В Астраханскую филармонию мы были приняты почти одновременно: В.В. Базов – худруком, Е.В. Черников – директором, Т.А. Козлова – заместителем директора, автор этих строк – редактором и режиссёром; а в музыкальной жизни Астрахани началась новая интереснейшая глава, сочинённая нашей командой едва ли не с поэтическим вдохновением. Те годы всегда будут восприниматься эпохой-колыбелью смелых для того времени творческих замыслов (и их воплощения) – новых программ, рождения оркестровых коллективов и фестивалей, создания музыкального театра.
В последующие годы мы встречались не столь часто. Когда Владислав Вячеславович и Людмила Борисовна Леонтьева приезжали из Казани, мы собирались на уютной веранде у Татьяны Александровны Базовой в доме на улице Ленина, принимаясь увлечённо обмениваться музыкальными впечатлениями, обсуждать концерты и новости городской жизни. Запомнились эти встречи редким сочетанием дружеского веселья и строгости музыкальных критериев, обеспеченных талантами, эрудицией и творческим опытом хозяев, живым интересом Владислава к происходящему на родине.
Прошлой осенью мы встретились с Владиславом Вячеславовичем в Театре оперы и балета и, как в прежние времена, весело, запальчиво и «со знанием дела» обсуждали недавние премьеры и новые возможности развития театра. Задержавшись на минутку «на бегу», мы проговорили полчаса, и только ожидавшие обоих дела вынудили нас завершить разговор «на полуслове».
2020 год принёс горькие вести об уходе наших товарищей по работе: 8 апреля – Евгения Васильевича Черникова, моего наставника и предшественника в должности художественного руководителя-директора филармонии, 11 августа – Тамары Александровны Козловой, заместителя директора, а сегодня, 19 сентября, – Владислава Вячеславовича Базова. Из руководителей Астраханской филармонии 1980-х он ушёл последним.
Многим друзьям и коллегам будет не хватать его дара рассказчика, его иронии и жизнелюбия, открытости и эрудиции, тонкости оценок и глубокого понимания психологии музыканта-исполнителя. Воспитанный на высших образцах музыкального творчества, он не жаловал бесстрастную «анемичность», окаменевшую «заученность» исполнения, противился инертности – как на сцене, так и в слушательском восприятии. В одной из своих заметок, анонсируя программу Международного фестиваля “Дельта-Джаз”, Владислав находит замечательные слова, выражающие и его собственное credo: «Удовольствие от музыки, сотворенной сейчас; от безудержной свободы в ритме, в гармонических оборотах и в импровизации – удовольствие особого рода. Не случайно иногда говорят о «джазовом характере», который позволяет сохранить оптимизм и бодрость независимо от каких-либо обстоятельств. Настоящие музыканты счастливы на сцене, и поток безрассудной радости от свободного проявления таланта и мастерства, несомненно, заразителен.»
Олег Попков
19 сентября 2020
Москва
Статья В.В. Базова цитируется по:
На фото: Открытие концертного сезона 1985-86 гг. Астраханской филармонии. В центре — В.В. Базов, художественный руководитель филармонии. Фото из личного архива О.Ф. Попкова