Базов Владислав Вячеславович (1954-2020)
«НЕТ ТАКОГО, С ЧЕМ НЕЛЬЗЯ СПРАВИТЬСЯ!»
Печальную весть, что 19 сентября не стало В.В. Базова, выпускника нашей консерватории, которого знают не только в Астрахани, но и далеко за ее пределами, многие из нас восприняли как утрату родного человека. В интернете, на страницах социальных сетей, сразу же появилось сообщение министерства культуры и туризма администрации Астраханской области о его скоропостижной кончине, и это вызвало огромное число откликов на безвременную смерть человека, наделенного такими редкими на сегодня качествами, как добросердечность и порядочность.
Вспоминается, что в период подготовки книги о выпускниках Астраханской консерватории, посвященной 50-летию основания нашего вуза, на мое предложение Владиславу Базову написать его творческий портрет (материала для этого у меня собралось достаточно) он ответил обещанием внести свою лепту в юбилейный сборник – но только воспоминаниями об учебе в консерватории, незабываемых учителях и товарищах. Скажу, что очерк у Базова получился великолепным по содержанию и литературному стилю. Современная молодежь может найти в нем дельные советы, как справляться с любыми трудностями, и получить удовольствие от того, с какой любовью и тонким юмором Владислав пишет о студенческой жизни в 1970-е.
Ну, а мне, мысленно попросив у него прощения за мои вольные и невольные прегрешения, все же надо рассказать о нашем выпускнике как представителе славной музыкальной династии.
«Пример служения искусству Владислав видел с детства, ведь в его семье можно насчитать четыре поколения музыкантов» (С. Молодцова-Руденко. Путь к вершинам мастерства // Комсомолец Каспия, 30 мая 1978 г.). Мама Владислава, Татьяна Александровна Базова, ведущий концертмейстер Астрахани в 1950-1980-е, заслуженный работник культуры России (почетное звание получила, работая в филармонии), педагог музыкального училища, затем консерватории, где она заведовала кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, родилась в 1926 году в Казани, также в музыкальной семье (бабушка и прабабушка Владислава были пианистками), но с 1928 года семья Комаровых (девичья фамилия Т.А. Базовой) – проживает в Астрахани. Здесь Татьяна Александровна получила начальное и среднее музыкальное образование, занимаясь в ДМШ и музыкальном училище в классе Софьи Павловны Загоскиной, которая дала ей, как и многим своим ученикам разных поколений, техническое оснащение и приучила к осмысленной игре на фортепиано. Причем, в музыкальном училище Татьяна Александровна обучалась в годы войны, а закончила в победном 1945-м и тогда же поступила в Саратовскую консерваторию им. Л.В. Собинова, в класс профессора Б.К. Радугина. С самого начала учебы в консерватории она работала концертмейстером в вокальном и оперном классах у знаменитых педагогов – В.Ф. Туровской и А.О. Сатановского. И все они характеризовали Татьяну Комарову как прекрасную пианистку и вдумчивого музыканта. Недаром по окончании консерватории ее оставили работать в качестве концертмейстера. Но в январе 1954 года она вернулась в Астрахань, в связи с замужеством (муж, В.К. Базов, работал зам. директора судоверфи им. С.М. Кирова). А 12 ноября 1954 года родился Владислав, который пошел по стопам матери.
Азы фортепианного искусства он изучал в ДМШ №1, в классе Галины Михайловны Парышевой, а продолжил учиться в музыкальном училище, у Софьи Павловны Загоскиной, после чего поступил в Астраханскую консерваторию, в класс Э.Г. Камалова, тогда доцента кафедры специального фортепиано (впоследствии заслуженный артист России, профессор). Пианист выдающегося дарования, воспитанник знаменитого Л.Н. Оборина, Эрвин Григорьевич Камалов с самого первого своего концерта в большом зале консерватории, осенью 1971 года, поднял настолько высоко планку фортепианного исполнительства, что это сопоставимо с непревзойденным рекордом в большом спорте. Заниматься в его классе было трудно, но талантливые и трудолюбивые студенты дорожили творческим общением с требовательным педагогом, ведь он учил «осмысленным вариантам интерпретации, фактически приложимым к любым знакомым и незнакомым произведениям. Не «как надо» играть то или иное сочинение, а «как можно» его играть, оставаясь в пределах музыкального стиля /…/. В отношении Э.Г. Камалова к музыке была страсть, и в исполняемых им произведениях кипели страсти, усмиряемые волей исполнителя» (В. Базов. Пианисту, педагогу, учителю// Камертон. Вып. 2 – январь-июнь, 2007. – С. 50).
Показательно, что еще до выхода на государственный экзамен по специальности, весной 1978 года Владислав Базов выступил с сольным концертом в зале родного музыкального училища, в присутствии своих первых учителей по фортепиано – Г.М. Парышевой и С.П. Загоскиной. Вдохновившись, он показал, насколько «возмужал в творчестве, представив сложную программу, на какую не всегда отважится именитый музыкант: труднейшие сонаты Бетховена (си-бемоль мажор) и Брамса (фа-диез минор), фундаментальные полонезы (фа-диез минор и полонез-фантазия) Шопена, а также большие полотна Равеля» (С. Молодцова-Руденко. Путь к вершинам мастерства // Комсомолец Каспия, 30 мая 1978 г.). А вскоре, на государственном экзамене по специальному фортепиано Владислав Базов сыграл Прелюдию и фугу фа мажор из ХТК-1 Баха, Сонату №11 Бетховена, Полонез фа-диез минор Шопена, «Лодку среди океана» и Токкату Равеля и Гавот, соч. 12 Прокофьева. А еще выдержал экзамены по камерному ансамблю (класс А.Ж. Кургановой) и концертмейстерской подготовке (класс М.П. Крыловой). В ансамбле с выпускниками-скрипачами Владимиром Сакалом и Александром Ткаченко и студентом-виолончелистом Петром Темиркановым пианист Владислав Базов исполнил Квартет до минор Брамса. А по концертмейстерской подготовке выступил с прекрасной виолончелисткой – педагогом кафедры струнных инструментов Н. Захарян (Кассадо. Испанский танец) и преподавателем вокальной кафедры Г. Шульга (Рахманинов. Ночью в саду у меня; Моцарт. Ария Фьордилиджи из оп. «Так поступают все женщины»; Глиэр. Баллада Шах-Сенем из оп. «Шах-Сенем»). Все было оценено госкомиссией на «отлично», и консерваторию Владислав Базов закончил с отличным дипломом. И был призван на службу в армию. Но, еще обучаясь в консерватории, он работал здесь же концертмейстером, а на пятом курсе еще и педагогом кафедры общего фортепиано, поэтому, демобилизовавшись, продолжил работу в консерватории, а в 1982 году перешел работать в филармонию. В 1985-1987 гг. его назначили там же художественным руководителем. Об этом, «перестроечном» периоде жизни В.В. Базова, тепло вспоминает О.Ф. Попков, который хорошо известен в Астрахани как инициатор и один из организаторов Международного фестиваля вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой (его очерк опубликован на сайте Астраханской консерватории, с приложением фотоснимка из личного архива О.Ф. Попкова, на котором запечатлен момент открытия концертного сезона 1985/86 гг.).
А ведь и правда, горбачевская «перестройка» коренным образом сказалась на судьбе В.В. Базова, философский склад ума которого, большой научный потенциал, умение повести за собой не приказывая, а убеждая, были востребованы «социализмом с человеческим лицом». Поэтому он с энтузиазмом откликнулся на предлагаемую работу инструктором Астраханского Обкома КПСС. А потом закончил в Москве аспирантуру Академии общественных наук ЦК КПСС. Написал и защитил диссертацию «Культурные традиции и самоидентификация личности», став кандидатом философских наук. Как выпускник АОН ЦК КПСС, к тому же с консерваторским дипломом и опытом руководящей работы в учреждении культуры, в 1990-м В.В. Базов был направлен в Казанскую консерваторию – проректором по творческой работе и международным связям. И в этой должности он как кандидат философских наук и доцент был на своем месте, иначе не удержался там на целых 12 лет, и в какой сложной обстановке, учитывая развал СССР и трудности «лихих» 1990-х…
Но в 2002 году Владислав Базов окончательно возвратился в родной город: маме исполнилось 76 лет, и он должен был заботиться о ней (младшая сестра Ольга, которая также закончила Астраханскую консерваторию как пианистка, проживает в дальнем зарубежье). Благо, что ему во всем помогала супруга, Людмила Борисовна Леонтьева. Замечательный педагог-пианист, заслуженный деятель искусств Татарстана, доцент, она работала в Казанской консерватории деканом, а переехав с мужем в Астрахань, стала заведующей кафедрой специального фортепиано, в должности профессора.
В заключительный период своей жизни (2002-2020 гг.) В.В. Базов работал в департаменте культуры (ныне министерство культуры и туризма) администрации Астраханской области, в 2005-2010-м являлся директором филармонии, а последние годы – музыкальным редактором театра оперы и балета. И тут, в подготовке документации по представлению на гранты музыкальных проектов АГТОБ, сказался его бесценный административный опыт. А чтобы масштабные оперные спектакли, как «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, разрешили проводить в Астраханском кремле, как говорится, в исторических декорациях, В.В. Базов приложил свой талант общения с людьми, сумев убедить руководство Астраханской митрополии в общественной значимости таких культурных акций.
И вдруг скончался на 66-м году жизни, оставив 94-летнюю маму на верную спутницу жизни, теперь вдову…
Те, кто видели его неизменно приветливым, выдержанным, счастливым человеком, задаются вопросом – почему он ушел так рано? Но кто же знает, какие страсти временами кипели в его душе и какими усилиями, не щадя свое здоровье, он все же решал вопросы, с которыми другой, на его месте, мог бы не справиться.
Любовь Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор Астраханской консерватории
Фото К. В. Гузенко