Великолепным концертом, посвященным Международному Дню музыки, порадовали талантливые исполнители – педагоги и студенты Астраханской консерватории – слушателей, собравшихся в этот вечер в нашем прекрасном большом зале, чтобы насладиться живым звучанием шедевров мировой музыкальной культуры.
Свободно расположившись в первом ряду «педагогического амфитеатра» и предвкушая удовольствие от предлагаемой концертной программы, мне вспомнилось, как в преддверии первого такого Дня музыки, 1 октября 1975 года, в журнале «Советская музыка» (№8) было опубликовано Открытое письмо-обращение Д.Д. Шостаковича к музыкантам всех континентов. И это послание, написанное гениальным композитором незадолго до кончины (он умер 9 августа 1975 г.), стало его Завещанием всем, кто связал свою жизнь с Музыкой – искусством, которое всегда «будет выполнять свою благородную миссию объединения людей во имя самых высоких, самых передовых идей, и прежде всего идей мира и дружбы народов!». Тогда, сорок пять лет назад, во время празднования первого Дня Музыки в Астраханской консерватории, мне выпала честь прочитать это Письмо, и потом, в течение многих лет – выходить 1 октября на сцену большого зала, со вступительным словом к программе, посвященной Международному Дню Музыки.
Но вот прозвенел третий звонок, и ведущий концерта, доцент кафедры теории и истории музыки К.В. Гузенко, общаясь с публикой в свойственной ему импровизационной манере, представил Струнный оркестр Астраханской консерватории под управлением лауреата международных конкурсов, профессора Леонида Егорова, назвав также концертмейстера Елену Иноченко и органистку Наталью Муравьеву.
Надо признать, что в самом начале учебного года, всего за несколько репетиций подготовить концертное отделение со студенческим струнным составом, в который влились первокурсники, а остальные студенты, находясь в длительной изоляции из-за коронавирусной пандемии, давно не играли в ансамбле, – весьма сложная задача для дирижера, тем более если надо исполнить полифоническую Павану и Чакону Перселла и вовсе не легкую по изложению, изящную Простую симфонию Бриттена. Мне довелось присутствовать на занятиях Леонида Николаевича и слышать, как самоотверженно он репетировал с оркестром, переживая, что «не хватает альтов» и не всегда получается совместное пиццикато, особенно после «коварных» генерал-пауз.
Слава Богу, студенты справились со свободным контрапунктированием голосов и имитационными трудностями музыки XVII века, сыграв на концерте Павану и Чакону Перселла с пониманием их возвышенного содержания и барочного музыкального стиля. А полнота звучания полифонической фактуры в этой композиции восполнялась за счет партии органа в деликатном исполнении Натальи Муравьевой.
У нас редко можно услышать музыку Бриттена, выдающегося английского композитора ХХ века, современника и друга Шостаковича, поэтому включение в праздничный концерт его Простой симфонии стало музыкальным подарком для слушателей. Любопытно, что это раннее сочинение Бриттена, музыкальные темы которого он взял из фортепианных произведений, написанных им в 9-12 лет! Но с каким мастерством «детские темы» разработаны и инструментованы в Простой симфонии, состоящей из четырех небольших частей: 1. Неистовое бурре; 2. Игривое пиццикато; 3. Сентиментальная сарабанда; 4. Веселый финал.
Из беседы с Л.Н. Егоровым, Простую симфонию он задумал продирижировать еще два года назад, когда нашим концертным отделом, во главе с проректором по творческой работе, народной артисткой России, профессором Н.К. Тарасовой, планировался музыкальный проект, включавший уникальную кантату Бриттена «Небесное воинство» (студенческий хор, вместе с камерным филармоническим, под руководством Татьяны Рекичинской, осуществил подготовку этой кантаты, но реализацию проекта в то время приостановили трудности с поиском подобающего солиста-тенора). И вот сейчас, предложив исполнить Простую симфонию на концерте к Дню музыки, пытливый дирижер увлек своим исполнительским замыслом студенческий струнный оркестр и представил слушателям прелестную музыку Бриттена, в звучании которой можно уловить общительные интонации, как, например, в медленной третьей части, Сентиментальной сарабанде, основная тема которой напоминает известную песню Пахмутовой (так и хотелось спеть с оркестром: «Опустела без тебя земля…»), вот только у Бриттена эта тема – из его Сюиты для фортепиано, соч. 1925 г., сама же симфония создана в 1934 г. , а любимая нами песня «Нежность» – в 1965 г.
Во втором отделении концерта, которое также было чисто инструментальным, выступили солисты – лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Украшением программы была величественная органная музыка Брунса (Прелюдия), Франка (Хорал), Янченко (Медитация) в высокопрофессиональном исполнении Натальи Муравьевой. И она же прекрасно аккомпанировала солистам – балалаечнику Леониду Бутакову в Тарантелле Вьетана, Концертной фантазии Сарасате на темы оперы «Кармен» Бизе и Кубинском танце Тамарина (это зажигательное сочинение прозвучало в финале концерта); а дуэту домр Нелля Мухамеджанова (Иманкулова) и Фариза Тошова – в чудесном «Венецианском карнавале» Паганини.
Ну, что же, достаточно вспомнить, какими дружными аплодисментами публика выразила свою благодарность за доставленное удовольствие, чтобы сказать: «Браво всем, кто сделал этот концерт незабываемым»!
Л.П. Власенко, заслуженный деятель искусств РФ, профессор,
зав. кафедрой хорового дирижирования Астраханской консерватории