НА ПРЕМЬЕРЕ БАЛЕТА «АСИЯТ»

В Дагестанском театре оперы и балета 12-13 февраля 2020 года состоялась премьера балета «Асият» композитора, народного артиста СССР Мурада Кажлаева, по мотивам поэмы «Горянка» народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Либретто балета в 3-х действиях написано хореографом-постановщиком этого спектакля народным артистом СССР Олегом Виноградовым. Художник спектакля – народный художник Дагестана Ибрагимхалил Супьянов.

«Асият» – это новое прочтение балета «Горянка», впервые поставленного в 1968 году в Ленинграде, на сцене Академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр оперы и балета Санкт-Петербурга). Состав участников легендарной постановки был поистине звездным: Г. Комлева, В. Панов, М. Барышников, К. Федичева, Н. Макарова, О. Соколов, М. Соколова (художник), Д. Далгат (дирижер). Ленинградская премьера балета Кажлаева получила высокую оценку таких выдающихся мастеров, как Г. Уланова, М. Эсамбаев, А. Хачатурян, С. Слонимский, А. Эшпай.

Нельзя не согласиться с Б. Ямпиловым, который писал: «Своей «Горянкой» Мурад открыл Дагестану «окно в Европу». Однако не только музыка Мурада Кажлаева открыла это «окно», но и кропотливая работа балетмейстера-постановщика Олега Виноградова. Приступая к работе над «Горянкой», он посетил самые отдаленные уголки Дагестана, изучал национальные танцевальные традиции, свадебные обряды и костюмы многочисленных народов этой республики. Это была титаническая исследовательская работа, которая позволила мэтру балетного искусства создать уникальный хореографический язык балета «Горянка» – с органичным сочетанием академических традиций и национальных особенностей танцев народов Дагестана. Можно смело утверждать, что это было выдающимся творческим открытием Олега Виноградова!

Известно, что балет «Горянка» имел успешную сценическую судьбу, неоднократно ставился в Советском Союзе и за рубежом. Но когда 27 июня 1976 года на сцене Большого театра СССР шел 34-й спектакль, со дня премьеры, он оказался последним для «Горянки».

Известный музыковед, биограф композитора М. Кажлаева Манашир Якубов так объяснял эту ситуацию: «Горянка» Кажлаева (и, разумеется, Виноградова, как автора либретто) не вполне совпадала с привычными идеологическими схемами … Исполнители центральных партий балета оставляли страну, оставаясь во время гастролей театра за рубежом. Шедевр дагестанского балета не сохранился даже в виде фильма-балета или телевизионного видео-фильма».

Не случайно в 1984 году в Ленинградском театре оперы и балета была осуществлена вторая постановочная редакция балета, но уже с новым названием – «Асият».

И вот теперь – современная постановка «Асият» в Дагестанском театре оперы и балета. Конечно, замечательная музыка этого балета мне хорошо знакома по аудиозаписям и авторским концертным переложениям для фортепиано (тем более, что в Астраханской консерватории проводились авторские концерты М. Кажлаева, в которых исполнялись и фрагменты из «Горянки»-«Асият»). А вот настоящим подарком судьбы для меня стала новая постановка «Асият» теми же мастерами, которые были авторами постановки «Горянки» в 1968 году: народными артистами СССР – композитором Мурадом Кажлаевым и балетмейстером-постановщиком Олегом Виноградовым.

Разве можно было пропустить такое событие в культурной жизни республики, с которой наш город связан как «музыкальный побратим Махачкалы» (по определению заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан Людмилы Ханжовой, которая тем самым подчеркнула роль Астраханской консерватории в подготовке музыкальных кадров для Республики Дагестан)! На премьеру «Асият» приехали не только деятели культуры и искусства из городов Дагестана, но и делегации из Москвы и Азербайджана. Зал оперного театра был переполнен, царила приподнято-торжественная обстановка, словно в ожидании чуда! И предвкушение необычного было вознаграждено захватывающим действием на сцене и эмоциональным воздействием прекрасной музыки балета.

На премьере 12 февраля 2020 года заглавную партию танцевала К. Магомедтагирова: ее Асият была пленительной в Адажио, решительной в сцене ухода со свадьбы. М. Гаджиев создал убедительный образ гордого горца Османа. Но в последней сцене, когда, не сумев сломить Асият, Осман убил ее, он не смог сдержать рыданий (и публика прослезилась вместе с ним). Великолепными были и другие действующие лица: Юноша – О. Рустамов, Салман – М. Курбаналиев, Али – А. Курбанмагомедов.

Второе действие особенно отличалось сценической красочностью и динамичностью музыкального развития. Национальный свадебный обряд предстал в виде эффектной танцевальной сюиты: Танец старейшин, Танец с саблями, Танец с бурками, Танец с барабанами – «Касумкентские барабанщики», Лезгинка, Восхваление жениха (в форме четырехголосной фуги!). Каждый из танцев был со своей изюминкой, а всё вместе сложилось в живую картину народного быта, духа и характера жителей гор.

Светло и радостно прозвучало начало третьего действия – сцена студенческой молодежи, с ее устремленностью к знаниям и надеждами на счастливую жизнь … И эта идиллия создала яркий драматургический контраст с драматической сценой мести Османа, кульминацией которой стала гибель Асият от руки человека, бессильного перед вековыми законами адата!

Нельзя не сказать и о значительной роли кордебалета в этом спектакле. В первом действии, в сцене «Пастбище», отару маленьких ягнят прелестно танцевали учащиеся хореографического отделения Школы для одаренных детей М. Кажлаева. Роль юных Асият и Османа уверенно исполнили ученики этой Школы Масуева Хабиба и Басраев Магомедрасул. А то, что с детьми занималась не только их преподаватель Клавдия Владимировна Магомедтагирова, блеснувшая в балете «Асият» в заглавной партии, но и сам Олег Михайлович Виноградов, – полагаю, навсегда останется в памяти юных участников спектакля. Тем более, что в день премьеры балета, решением художественного руководителя Школы народного артиста СССР М. Кажлаева, хореографическому залу, в торжественной обстановке, было присвоено имя народного артиста СССР, выдающегося балетмейстера современности Олега Михайловича Виноградова.

Итак, балет «Асият», показанный на сцене Дагестанского театра оперы и балета, состоялся! Хочу отметить, что М. Кажлаев приложил колоссальные усилия, чтобы осуществить эту постановку. И вот, как он написал в буклете балета: «Свою творческую и техническую работу по созданию и постановке балета «Асият» в Дагестане я отдаю безвозмездно в дар Республике и дорогим мне землякам – дагестанцам».

Низкий Вам поклон и многая лета, дорогой Мурад Магомедович!

 

Л.А. Круглова

заслуженный работник высшей школы РФ,

заслуженный работник культуры Калмыкии,

профессор кафедры специального фортепиано Астраханской консерватории


  Версия для слабовидящих