Бакшеева Анна Яновна

 

Baksheeva

     Работая без малого полвека в Астраханской консерватории, в классе дирижирования, где занятия осуществляются «под рояль», как педагог по специальности могу сказать, что роль концертмейстеров в подготовке высококвалифицированных музыкальных кадров – гораздо сложнее, чем учебно-вспомогательная, недаром известный пианист-ансамблист, профессор Московской консерватории А.З. Бондурянский определяет статус концертмейстера как «педагог-репетитор». Бесспорно, концертмейстеров нашего вуза, особенно с многолетним опытом работы на исполнительских кафедрах, не раз подтверждавших свое высокое профессиональное мастерство во время выступлений со студентами на государственных экзаменах и всероссийских и международных конкурсах, к тому же закончивших ассистентуру-стажировку, также можно назвать «педагогами-репетиторами».

     В этом очерке представлен творческий портрет Анны Яновны Бакшеевой, которая является концертмейстером Астраханской консерватории уже более четверти века.

     Она родилась в музыкантской семье: отец – кларнетист, мама – пианистка. Закончив Горьковскую (Нижегородскую) консерваторию им. М.И. Глинки, родители работали в Харькове. Там же Аня пошла в музыкальную школу, а после общеобразовательной восьмилетки продолжила обучение по классу фортепиано в Харьковском музыкальном училище им. Б. Лятошинского. Ей повезло учиться у Л.М. Поповой, которая была воспитанницей Ленинградской консерватории по классу знаменитой пианистки В.Х. Разумовской. Поэтому еще с училищных лет музыкально одаренная Анна постигала секреты красивого певучего звука в игре на фортепиано и тогда же проявила свои концертмейстерские способности. Между прочим, со своим будущим мужем, кларнетистом Александром Бакшеевым, также обучавшемся в Харьковском музыкальном училище, она познакомилась, выступая вместе на шефских концертах, и он, по окончании училища отслужив в рядах Советской армии, решил поступать в Астраханскую консерваторию, потому что именно в этом вузе Анна продолжила совершенствоваться по классу специального фортепиано. Таким образом, в нашей консерватории оба получили высшее образование и обрели музыкантскую семью, повторив творческий тандем родителей Анны: она – пианистка, он – кларнетист. Когда Анна Бакшеева заканчивала консерваторию, на экзамене по камерному ансамблю (класс профессора Г.М. Волковой) в Трио для фортепиано, кларнета и скрипки А.Хачатуряна она выступила вместе с кларнетистом Александром Бакшеевым, тогда студентом IV курса, и выпускницей консерватории скрипачкой Екатериной Володиной.

     «Мне всегда везло с педагогами», – говорит Анна Яновна, с благодарностью вспоминая учебу в классах профессоров М.Г. Иванова, Г.М. Волковой, А. Ж. Кургановой и особенно Л.М. Сулеймановой, которая нацеливала ее глубоко вникать в музыкальный стиль и форму исполняемых произведений. Интересно, что на выпускном экзамене по специальности ей довелось сыграть, кроме Прелюдии и фуги Ми мажор из ХТК-1 Баха, Концерт №26 (Ре мажор) Моцарта, Вальсы соч. 39 Брамса и Фантазию Шимановского. А по концертмейстерскому мастерству (класс заслуженной артистки РФ, профессора А.Ж. Кургановой) программу Анны Бакшеевой иллюстрировал прекрасный певец Владимир Молоканов. Вместе они исполнили Арию князя Игоря из одноименной оперы Бородина, «Письмо К.С. Станиславскому» Рахманинова, «Финдлей» Свиридова и «Я не сержусь» Шумана.

     По окончании консерватории, в 1994 году, Анна начала работать концертмейстером на кафедре духовых и ударных инструментов. Так что, являясь выпускником класса кларнета В.С. Смиховского, на выпускном экзамене по специальности Александр Бакшеев исполнил с концертмейстером А.Я. Бакшеевой Концерт №2 (Ми бемоль мажор) Шпора и Рапсодию Дебюсси (а еще в его программу входили Три пьесы для кларнета соло Стравинского).

     Александр закончил Астраханскую консерваторию в 1995 году, и на семейном совете супруги решили остаться в Астрахани, тем более что здесь у них была работа по специальности. Александр Викторович – в оркестре музыкального театра (ныне АГТОиБ) и городском духовом оркестре, а также в музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского (класс кларнета); Анна Яновна – в консерватории. В классе профессора В.С. Смиховского она – бессменный концертмейстер, временами работала в классе флейты заслуженного артиста РФ, профессора Я.И. Левицкого, а также в классе ударных инструментов доцента М.В. Журы и классе тромбона старшего преподавателя В.В. Михайличенко. Со студентами кафедры духовых и ударных инструментов А.Я. Бакшеева постоянно выступала на различных конкурсах (в Москве, Волгограде, Ярославле, Белгороде, Ростове-на-Дону, Сочи, Нальчике, Астрахани), и ее мастерство неоднократно отмечалось дипломом «Лучший концертмейстер».

     Однако она не успокаивалась на достигнутом и решила совершенствоваться по концертмейстерскому искусству в ассистентуре-стажировке, причем ее руководителем вновь стала заслуженная артистка РФ, профессор Л.М. Сулейманова. Это время было отмечено творческим содружеством Анны Яновны с педагогами-вокалистами – народной артисткой РФ, профессором Н.К. Тарасовой и ее воспитанницей, лауреатом Всероссийского конкурса им. В. Барсовой, доцентом Т.Ю. Важоровой. Именно с ними Бакшеева выступала на экзаменах в ассистентуре-стажировке, а в заключительном концерте исполнила с Натальей Тарасовой вокальный цикл Е. Гохман «Бессонница» на стихи М. Цветаевой. Интересно, что это произведение, благодаря высокохудожественной интерпретации певицы Н. Тарасовой и видного саратовского пианиста А. Скрипая, было удостоено в 1991 г. Государственной премии РФ. Но Наталья Кимовна исполняла «Бессонницу» и с другими пианистами – А. Левковским и Т. Кан, и каждый раз она неустанно перечитывала сочинение, передавая чувства и движения страдающей женской души тончайшими вокальными красками своего прекрасного сопрано. Вот и в ансамбле с концертмейстером Анной Бакшеевой певица представила новую исполнительскую версию вокального шедевра. А для Анны это было счастливой возможностью участвовать в незабываемом творческом процессе.

     Трудолюбие, образованность, любовь к избранной профессии, чуткое отношение к партнерам – все это привело Анну Яновну к великолепным результатам в концертмейстерской деятельности. Мне вспоминается, как в декабре 2002 года группа студентов, педагогов и концертмейстеров Астраханской консерватории выступала с концертом в двух отделениях в Большом зале РАМ им. Гнесиных (в рамках программы «Культура России»). И Анна Бакшеева была задействована как концертмейстер не только в ансамбле с педагогом Виктором Смиховским (они исполнили Канцону Танеева), но и с вокалистами, воспитанницами Н.К. Тарасовой – ассистентом-стажером Татьяной Важоровой (Р. Штраус. Цецилия; Жербин. Душа моя плывет) и студенткой Еленой Шапкиной (Р. Штраус. Завтра; Массне. Сцена обольщения из оперы «Манон»). Причем, исполнение музыки Массне Еленой Шапкиной и Анной Бакшеевой было высоко оценено профессорами РАМ им. Гнесиных, присутствовавшими на нашем концерте (это было сказано в беседе с профессором Л.А. Кругловой, которая тогда возглавляла нашу консерваторию и специально прилетела в Москву, чтобы поддержать астраханских участников творческого отчета в столице).

     А в ансамбле с кларнетистом Виктором Смиховским Анна Бакшеева стала лауреатом Всероссийского конкурса камерных ансамблей в Волгограде. Их многолетнее творческое содружество радует публику выступлениями в концертах, которые проводятся в Астраханской консерватории. Можно смело сказать, что каждый выход этих музыкантов на сцену Большого зала – праздник для меломанов, восхищающихся благородной кантиленой кларнетиста Виктора Смиховского и мягким фортепианным туше концертмейстера Анны Бакшеевой!  

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ,

профессор, зав. кафедрой хорового дирижирования АГК


  Версия для слабовидящих