Памяти Татьяны Юрьевны Важоровой

Эту статью о Татьяне Юрьевне Важоровой  Л.П. Власенко написала в 2019 г. специально для книги «Славен вуз выпускниками. К 50-летию Астраханской консерватории» …

 

Можно только восхищаться Татьяной Важоровой за ее мужественный поступок – предпочесть заново обучаться в консерватории по классу сольного пения, чем выйти на выпускные экзамены по специальному фортепиано (при том, что дипломная программа у нее была подготовлена на должном вузовском уровне) и получить диплом пианиста (то, что для другого было бы счастьем). Однако расскажу вкратце эту интересную историю.

Она родилась в Рязани, в «краю березового ситца», воспетом Есениным. Училась играть на фортепиано в детской музыкальной школе, причем с хоровым уклоном. У девочки был чистый как ручей голосок, и педагог-хормейстер поручала ей сольные запевы в песенном репертуаре хора ДМШ. «Беловежскую пущу», «Крылатые качели» в исполнении юной солистки Танечки Важоровой постоянно включали в городские концерты. А в общеобразовательной школе также существовал большой детский хор, с которым она выступала не только как солистка, но и в качестве аккомпаниатора. Когда подошло время поступать в Рязанское музыкальное училище, Важорова продолжила учебу по классу фортепиано (вокального отделения в училище имени выдающихся певцов братьев Пироговых в тот период не было). Занималась Татьяна под руководством Людмилы Михайловны Борисовой, воспитанницы Саратовской консерватории, где она училась у одного из выпускников знаменитого педагога С.С. Бендицкого (в свою очередь, ученика самого Г.Г. Нейгауза). Эту «родословную» привожу, чтобы не описывать, какие традиции фортепианного искусства впитала юная Татьяна на пороге обучения в Саратовской консерватории, в классе профессора Татьяны Иосифовны Кан (также воспитанницы Бендицкого).

В 1995 году, во время проведения в консерватории отборочного тура Всероссийского конкурса в номинации «концертмейстерское мастерство» программу студентки Важоровой иллюстрировала педагог кафедры сольного пения Н.К. Тарасова (это была любимая певица Т.И. Кан, с которой она и сама неоднократно концертировала в качестве концертмейстера). Из 20 участников внутривузовского тура на конкурс было отобрано лишь трое, в том числе Т. Важорова (Всероссийский конкурс проводился в Казани, под председательством известного концертмейстера В. Чачавы). Именно с этого времени она «загорелась» желанием учиться в классе сольного пения Тарасовой. И не стала заканчивать консерваторию как пианистка, хотя учебный план по этой специальности фактически выполнила, ей оставалось лишь выйти на госэкзамены. Но поскольку второе образование было платным, а денег на это у студентки не было, она предпочла пожертвовать дипломом о высшем образовании, чтобы вновь поступать и учиться в Саратовской консерватории – как вокалистка. Подготовившись под руководством Н.К. Тарасовой за два месяца до вступительных экзаменов, Татьяна была принята сразу на второй курс. А в качестве концертмейстера ей аккомпанировала Т.И. Кан, которая с пониманием отнеслась к судьбоносному решению своей ученицы.

В 1997 году, когда заслуженная артистка РФ Н.К. Тарасова получила приглашение губернатора Астраханской области А.П. Гужвина переехать в Астрахань и работать здесь в Музыкальном театре, на положении ведущей солистки-сопрано, а также преподавать на кафедре сольного пения и оперной подготовки Астраханской консерватории в должности доцента, – вместе с любимым педагогом сюда перевелись из Саратовской консерватории все 12 студентов (сакральное число) Натальи Кимовны, и среди них – Т. Важорова (тогда она была на IV курсе). Заканчивая Астраханскую консерваторию в 1999 году, выпускница Важорова удостоилась весьма высокой оценки по специальности, получив пятерку с плюсом. А в ее дипломную программу входили такие головокружительной сложности арии, как Песнь Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова и ария Маргариты из «Гугенотов» Мейербера, к тому же по оперному классу она блестяще исполнила сцену и дуэт из 1 действия «Лючии ди Ламмермур» Доницетти (с участием С. Болговой – Алиса и А. Нестерова – Эдгар), в постановке заслуженной артистки РФ Беатрисы Окуловой (режиссер) и заслуженного артиста РФ, профессора Фарида Сепкулова (дирижер оперной студии АГК).

По окончании консерватории она осталась в Астрахани, продолжив работать в музыкальном театре, где начала петь еще в студенчестве, а также в Молодежном центре при Департаменте искусства, культуры и кино, являясь солисткой ансамбля «Ретро» (рук. В. Смиховский). С этим мобильным коллективом, игравшим на различных площадках города и области, включая эстраду на открытом воздухе, Татьяна начала выступать дуэтом со своим педагогом Н.К. Тарасовой. До блеска отточенные программы с участием идеального в ансамблевом отношении вокального дуэта с восторгом принимала публика, истосковавшаяся по чудесным мелодиям и содержательным текстам песен советских авторов. А народные песни и романсы отечественных и зарубежных композиторов «тонкострунный» вокальный дуэт исполнял с астраханскими музыкантами-виртуозами – квартетом русских народных инструментов «Скиф» (руководитель – заслуженный артист РФ А. Мостыканов), и каждое их совместное выступление становилось музыкальным праздником, настоящим пиршеством высокопрофессионального искусства для многочисленных слушателей в Астрахани и во время гастролей по городам России и ближнего зарубежья (Туркменистан, Казахстан).

Кроме работы, Татьяна продолжила совершенствоваться под руководством Н.К. Тарасовой в ассистентуре-стажировке (в этот период она родила сына Илюшеньку, и учеба на очном отделении затянулась до 5 лет). Именно в то время молодая певица добилась ощутимого общественного признания.

В декабре 2002 она была включена в группу педагогов, аспирантов и студентов, представлявшую профессиональные достижения АГК на сцене Большого зала РАМ им. Гнесиных. Она пела «Цецилии» Р. Штрауса, «Душа моя плывет» Жербина и русскую народную песню «Лучинушка» в обработке Копосова. Как ведущая и составитель программы того памятного концерта, могу свидетельствовать, что исполнение Важоровой было одухотворенным и высокохудожественным. Еще на акустической репетиции в зале я, с разрешения Н.К. Тарасовой, которая также выступала в том концерте (заворожила московскую публику «Сказками венского леса» И. Штрауса), предложила Татьяне спеть народную песню a cappella. И когда она начала «Лучинушку», без сопровождения фортепиано, словно не в академическом зале, а там, в избе, где эта изумительная в своей красоте и печали песня родилась на свет, внутри что-то защемило и не отпускало до последнего звука, истаявшего в пронзительной тишине зала, ставшего вдруг для всех нас, приехавших в Москву, родным и приветливым (между прочим, среди слушателей были представители столичной астраханской диаспоры).

А в октябре 2003 Татьяна Важорова приняла участие в I Всероссийском конкурсе вокального искусства им. В. Барсовой, проводившемся в Сочи (где последние годы проживала и покоится великая певица, имя которой для астраханцев имеет особое значение: в Астрахани она родилась и училась в музыкальном училище). Из 79 молодых певцов из разных городов страны ко II туру было допущено лишь 25. Исполнив виртуозную каватину и арию Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, романс Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей» и «Ветер перелетный» Рахманинова, а также «Лучинушку» (a cappella), конкурсантка из Астрахани стала бесспорным лауреатом, завоевав III место. Добрые слова в ее адрес сказала член жюри – народная артистка СССР, солистка Большого театра Маквала Касрашвили.

А когда пришло время заканчивать ассистентуру-стажировку, Татьяна, уже в ранге лауреата Всероссийского конкурса, дала такой заключительный концерт, уровень сложности которого трудно превзойти: пять виртуозных немецких концертных арий Генделя (с инструментальным ансамблем в составе – флейтист В. Бабаханян, скрипачка И. Барабанова, концертмейстер Л. Курцберг), четыре романса Шёнберга, «Туман» Респиги и четыре последние песни Р. Штрауса. И все это в Астрахани прозвучало впервые!

Если коротко сказать об исполнительском почерке Важоровой, то он близок стилю «лирического интеллектуализма», на который талантливую ученицу нацелил педагог-наставник, народная артистка России, профессор Н.К. Тарасова, мастер интерпретации камерной музыки, в том числе авангардной.

Нельзя не признать, что, проработав в Астраханском музыкальном театре семь лет (2000-2007), Татьяна приобрела ценный сценический опыт. Начав с небольших партий в детских спектаклях, она раскрылась как певица и актриса в «Похищении из сераля» Моцарта, в осовременненной постановке режиссера Л. Химич (2002 г.). Виртуозную партию Констанцы тогда пели лишь Н. Тарасова и Т. Важорова, показывавшие европейский класс вокальной техники. Кроме того, Важорова удачно играла Адель в классической оперетте «Летучая мышь» Штрауса, демонстрируя очаровательный «венский» звук в исполнении нелегкой партии кокетливой героини. К тому же, в театре она подготовила партию Джильды и была готова к выходу в «Риголетто» Верди (но не случилось). А что касается участия в детских музыкальных спектаклях, Татьяна Юрьевна сказала так: «Детская аудитория – как барометр для артиста. Если нравится – дети шумно выражают свой восторг, а если нет – шуршат фольгой от шоколадки. Словом, для них надо петь и играть еще лучше, чем для взрослых, ведь у них в памяти навсегда останется впечатление от посещения театра».

Между прочим, с детской аудиторией Татьяна Юрьевна связана и как солистка Астраханской филармонии (с 2001 года). Правда, здесь певица имеет широкое поле деятельности, выступая с различными филармоническими коллективами: камерным оркестром, Русским оркестром им. В. Махова, эстрадно-джазовым оркестром, камерным хором и др. А в 2012, на ХII Международном фестивале им. Барсовой и Максаковой, на сцене Концертного зала им. Максаковой она спела в «своих» операх – «Колокольчике» и «Рите» Доницетти. Особенно зрители были в восторге от оперы «Колокольчик», в которой, благодаря режиссеру-постановщику О. Маликовой (из Владикавказа) живо участвовал камерный хор (хормейстер Т. Рекичинская). Оба одноактных спектакля шли в сопровождении камерного оркестра, которым дирижировал В. Ивановский (Москва).

   Можно долго перечислять все то, что Татьяна Важорова исполнила как солистка филармонии. Ограничусь лишь тем, что назову ее сольные партии в кантатно-ораториальной музыке, с участием не только филармонических исполнительских коллективов, в том числе Государственного хора Калмыкии, но и симфонического оркестра и хора Астраханской консерватории, а также муниципального камерного хора «Лик»: «Стабат Матер» Перголези, «Глория» и «Магнификат» Вивальди, «Страсти по Иоанну» и кантаты №№ 6, 23 Баха, «Мессия» Генделя, Девятая симфония Бетховена, «Кармина Бурана» Орфа (с Государственным хором Калмыкии), «Магнификат» Дуранте, «Реквием» Моцарта, «Глория» Пуленка, «Всенощное бдение» Рындина, «Сотворение мира» Гайдна, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) и многое другое.

Наконец, нужно сказать, что Татьяна Юрьевна Важорова – отличный вузовский педагог. Еще в студенческие и особенно аспирантские годы она успешно ассистировала в классе профессора Н.К. Тарасовой, а потом начала преподавать самостоятельно. В музыкальном училище у нее постигали азы вокального искусства Марина Лембей и Елена Позднякова. А в консерватории, где она работает с 2006 года (с 2012 – в должности доцента), у нее уже есть лауреаты Международного конкурса: Ю. Антропова, Э. Лиджиева, О. Мартьянова, О. Шехтер. Причем, Антропова – теперь солистка Театра хоровой музыки в Санкт-Петербурге, а Лиджиева – солистка Элистинской филармонии. Да и другие воспитанники класса сольного пения Т.Ю. Важоровой профессионально востребованы: О. Мартьянова – прошла отборочное прослушивание в Академию молодых оперных певцов при Мариинском театре (но пока находится в декретном отпуске); Е. Орешкина – педагог по вокалу в Детском музыкальном театре г. Волгограда, Т. Проничкина (Наумова) – преподаватель Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского. Вот это и есть главный показатель жизнеспособности вокальной школы Т.Ю. Важоровой.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор


  Версия для слабовидящих