27 ноября в РАМ им. Гнесиных завершился грандиозный праздник науки, посвященный 125-летию учебных заведений имени Гнесиных, проходивший при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. О его размахе свидетельствует временная продолжительность, включавшая две международные конференции, проходившие 27 – 30 октября и 24 – 27 ноября 2020 года, и количество участников – более двухсот тридцати человек.
Первая конференция «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи», состоявшаяся в октябре, включала – Пленарное заседание «Постсоветский контекст музыкальной культуры» и десять секций: «Дискурс современной культуры :pro et contra», «Тексты/контексты музыкознания: история и современность», «Музыкальная наука и современное информационное пространство», «работа музыковедов над проектами РФФИ: проблемы и решения», «Проблема авторства в музыкальной культуре», «По страницам отечественной истории музыки», «Музыка прошедших эпох в зеркале современности». «Национальный вектор в музыкальной культуре», «Новейшая музыка: вопросы и ответы», «Творчество Пауля Хиндемита: к 125-летию со дня рождения композитора».
В Пленарном заседании с докладами выступили: кандидат педагогических наук, профессор, президент Российской академии музыки имени Гнесиных Г.В. Маяровская («Российская академия музыки имени Гнесиных – базовая организация государств-участников СНГ по сотрудничеству в области музыки и образования в сфере культуры и искусства»), доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского К.В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории музыки и композиции Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова А.Л. Маклыгин («10 лет Общества теории музыки в России: навстречу юбилею»), доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора истории музыки Государственного института искусствознания М.Г. Раку («1990-е в музыкальной культуре постсоветской России: что это было?»), доктор искусствоведения, профессор, заведующая секцией истории музыки на кафедре музыковедения и композиции Академии музыки, театра и изобразительных искусств (Кишинёв) Е.С. Мироненко («Аспекты музыковедения XXIвека в Республике Молдова»), кандидат искусствоведения, проректор по научной работе Белорусской государственной академии музыки Н.В. Мацаберидзе («Белорусское музыкознание в реалиях современности: проблемы, контекст, новации»).
Если первая конференция проходила в реальном времени, то вторая конференция состоялась в режиме онлайн. С приветственным словом выступил ректор Российской академии музыки им. Гнесиных доктор искусствоведения, профессор А.С. Рыжинский. В Пленарном заседании приняли участие доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных Т.И. Науменко («Российское музыкознание на современном этапе: о некоторых системообразующих факторах»), доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского К.В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор, декан Музыковедческого факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова Н.И. Дегтярева, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова Т.И. Твердовская, («Научные школы музыковедческого факультета Ленинградской-Петербургской консерватории: история и современность»), доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова И.В. Полозова («Музыковедческие традиции Саратовской консерватории: история и современность»), кандидат искусствоведения, доцент, и.о. проректора по научной работе Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Ю.В. Антипова («Изучение новых тилей и жанров в Новосибирской консерватории, кандидат искусствоведения, руководитель Ресурсно-информационного центра Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки П.А. Мичков («Новосибирская консерватория – сибирский центр развития информационно-коммуникационных технологий в музыкальном искусстве и образовании»), кандидат искусствоведения, доцент Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова Т.С. Екименко («Научные школы и направления Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова в системе вузовского образования»).
Мне довелось выступить в двух секциях: 28 октября в секции «Новейшая музыка: вопросы и ответы» с докладом «Жанр музыкального письма в аспекте современных коммуникативных процессов» и 25 ноября в секции «Фундаментальные вопросы современной культуры: философия, история, методология, образование» с докладом «Музыкальная коммуникация в ХХ веке».
Благодаря проректору по научной работе доктору искусствоведения, профессору Татьяны Ивановны Науменко в РАМ имени Гнесиных сложилась замечательная традиция – приглашать на конференции проректоров по научной работе Российских музыкальных вузов. Такие встречи позволяют решать вопросы, связанные с развитием музыкальной науки в нашей стране.
По материалам конференций планируется издание сборников научных статей.
Выражаю огромную благодарность всем организаторам этого грандиозного мероприятия и пожелать дальнейших успехов на поприще науки. Отдельная благодарность доктору искусствоведения, профессору, проректору по научной работе Татьяне Ивановне Науменко. Браво, брависсимо!
Л.В. Саввина,
проректор по научной работе Астраханской консерватории,
доктор искусствоведения, профессор
(фото предоставлены Л.В. Саввиной)