Черта

«Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступив, воротиться назад невозможно», – эти слова Федора Михайловича Достоевского вынесены в афише своеобразным заголовком к особому концерту «Черта», который прошел в Астраханской государственной филармонии в последний день ноября 2021 года. Почему особенном? Попробуем набросать несколько предположений…

Например, с ходу однозначно жанр этого действа определить будет непросто. Скорее всего, здесь причудливый синтез элементов: монотеатр (актер Сергей Кичигин), сложно выстроенный музыкальный ряд из произведений Альфреда Шнитке, Александра Скрябина и автора современной духовной музыки Антона Вискова. Тексты монологов героев из произведений писателя «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы». На сцене – несколько творческих коллективов, а именно Камерный оркестр под управлением Леонида Бутакова, Камерный хор филармонии и Хор студентов Астраханской государственной консерватории (руководитель – Татьяна Рекичинская). Причем, оба дирижера по мере прохождения «бессюжетного сюжета», только им понятному принципу, периодически менялись местами за пультом. А еще упомянем двух фортепианных солистов-исполнителей Илью Михайлова и Матвея Заикина. Световая палитра помогала «переключению» с одного коллектива исполнителей на другой. Отмечу и неординарные режиссерские ходы, и свободу, не в ущерб всей постановке, перемещения по сцене и залу главного героя (Достоевского). Смысловую нагрузку играла и скрипучая дверь, причем она как бы жила своей жизнью, то есть могла самостоятельно то открыться, то закрыться перед чтецом. Тягучий мрак (а спектакль проходил практически в темноте), лишь светом и цветом выделялись смысловые «персонажи». Как тут не вспомнить цветовые партитуры А. Скрябина и его мечту о синтезе всех жанров искусств!

Любопытной получилась и аннотация организаторов особого концерта: «Вас ожидает программа, в которой, как в самой жизни, нет спланированного сюжета. Лишь действие. Действие без точки отсчета, действие, в котором правит случайность, и только незримая черта разделяет понятия, вечно волнующие человеческую душу: любовь и ненависть, вера и неверие, гений и безумие…». То есть, заглянуть за эту черту, осмыслить свой опыт сквозь призму мировоззрения великого Достоевского, найти ответы на вечные вопросы жизни /…/.

На этом Вечере-откровении нашли ли мы ответы? Вряд ли. Но было важно их поискать.

Молитва «Стих о Страшном Суде» (композитор А. Висков), притихший зал в финале, робкие сначала аплодисменты, а потом взрыв эмоций пришедших вечерней порой в Астраханскую филармонию слушателей. Эволюция от прострации к экзальтации за несколько секунд! Потом опять притихший зал и мой уже в тишине громкий возглас: спасибо! И как будто было одномоментно снято оцепенение. И вроде как по неожиданному этому внешнему сигналу стали молча разбредаться в разные стороны слушатели (из зала) и артисты (за кулисы), унося с собой трепетность фраз и сложных смысловых построений Ф. Достоевского.

Погас в зале свет. Стало совсем тихо-тихо. Ночь. Астрахань. Сегодня день закончен. Завтра все будет по-другому. Не так мрачно. Надеемся.

К.В. Гузенко,

председатель АРО «Союз композиторов России»,

член Совета «Союза композиторов России»,

доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории

(текст, фото)


  Версия для слабовидящих