О прошедшем юбилейном концерте композитора Юрия Гонцова

Предлагаем вашему вниманию две статьи, посвященные юбилейному авторскому вечеру астраханского композитора, профессора Астраханской консерватории Юрия Петровича Гонцова. Очерки о концерте написаны кандидатом философских наук, доцентом кафедры общегуманитарных дисциплин Е.А. Соболевой и кандидатом искусствоведения, профессором кафедры теории и истории музыки АГК, членом правления АРО «Союз композиторов России» М. Г. Хрущевой.

 

Е. А. Соболева

кандидат философских наук,

доцент кафедры общегуманитарных дисциплин АГК

Авторский вечер Юрия Гонцова

3 марта в Астраханской консерватории прошел юбилейный концерт профессора кафедры народных инструментов, дважды лауреата губернаторской музыкальной премии им. Артура Каппа, заслуженного работника культуры Калмыкии, заслуженного деятеля искусств РФ, композитора Юрия Петровича Гонцова. Несмотря на свой «юбилейный» статус, программа концерта была выстроена по принципу камерности, предполагающей диалог между композитором и слушателем, откровенность и доверительность. Можно сказать, что прошедший вечер возродил традицию, идущую с 70-х годов, когда молодые композиторы Астраханской консерватории начали проводить авторские вечера камерной музыки, постепенно преобразовавшиеся в знаменитый Астраханский фестиваль современной музыки, который хорошо знают в нашей стране и помнят за рубежом.

Авторский концерт Юрия Гонцова начался не совсем обычно, так как не все его участники смогли приехать из-за карантина, и первое произведение зрители услышали в видеозаписи (премьерный показ). Это Рондо-скерцино для баяна (исполнитель – Назерке Салауатова), работа над которым началась в 1968 г., а завершилась в 2010.

Следующее произведение, представленное зрителю, – Дуэт для балалайки примы и домры альта (исполнители – дипломант Международного конкурса Роман Власов и лауреат всероссийских и международных конкурсов Сергей Соколов) – было написано в конце 1970-х годов по просьбе одного из выдающихся балалаечников своего времени – Владимира Аверина, который в те годы работал в Астраханской консерватории. Он попросил композитора написать концертное произведение для него и домриста Виктора Роммеля. Но когда сочинение было закончено, Аверин уже покинул Астрахань и впервые Дуэт вместе с В. Роммелем исполнил Александр Лавриненко. Музыка Дуэта пронизана традициями скоморошеских действ, в ней, в числе прочих авторских тем, использованы две подлинные скороговорки Орловской области.

Для исполнителей и композиторов обращение к циклам из 24-х прелюдий и фуг является своеобразной школой мастерства. Цикл Юрия Гонцова «24 прелюдии и фуги для баяна» задумывался как музыкальное приношение не только композиторам, писавшим подобные сочинения, но и относящимся к числу любимых. В прозвучавшей на концерте Прелюдии и фуге до-диез минор (исполнитель – Артем Алексеев) есть аллюзии с творчеством Георгия Свиридова. Музыка этой части цикла пронизана темой одиночества, размышлениями о суетности мира и месте человека в нём.

В программу концерта были включены и те произведения, которые связаны с биографическими событиями жизни композитора. Сочинение Соната дороги / для домры и фортепиано (исполнители – лауреат всероссийских и международных конкурсов Антонина Пугач и Анна Мараховская) было написано в 2017 г. в путешествии по Волге из Астрахани в Москву. Его полное название – Соната дороги (опыт отражения в звуках некоторых фактов биографии). О каких именно фактах биографии идет речь – композитор вынес за скобки. Однако четыре раздела, которые составляют структуру произведения, намекают на некоторые важные события его жизни.

Ещё одним приглашением к серьёзной беседе является сочинение, которое композитор назвал «Ночная музыка для баяна» (исполнитель – дипломант Международного конкурса Лаура Таутиева). Оно было написано в Доме творчества (Иваново) в 1985 г. под впечатлением от прочтения романа А. Толстого «Петр Первый». Сцена самосожжения людей в раскольничьих скитах в заснеженной тайге русского севера потрясла воображение композитора, что и послужило поводом для создания произведения.

Ярким примером обращения к мотивам народной музыки стали Ительменские контрапункты / Для квартета народных инструментов (исполнители – Антонина Пугач, Лаура Таутиева, Роман Власов, Нурлан Сундетов), написанное в 2012 г. Ительмены – это одна из народностей Камчатского края, и композитор использовал в арсенале тематизма этого произведения ительменские мелодии. Языческие культы, шаманское действо, суровая красота Камчатки – всё это  вдохновляющие импульсы главной идеи произведения.

Завершился концерт ещё одним приношением народному мелосу –  Калмыцким диптихом для русского оркестра (Оркестр русских инструментов студентов Астраханской консерватории, дирижер Леонид Бутаков). Это произведение было написано в 1986 г. по просьбе коллег из Элистинского музыкального училища. Перед композитором встала задача создания концертного произведения для русского оркестра на калмыцкие темы. Во второй части Диптиха в подлинную калмыцкую мелодию вплетается мелодия И. Дунаевского «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер!», что вносит эффект неожиданности и вполне гармоничного синтеза народной и популярной музыки. 

Хочется надеется, что последующие авторские вечера камерной музыки астраханских композиторов будут и далее радовать слушателей интересными встречами с музыкой!

  *   *   *  

 

М.Г. Хрущева,

член Правления АРО «Союз композиторов России»,

кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки АГК

 

О юбилейном вечере Юрия Гонцова

Третьего марта 2021 года в большом концертном зале Астраханской консерватории состоялся Юбилейный Авторский концерт Юрия Петровича Гонцова (р. 1946). Программа концерта выстроена очень тщательно и это стало своеобразным отчетом композитора по наиболее важной части его творчества, так как прозвучали сочинения для народных инструментов – разных лет создания: для инструментов соло, ансамблей и оркестра русских народных инструментов. В концерте приняли участие: заведующий кафедрой народных инструментов, профессор С.А. Соколов, преподаватели кафедры – Л.В. Бутаков, А.В. Пугач, магистрант Р. Власов, студенты А. Алексеев (II курс), Н. Сундетов (III курс), Н. Салауатова (IV курс), артистка филармонии Л. Таутиева, концертмейстер А. Мараховская, все – воспитанники Астраханской консерватории. С краткими комментариями о каждом произведении концерт вела кандидат философских наук, доцент кафедры общегуманитарных наук Астраханской консерватории Елена Соболева.

Юбилейный концерт открыл ректор Астраханской государственной консерватории, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, профессор А.В. Мостыканов. Он сердечно поздравил композитора с юбилейным днем рождения и вручил букет цветов. Союз композиторов России прислал Поздравительное письмо за подписью Почетного председателя Совета Союза композиторов России, народного артиста РФ А.В. Чайковского. Письмо зачитал председатель Астраханской организации Союза композиторов К.В. Гузенко, а мы, члены Правления – ответственный секретарь М.Г. Хрущева, члены правления и экс-ученики по композиции А.В. Рындин и Л.В. Бутаков поздравили нашего друга и коллегу с юбилейным днем рождения.

Неожиданностью в самом начале концерта, своего рода преамбулой, стало премьерное исполнение Рондо-скерцино для баяна, соч. 3 № 3, 2010, студенткой IV курса Назерке Салауатовой, – видео-запись демонстрировалась на экране. Затем началась программа, объявленная в афише.

Первым номером был «Дуэт для балалайки примы и домры альта» (соч. 21, 1978). Впервые это сочинение исполнялось в Астрахани и в Москве, в ГМПИ им. Гнесиных на аспирантском концерте Виктора Роммеля. Первые исполнители «Дуэта» – В.А. Роммель и А.М. Лавриненко. В юбилейном концерте 3 марта 2021 «Дуэт для балалайки примы и домры альта» прозвучал в исполнении магистранта Романа Власова (балалайка) и профессора Сергея Соколова (домра альт). Это достаточно виртуозное сочинение состоит из трех разнохарактерных контрастных разделов (сложная трехчастная форма), в том числе и по темпам. «Русские» интонации обострены, облечены в сложные ритмы и музыкальную фактуру дуэта балалайки и домры в чередовании хорошо прослышиваемых сольных мелодических партий и почти оркестровом полнозвучии. Контрастен средний раздел (фугато) с очень «настороженно-осторожной» темой с речитацией, а в завершающем разделе слышны ритмы русской пляски. Дуэт значимо представляет творчество Ю.П. Гонцова 70-х годов ХХ века.

Следующим номером программы стал малый цикл Прелюдия и фуга до-диез минор для баяна (соч. 47, 1989) из цикла «24 прелюдии и фуги», премьера которого состоялась в авторском концерте 26 декабря 2001 года, весь цикл исполняли полностью студенты консерватории, ученики Ю.П. Гонцова, а Прелюдию и фугу III cis-moll (как и первые 4 прелюдии и фуги) – Светлана Ляпина. Впоследствии этот малый цикл исполняла Лаура Таутиева. В Прелюдии и фуге cis-moll, по словам композитора, раскрывается драматичная тема одиночества. В Прелюдии, с инструментальными попевками, создается образ неустойчивости состояния, затаенно-хрупкий. Тема фуги основана на песенно-инструментальных интонациях, несколько «изломанная», чему способствует трехдольный метр и несколько порывистый ритм с остановками и движением трехдольными ритмическими группами. Сложное кружево контрапунктов, облекающих тему, усложняют звучание мелодически ясной темы. Трехголосная фуга построена в основном на проведениях темы (с вариантами начальной интонации) с тремя удержанными противосложениями (третье противосложение появляется дважды) и с минимумом кратких интермедий. В развивающем разделе особо выразительна одноголосная фраза в низком регистре в третьей интермедии, переходящая в стретту в обращенном и прямом движении в субдоминантовой тональности, такая же стретта проводится в тональности Ля мажор. Стреттное проведение темы в основном виде знаменует краткую репризу, переходящую в кодовое построение. В юбилейном концерте 2021 года Прелюдия и фуга cis-moll прозвучала с разными оттенками эмоций в исполнении студента II курса Артема Алексеева, передавшего сосредоточенное настроение и образные «переливы» этого сложного по музыкальному языку произведения. Весьма важно, что сам композитор очень доволен этим исполнением.

«Соната дороги» для домры и фортепиано (соч. 99, 2017), ее виртуозно исполнили коллеги композитора – преподаватель кафедры народных инструментов и первоисполнитель «Сонаты дороги» Антонина Пугач и концертмейстер Анна Мараховская. Впервые это сочинение было представлено публике 30 октября 2018. В первой части Аndantino доминирует состояние тревожности, чередующейся с краткими островками успокоения и волнами усилений экспрессивности. Эмоциональная неустойчивость подчеркнута тематизмом – краткими мелодическими фразами, перемежающимися острыми гармоническими кластерами, переплетением партий домры и фортепиано с постоянно меняющимся ритмом в переменном метре. Раздел Allegro, начинается длительным вступлением solo рояля, которое уравновешивается solo домры и затем полной тревожной агрессии дуэтом домры и фортепиано. В сонате много гармонических кластеров в обостренных ритмах дуэта инструментов. Развернутая каденция домры solo, сглаживает метроритмическую и звуковую агрессивность, приводит к тишине и успокоенности, даже отдаленности.

«Ночная музыка» для баяна (соч. 38 № 2, 1985). Впервые это сочинение было исполнено на отчетном концерте Астраханской секции Волгоградского отделения Союза композиторов в 1987 году О. Ломуновой. «Ночная музыка» эмоционально драматичная, сложная по языку и концепции, воспринимается как единое целое, что в полной мере воплотила в своем исполнении – погруженно и погружаемо – артистка Астраханской филармонии Лаура Таутиева.

«Ительменские контрапункты» для квартета народных инструментов (соч. 90, 2012) – сочинение ярко действенное, многослойное, это действительно контрапункты четырех инструментальных партий то в их соединении, то в «россыпи» мелодически изощренных имитационных «пассажей» домры и балалайки, с перефункционированием «знака» баяна – кластерных аккордов, и мелодических песенных фраз на кратких попевках. Пьеса построена на контрастах структурных построений со сменой энергии движений, несмотря на стабильный метр 4/4 постоянно ощущение переменчивости, ритмически обостренное, насыщенное синкопами. Композитора явно привлекла космогоническая мифология малочисленного камчатского народа ительменов с их традиционными верованиями, создателем земли первопредком Вороном (Кутх) и поклонением духам-хозяевам, «хозяину моря» Митг. Ю.П. Гонцов очень интересно создал тембровые эффекты, ассоциирующие к шаманским ударам бубна, к варгану, путешествию шамана в мир духов – или созданию Вороном мира ительменов, (2 фольклорные темы и авторскую мелодию прислал давний выпускник консерватории Артем Быков, проживающий ныне на Камчатке), а энергетика движения музыки порождает картины современной балетной хореографии. «Ительменские контрапункты» великолепно исполнили магистрант Роман Власов, преподаватель кафедры Антонина Пугач, артистка филармонии Лаура Таутиева, студент III курса Нурлан Сундетов.

«Калмыцкий диптих» для русского оркестра (соч. 41, 1986) был написан для оркестра Элистинского музыкального училища. В 1996 году «Калмыцкий диптих» прозвучал в юбилейном (50 лет) Авторском концерте в родном городе композитора, Рязани. Это сочинение Ю.П. Гонцова сразу включилось в репертуар оркестра Рязанского музыкального училища, Астраханского оркестра русских народных инструментов и исполняется достаточно часто.

Во Вступлении контрапункт солирующей флейты гобоя и оркестра сразу являет две сферы образа Великой Степи – природы и человека, а также два интонационных мира – калмыцкой протяжной ут дун (использована калмыцкая народная песня в расшифровке Виктории Шивляновой); во второй части в качестве основной темы звучит подлинный калмыцкий домбровый наигрыш, который перемежается с темой самого Ю.П. Гонцова. В процессе развертывания сочинения русский оркестр обретает звучание калмыцкой домбры с характерными ритмами и интонациями, с напряженной энергетикой и эпическими образами. В следующем разделе pianissimo композитор вдруг сдвигает-сближает две плоскости (калмыцкую и русскую, причем русские интонации пробиваются – как трава сквозь асфальт, – даже помимо воли композитора), это сопоставление захватывается калмыцкой сферой, а далее они начинают свой интонационно-образный диалог, в который вдруг внедряется мелодия И.О. Дунаевского «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер!», обретая иноязычный аккомпанемент с калмыцкой темой, с ее характерной ритмикой в мáстерской обработке композитором в «калмыцком» стиле. Оркестр русских инструментов студентов Астраханской консерватории и дирижер Леонид Бутаков исполнили «Калмыцкий диптих» на едином дыхании и с явной увлеченностью.

Прозвучавшие в юбилейном концерте произведения явно имеют «сюжет», – или обозначаемый названием или скрытый, а зачастую в их соединении, – но все равно слышимый и музыкально понимаемый (однако, каждый слушатель волен в своих ассоциациях и фантазийных представлениях).

Авторский концерт Ю.П. Гонцова получился разнообразным и в то же время компактным по времени звучания. Оригинальным было оформление: к каждому сочинению в виде цветного слайда на экране демонстрировался своеобразный «эпиграф» – графический образ-«немёк».

Достойное творческое празднование юбилея завершилось вручением букетов от почитателей творчества композитора.

 


  Версия для слабовидящих