирижерско-хоровым отделением. Не оставляя работы с детским хором, в 2011-2014 гг. возглавляла смешанный хор колледжа, который сделала показательным коллективом в проведении мастер-классов для хормейстеров Краснодара и Краснодарского края. Но основная ее работа в колледже – профессиональная подготовка будущих специалистов по дирижированию. Многие ученики Т.А.Мальцевой продолжили обучение в музыкальных  вузах России, а ее выпускники А.Двухименная, В.Айрапетян, А.Погорелов, М.Василенко поступили в Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского.

В период заведования дирижерско-хоровым отделением музыкального колледжа, являясь экспертом комиссии по аттестации педагогов ДМШ, ДШИ Краснодарского края, председателем и членом жюри зональных и краевых конкурсов хоровых коллективов, Т.А.Мальцева заинтересовалась фонопедической системой развития певческого голоса, эффективной для всех возрастных категорий детей, подростков и взрослых певцов, и в 2013 г. прошла обучение под руководством автора этой системы, кандидата педагогических наук В.В.Емельянова. «Земля слухом полнится», и Мальцеву как знатока фонопедических методов развития певческого голоса все чаще стали приглашать с мастер-классами, лекциями, практическими занятиями в Адыгею, Волгоградскую и Астраханскую области.

А недавно, в преддверии престольного праздника Марии-Магдалины и предстоящей архиерейской службы в Роговском женском монастыре (день памяти св. Марии-Магдалины – 4 августа по новому стилю), настоятельница святой обители монахиня Тавифа обратилась к Татьяне Мальцевой с просьбой подготовить хор, собранный, по такому важному событию, из 25-ти девочек со всей России. Как говорит Татьяна, отправившись в станицу Роговскую, Тимошевского района Краснодарского края, где располагается этот монастырь, ей предстояло, с одной стороны, привить девочкам элементарные певческие навыки, чтобы они правильно пользовались голосами, а с другой – приобщить их к совместному пению, разучив ряд известных песнопений и духовных песен современных авторов. Одновременно с этим, Мальцева радовалась возможности услышать «живьем» уникальные монастырские роспевы, которые сестры-монахини поют по слуху: «Роспевы греческие и более поздние. Без настройки, запевает одна, и следом на пять голосов вступают остальные. Монастырские напевы сестрам-монахиням передал «из уст в уста» их духовный батюшка архимандрит Георгий (Савва; его не стало шесть лет назад), а они сами, по слуху, разложили эти напевы на пять голосов. Пока я усваивала необычный для меня музыкальный стиль этих роспевов, возникло желание положить их на ноты и сделать сборник. А матушка Таифа уже сейчас предложила записать диск с псальмами – к 170-летию Роговского женского монастыря, которое будет отмечаться 6 октября 2019 года».

Конечно, о Т.А. Мальцевой можно рассказать гораздо больше, чем вмещает этот очерк, написанный в честь 60-летия со дня ее рождения. А поскольку славная дата в жизни выпускницы Астраханской консерватории приходится на юбилейный год для альма матер, приведу памятные строчки из письма, которое она прислала мне из Краснодара 20 лет назад, 5 февраля 1999 г.: «От наших учеников, которые учатся в Москве, слышали отзывы Г.Е.Виноградовой о великолепном положении дел на дирижерско-хоровом отделении в Астрахани. Так что я горжусь своей консерваторией и очень благодарна своим учителям за знания, которые помогают мне в работе».

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор,

заведующая кафедрой хорового дирижирования АГК


  Версия для слабовидящих