Алевтина Дмитриевна Камратова
Алевтина Дмитриевна Камратова родилась ровно за год до начала Великой Отечественной войны. Ей пришлось испытать все тяготы военного детства. Вот как она сама об этом вспоминает: «Война… Как много тягостных и горестных ассоциаций вызывает это слово. А Великая Отечественная мне врезалась в сердце и память с самого раннего возраста, с двух лет – это была зима 1941 года.
Мой отец, Комратов Дмитрий Акимович, был мобилизован с первых дней войны. Вначале это была авиашкола в городе Златоуст Челябинской области, позднее Троицк, там же, на Урале, где он совмещал учебу с работой в военкомате. Главной его задачей была мобилизация новобранцев для пополнения действующих армейских частей. Однажды он был командирован в Астрахань и пробыл здесь в течение недели. Очень ясно помню его проводы: раннее утро, моросящий дождь со снегом, толпы людей на вокзальном перроне. Отец несколько раз уходил в здание вокзала (видимо, в комендатуру). Потом он взял меня на руки и крепко прижал к груди. Пробираясь сквозь толпу, он вошел в свой вагон. Помню его сначала стоящим в тамбуре, а потом – его лицо в окне… Когда поезд тронулся, провожающие стали сильно кричать. И я изо всех сил закричала: – “Папочка, не уезжай! Тебя там фашисты убьют!”. В первом же письме, которое мы получили от отца, он написал, что после моего крика весь вагон зарыдал, и у него ещё долго звучал в душе мой пронзительный голосок.
Зиму 1942-1943 годов, как говорила моя мама, Таисия Федоровна Комратова, мы провели в мучительном ожидании весточки от отца. А «треугольников» все не было и не было… И, наконец, почтальон тетя Катя вручила нам долгожданный «треугольник» от папы. И я от радости стала прыгать. А дождались домой отца мы только в марте 1946 г. (он дошел до Берлина, имел много боевых наград, окончил войну в звании гвардии капитана). На всю жизнь я сохранила в памяти, каким удивительным человеком был мой отец: жизнелюбивым, сохранявшим спокойствие даже в самых трудных ситуациях, проявлявшим нежность в отношении к нам, трем своим женщинам – маме и двум дочерям. Кажется, за всю свою жизнь папа ни разу не повысил голоса, его душа наслаждалась миром и любовью к созиданью. Он любил трудиться в саду, выращивал виноград, сажал розы, пионы, астры – все для того, чтобы радовать семью. И до конца дней он самозабвенно любил театр, Моцарта и скрипку».
Алевтине настолько передалась от отца любовь к музыке, что в свои шесть лет она самостоятельно пошла сдавать экзамены в детскую музыкальную школу (семья Комратовых тогда жила на улице Зои Космодемьянской, бывшей Элистинской, рядом с ДМШ, а сама школа располагалась по улице Кирова, в том же здании, где находилось и музыкальное училище, ныне же там – «Новая поликлиника»). Экзамены у нее принимали три педагога: Марк Аронович Этингер (он приехал в Астрахань в 1946 г. и прожил здесь более 50-ти лет, став патриархом музыкальной культуры нашего города), Августа Михайловна Мышкина (известная астраханская пианистка, выдающийся педагог по классу фортепиано, более 60-ти лет проработавшая в родном городе) и Нина Васильевна Клочкова. Поступив в музыкальную школу, Аля стала заниматься в фортепианном классе Ольги Николаевны Голубевой. Но вскоре девочка заболела, и ее учеба в ДМШ была прервана на целых три года. В 1949 г. она восстановилась в ДМШ и в 1955 году, закончив эту школу, поступила в Астраханское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, попав в класс замечательного педагога-хормейстера Г.А. Тер-Багдасаряна. Когда в 1958 г. отмечалось 400-летие основания Астрахани, Георгий Арташесович готовил большой сводный хор, а своей ученице Комратовой доверил быть его помощницей. Старожилы до сих пор помнят, как торжественно отмечался этот исторический юбилей в областном драмтеатре. Из Москвы в родной город приехали народная артистка СССР Мария Петровна Максакова и Тамара Милашкина, будущая народная артистка СССР, а тогда студентка Московской консерватории, но уже удостоенная Золотой лауреатской медали на конкурсе вокалистов в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проводившегося в 1957 г. в Москве. А сводный хор пел на юбилейном вечере «Песню о Ленине» Холминова, которую запевал Валерий Моргулец, голосистый студент Астраханского рыбвтуза.
В 1960-м г. Алевтина поступила в Саратовскую консерваторию им. Л.В. Собинова. Первые месяцы она занималась в классе С.Е. Комякова, который сам только что окончил этот вуз и был оставлен педагогом на кафедре хорового дирижирования. А после того, как Сергей Евгеньевич уехал в Сталинград, руководить филармонической хоровой капеллой, Комратова попала в класс одного из ведущих педагогов кафедры – Е.П. Сидоровой. Невероятно требовательная и строгая, Евгения Петровна сама имела два высших столичных музыкальных образования – как пианистка и дирижер-хормейстер. По дирижированию она училась в Московской консерватории у известного педагога и хорового деятеля К.Б. Птицы. Уровень требований Е.П. Сидоровой к своим ученикам был настолько высок, что далеко не все студенты справлялись с учебой в ее классе. Не случайно А.Комратова, при всем ее прилежании и увлеченности избранной специальностью, заканчивала консерваторию в классе А.А. Добромировой, главного хормейстера Саратовского оперного театра (Анна Андреевна, первой из педагогов кафедры хорового дирижирования СГК им. Л.В. Собинова, была удостоена высокого почетного звания народной артистки РСФСР).
Завершив учебу в консерватории, А.Д. Комратова некоторое время оставалась в Саратове (вместе с супругом, оркестрантом-альтистом В.С. Глазковым). А зимой 1967 она возвратилась в Астрахань и сразу же начала работать на дирижерско-хоровом отделении музыкального училища (директором в это время являлся В.К. Нечаев, воспитанник Саратовской консерватории, заслуженный работник культуры РСФСР, он более 30-ти лет, в 1950-1980-е, руководил нашим музыкальным училищем). Но уже через полгода Алевтина Дмитриевна уехала в Ульяновск, куда ее увез муж. Там она преподавала в музыкальном училище и одновременно работала лектором в областной филармонии. Но вскоре снова вернулась в родной город, занявшись не только педагогической работой в музыкальном училище, но и широкой музыкально-просветительской деятельностью. В то время на областном телевидении существовал клуб «Мы любим музыку», программы которого регулярно выходили в эфир. В этих передачах, в качестве сценариста и исполнителя (руководителя любительских вокально-хоровых коллективов), активно участвовала А.Д. Комратова. Между прочим, в рыбвтузе (ныне Астраханский технический университет) она вела вокальный ансамбль студентов-иностранцев. Одно из выступлений этого коллектива транслировалось в передаче «Наш друг – Советский Союз» Центрального телевидения.
Летом 1972 г. Алла Дмитриевна получила предложение переехать во Владимир и начать работать на музыкальном факультете Владимирского педагогического института им. П.И. Лебедева-Полянского (ныне Владимирский государственный гуманитарный университет). Показательно, что здесь она также не ограничивалась преподавательской деятельностью. Так, ей удалось организовать на физико-математическом факультете большой самодеятельный хор, а также создать хоровой коллектив на тракторном заводе, успешно участвовавший в смотрах-конкурсах. Этот коллектив выступал не только во Владимире, но и в области.
Человек с активной жизненной позицией, Алла Дмитриевна в те годы проявила себя и как общественный лидер: недаром коллеги избрали ее председателем вузовского женсовета. В рамках этой организации А.Д. Комратова особое внимание проявляла к семьям педагогов-фронтовиков.
В 1985 г. руководство Владимирского пединститута выдвинуло ее в качестве председателя жюри Всероссийского конкурса исполнительского мастерства студентов педагогических учебных заведений, проводившегося в Новосибирске.
Постоянно совершенствуясь как педагог, Алла Дмитриевна в 1980-е и начале 1990-х неоднократно обучалась на ФПК при Московской и Ленинградской консерваториях. В это время она интенсивно занималась научно-методической деятельностью в области профессиональной подготовки учителей музыки, писала аранжировки для учебных и любительских хоровых коллективов. В 1990 г., по результатам педагогической, научно-методической и общественно-просветительской деятельности, А.Д. Комратова была утверждена в ученом звании доцента.
На кафедре хорового дирижирования Астраханской консерватории Алла Дмитриевна стала преподавать в 1997 г. Но первые три года она совмещала работу в Астрахани с педагогической деятельностью во Владимире (в 1993 г. Владимирский педагогический институт был переименован в педагогический университет). А в 2000 г., окончательно утвердившись в штате Астраханской консерватории, она переехала из Владимира в родительский дом. Пока позволяло здоровье, Алла Дмитриевна одновременно с работой в консерватории являлась педагогом теоретического отделения Астраханского музыкального училища (руководила хором учащихся-теоретиков и вела уроки дирижирования), а также возглавляла хор «Wolgawellen» Астраханского немецкого дома. С этим любительским хором она подготовила несколько концертных программ, в которые включала не только произведения с сопровождением, но и музыку a cappella, преимущественно в собственных аранжировках.
В Астраханской консерватории доцент А.Д. Камратова (в связи с ошибкой в документах, удостоверяющих личность, она из Комратовой стала Камратовой) читает лекционный курс по хороведению, ведет занятия по чтению хоровых партитур, рецензирует курсовые и дипломные рефераты. Вместе с тем, у нее есть выпускники по специальности: А.Бердников, С.Долиев, Н.Вавилина, Т.Джалбуров, М.Коноплева, которые работают в области избранной профессии.
Астраханская консерватория для Алевтины Дмитриевны Камратовой стала по-настоящему родным домом. И у студентов, которые у нее занимаются, она как родная мать, воспитывает бережное отношение к alma mater, передавая им свой богатый жизненный опыт, основанный на беззаветной преданности музыкально-хоровому искусству.
Л.П. Власенко,
заведующая кафедрой дирижирования,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор
К.Н. Лаврова,
преподаватель кафедры хорового дирижирования