О Международном научном форуме «Каспий 2021: пути устойчивого развития»

27 мая 2021 в Астраханской консерватории состоялась научная конференция «Музыкальное искусство в пространстве современной культуры» в рамках Международного научного форума «Каспий 2021: пути устойчивого развития». Форум объединил все вузы Астрахани в единое пространство, на котором обсуждались проблемы, связанные с Каспийским регионом. В своем приветственном слове проректор по научной работе Л.В. Саввина отметила, что данный форум отличается насыщенной повесткой: в центре внимания участников острые, актуальные вопросы, главный из которых – сохранение нашего богатейшего культурного и духовного наследия. Отрадно, что сегодня к решению этих важных проблем подключается все больше регионов – Калмыкия, Чечня, Дагестан, Адыгея, Северный Кавказ, Ставрополь, Краснодар, Волгоград.

         Проблемы, затронутые на конференции, связаны с их широким внедрением в образовательную среду. Важными стали такие вопросы, как традиционная народная культура и ее роль в Каспийском регионе – исторический опыт и пути дальнейшего развития, национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей студентов, проблема устойчивого развития музыкальной культуры в Каспийском регионе, актуальные вопросы образования и воспитания в сфере культуры и искусства в Каспийском регионе.

         Заседание, проходившее в Малом зале Астраханской консерватории, открылось выступлением Л.В. Саввиной, доктора искусствоведения, профессора, проректора по научной работе с темой «О системности музыкально-исполнительской интерпретации в монографии Романа Леонидова». В докладе содержалась характеристика теоретической концепции Р.Л. Леонидова – педагога, ученого, замечательного музыканта, проработавшего двадцать два года в Астраханской консерватории.  После доклада состоялась презентация монографии Романа Леонидова, рекомендованная докладчиком к широкому использованию в учебном процессе.

На форуме широко обсуждались проблемы музыкальной педагогики и методики профессиональной подготовки кадров.  Они были представлены в докладах Н.К. Тарасовой, народной артистки, профессора «Вокальная методология в свете достижений науки» (доклад состоял из двух частей – теоретической и практической, оформленной как мастер-класс), Л.А. Курцберг, концертмейстера  Астраханской консерватории «Особенности творческого взаимодействия певца и концертмейстера на примере романсов цикла ор.26 С.В. Рахманинова», Г.М. Волковой, профессора кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки «Переосмысление исполнительских интерпретаций Сонаты для скрипки и фортепиано Д. Шостаковича ор. 136», С.В. Тарасова, кандидата искусствоведения, доцента, заведующего кафедрой сольного пения и оперной подготовки «Улыбка русской души. К 120-летию со дня рождения Сергея Лемешева».

С момента открытия консерватории основной задачей вуза была подготовка высококвалифицированных кадров, в которых нуждались   регионы Нижнего Поволжья, Республики Северного Кавказа и Республика Калмыкия. Поэтому в работе конференции особое внимание было уделено проблемам, связанным с традиционной народной культурой и ее ролью в Каспийском регионе (в частности, вопросы касались исторического опыта и путях дальнейшего развития). Данная тема была представлена в докладе кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории и истории музыки, декана теоретико-исполнительского факультета А.Р. Усмановой «Жанрово-стилевые доминанты как средство верификации национальной идентичности». В аспекте данного направления были решены вопросы, посвященные актуализации национально-региональных компонентов как средствам развития творческих способностей студентов. Региональная тема была продолжена в докладе К.В. Гузенко, доцента кафедры теории и истории музыки «Международный фестиваль современного искусства «Каспий» Астраханского регионального отделения ВОО «Союз композиторов России».

В форуме приняли участие не только педагоги, но также студенты и аспиранты, затронувшие в своих выступлениях проблемы современной музыкальной науки, среди них доклады И.А. Портового «Джаз как стилевая основа творчества Николая Капустина» и  О.А. Литвиновой   «Графическая нотация в партитурах композиторов ХХ века  (к проблеме поиска нового музыкального языка)».

На основе качественного анализа выпускников Астраханской государственной консерватории, многие из которых работают в Астраханском театре оперы и балета, Астраханской филармонии, Губернаторском ансамбле, музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского, колледже культуры на конференции была дана положительная оценка и отмечено высокое качество подготовки специалистов в Каспийском регионе, имеющем преимущество перед другими регионами, где отсутствует такой центр подготовки специалистов, как консерватория, у которой есть перспектива дальнейшего развития благодаря открытию новых специальностей, а также дальнейшему повышению профессионального уровня подготовки выпускников в  аспирантуре и ассистентуре-стажировке.

Завершился Международный форум концертом, состоявшимся в Большом зале, в котором выступили солисты (Наталья Муравьева, Леонид Бутаков), квартет «Скиф» и студенческие коллективы (хор – руководитель Т.В. Рекичинская, симфонический оркестр под руководством заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики И.А. Сметанина и оркестр народных инструментов – руководитель Л.В. Бутаков).

 

Л.В. Саввина, проректор по научной работе,

доктор искусствоведения, профессор

 

Фото К. В. Гузенко


  Версия для слабовидящих