После достаточно долгого перерыва в студенческом арт-кафе прошла встреча «Музыка и кино», посвященная творчеству композитора Г. Гладкова.
Геннадий Игоревич Гладков родился 18 февраля 1935 года в музыкальной семье. Его дед играл на разновидности русской гармони с колокольчиками, под которую исполняла народные песни знаменитая советская певица Лидия Русланова, а отец был баянистом в джазовом ансамбле Александра Наумовича Цфасмана.
Дом, где жили Гладковы, находился рядом с Художественным театром, и маленький Геннадий не единожды пересмотрел весь его репертуар. Вдохновившись выступлением актеров на сцене, мальчик давал собственные концерты с аккордеоном на семейных праздниках и дворовых мероприятиях перед соседями. Параллельно со средней школой будущий композитор учился в музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Но, учитывая, что Геннадий был старшим сыном в семье Гладковых, а послевоенные годы оказались экономически и социально тяжелыми для советского народа, времени всерьез развивать музыкальные способности у юноши не было. Окончив 7 класс школы, Геннадий отправился осваивать специальность химика в техникум, а затем устроился на работу в Научно-исследовательский институт органических полупродуктов и красителей. Но и там вечерами после работы он играл для коллег, участвовал в музыкальных конкурсах и вечерах самодеятельности.
Осознав, что музыка и есть его настоящее призвание, Гладков поступил в консерваторию, где изучал композицию в классе Владимира Георгиевич Фере. Окончив консерваторию, а следом и аспирантуру, Геннадий стал работать преподавателем – сначала в Хоровом училище им. А. В. Свешникова, затем в Российской академии музыки им. Гнесиных. Одновременно он начал писать музыку к театральным постановкам – первой его композицией стала музыка, звучавшая в спектакле «Друг детства». С развитием в Советском Союзе кинематографа Гладков стал востребован на Центральной студии научно-популярных и учебных фильмов, где писал мелодии для документального кино «Тайны минувшего».
Полноценная карьера композитора в киноиндустрии началась с сотрудничества с актером и сценаристом Василием Борисовичем Ливановым, для которого начинающий композитор написал музыку к дипломному спектаклю «Три толстяка».
Одной из интересных страниц творчества Гладкова стала работа над музыкой к мультфильмам. Самый яркий пример – «Бременские музыканты», вышедший на экраны в 1969 (реж. Инесса Ковалевская). Песни на стихи Юрия Энтина, написанные к этому мультфильму, запела вся страна.
Знакомство с Марком Захаровым положило начало работе над художественными фильмами, которые стали необычайно популярны и любимы по сей день. В 1976 году на экраны вышел фильм Захарова «12 стульев», в 1978 – «Обыкновенное чудо», в 1984 – «Формула любви» и др.
Ещё одни интересный этап в жизни композитора – сотрудничество с режиссером Яном Фридом, которое подарило нам такие известные фильмы, как «Собака не Сене», «Дульсинея Тобосская», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан».
Сегодня Геннадий Гладков, которому исполнилось 86 лет – в прекрасной творческой форме. В феврале 2018 года на сценах Дворца культуры профсоюзов и Дворца культуры ветеранов пришли мюзиклы «Голубой щенок» и «Собака на сене» на музыку Гладкова.
Кроме музыкальной карьеры, Геннадий Гладков стал главой управления языковой подготовки и Болонского процесса МГИМО.
На встрече в арт-кафе прозвучали песни Г. Гладкова:
– Из мультфильма «Бременские музыканты» (1969): «Песенка друзей» (К. Данько, А. Аливердиева, М. Гусейнова, Р. Пигуляк, А. Фёдоров, Е. Михайличенко, З. Ибрагимова, Д. Резниченко); «Песенка атаманши» (К. Данько, А. Аливердиева, М. Гусейнова, Л. Габибуллаева); «Дуэт короля и принцессы» (З. Ибрагимова, Д. Резниченко);
– Из к/ф «12 стульев» (1976): «Песня Остапа» (Д. Резниченко);
– Из к/ф «Собака на сене» (1977): «Романс Дианы и Теодоро» (А. Фёдоров, Е. Михайличенко); «Романс Теодоро» (Д. Карыгин);
– Из к/ф «Обыкновенное чудо» (1978): «Дуэт Эмиля и Эмилии» (К. Данько, Р. Пигуляк);
– Из к/ф «Формула любви» (1984): «Уно моменто» (К. Данько, А. Аливердиева, М. Гусейнова, Р. Пигуляк, А. Фёдоров, Е. Михайличенко, З. Ибрагимова, Д. Резниченко).
Также в рамках арт-кафе прошел конкурс на лучший видеофильм.
На суд зрителей были представлены следующие работы:
– «What is love» (авторы идеи, режиссура – А. Аливердиева, М. Гусейнова, Л. Габибуллаева, Е. Дегтярева, А. Орёл, А. Амиров, Е. Михайличенко, А. Безруков, М. Зеленова; оператор – М. Гусейнова);
– «Утренняя зарядка» (авторы идеи – А. Аливердиева, М. Гусейнова, Л. Габибуллаева, Е. Дегтярева, А. Орёл, А. Амиров, режиссура – А. Аливердиева, оператор – М. Гусейнова);
– «Херсонес» (автор идеи – Е. Дегтярева, режиссура – Е. Дегтярева, М. Гусейнова, оператор – М. Гусейнова);
– «Сессия-депрессия» (автор идеи, режиссура, оператор – З. Ибрагимова, участники: Е. Михайличенко, Р. Маматова, А. Ярмолович, Р. Мухаметшин);
– «АГК News» (авторы идеи, режиссура – пианисты I курса, оператор – А. Поплавский);
– «Covid-19» (автор идеи – Н. Ряузова, режиссура – Н. Ряузова, А. Устиченко, оператор – А. Устиченко).
Оценивались фильмы «компетентным» жюри (Д.Б. Карыгин, Ю.П. Гонцов, Е.Б. Борисова, Е.А. Соболева) и студенческим голосованием.
По итогам студенческого голосования призовые места распределились таким образом:
I место – «АГК News»;
II место – «Сессия-депрессия»;
III место – «What is love».
Перед жюри стояла задача оценить представленные фильмы по следующим номинациям – «Лучшая идея», «Лучший саунд-трек», «Лучшая постановка», «Лучшее воплощение роли», «Оригинальность». В итоге фильмы получили следующие оценки: в номинации «Лучшая идея» предпочтение отдано фильму «АГК News», «Лучший саунд-трек» – «Covid-19», «Лучшая постановка» и «Оригинальность» – «Херсонес», «Лучшее воплощение роли» – «Сессия-депрессия»,
Мы благодарим ребят за участие в конкурсе, который стал практически ежегодным, и пожелаем им новых интересных идей!
Е. Соболева, кандидат философских наук,
доцент кафедры общегуманитарных дисциплин АГК