ПЕДАГОГИ КОНСЕРВАТОРИИ
Судьба однозначно определила ему с юности стезю ДИРИЖЕРА – музыканта, умеющего слышать партитуру (не только хоровую), способного убедительно воспроизвести разнохарактерные стили множества музыкальных жанров, технически совершенно, эмоционально, артистично передать содержание исполняемой музыки через оригинальный «живой» инструмент, каким является хор – ансамбль «человеческих душ».
Мое первое впечатление от умения Сережи работать с хором осталось в памяти на всю жизнь: «фактурный», физически крепкий, с эластичными кистями рук, волевыми жестами (возможно, мне это казалось потому, что он был выпускником, а я – четырнадцатилетним подростком, первокурсницей). Когда он дирижировал – всегда хотелось петь «с полной отдачей»: были сформулированы конкретная цель и средства ее достижения, мотивация «прогонов».
В Астраханском музыкальном училище мы оба учились в классе В.К.Нечаева, концертмейстером была Т.Н.Вишневская. Через год (1955) он «выпал» из поля зрения – поступил, с отличием закончил Саратовскую консерваторию, был оставлен там же, на кафедре хорового дирижирования, но преподавал недолго: его влекла живая работа с хором, и он уехал в Волгоград (тогда Сталинград) руководить филармонической хоровой капеллой, – а через два года (1962) вернулся в родной город, возглавив ансамбль песни и танца каспийских рыбаков «Моряна».
Исключительная одаренность руководителя ансамбля, интенсивная исполнительская деятельность после реорганизации смешанного состава «Моряны» в мужской, дальновидная репертуарная политика (фольклор, оперные и кантатные фрагменты, собственные переложения песен советских композиторов и обработки астраханских песен), неповторимая манера исполнения снискали славу ансамблю и его дирижеру не только в Астрахани, области, но и в многочисленных городах страны («Моряна» постоянно гастролировала).
С открытием консерватории (1969) прибавилась «нагрузка»: художественное руководство ансамблем «Моряна» совмещалось с педагогической деятельностью в вузе. С первого публичного выступления студенческого хора (май 1971) стало ясно, что дирижер С.Комяков – натура творческая, целеустремленная, преданная хоровому искусству. МУЗЫКАНТ «с головы до ног»: зав.кафедрой (1973-1981), руководитель хорового класса (1971-1972; 1973-1974; 1985-2008), просветитель, педагог, методист-исследователь, композитор. Каждой из перечисленных ипостасей он отдал частицу своей души, на каждой из этих магистралей добился убедительных результатов.
Начну с профессии дирижера и должностей руководителя хора («Моряна», хор консерватории, муниципальный камерный хор «Лик»). Они требуют широкого комплекса профессиональных знаний, общей эрудиции, самоотверженности. Все эти качества позволили лауреату фестивалей «Каспийские зори», старшему преподавателю С.Е.Комякову организовать смешанный студенческий хор вуза через полтора года после его открытия. Достойное выступление консерваторского хора на первых выпускных государственных экзаменах (1974) было результатом работы Комякова по апробации собственных приемов вокальной настройки голосового аппарата, способствующих выработке профессионального звучания. Это позволило включить в первую дипломную программу шедевры русской и зарубежной хоровой музыки (фрагменты из «Страстей по Матфею» И.С.Баха, реквиемов Моцарта и Керубини, хоровые сцены из опер «Порги и Бесс» Гершвина и «Не только любовь» Щедрина, Концерт №3 Бортнянского и др.).
Концертно-просветительская деятельность дирижера и руководителя хорового класса С.Комякова, планомерно начатая с середины 80-х годов, в полной мере реализовалась в программах четырех абонементов (в большом зале консерватории):
- «Музыка и религия» – с духовными произведениями Я.Аркадельта, Ф.Анерио, Н.Йомелли, Д.Бортнянского, М.Глинки, С.Рахманинова, А.Архангельского, реквиемов В.А.Моцарта, Дж.Верди, Magnificat’а И.С.Баха;
- «Звучит хоровая музыка» – с народными песнями в обработках русских и советских композиторов; хоровой музыкой С.Танеева, С.Рахманинова, Д.Шостаковича;
- «Из пяти веков хоровой музыки» – с сочинениями композиторов эпохи Возрождения и барокко, русской духовной музыкой, хоровыми сценами из опер М.Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина», хоровой музыкой ХХ века («Симфония псалмов» И.Стравинского, «Курские песни» Г.Свиридова, пять фрагментов из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина);
- «Воскресный хоровой абонемент» – с Мессой h-moll И.С.Баха, «Литургией св. Иоанна Златоуста» П.Чайковского; ораторией «Иван Грозный» Прокофьева.
Тогда же, в 1980-1990-е, студенческий хор под руководством С.Комякова гастролировал в Дагестане, Северной Осетии, Волгограде, Троице-Сергиевой лавре.
Репертуарный список С.Комякова (дирижера хора консерватории и камерного хора «Лик») насчитывает около пятисот произведений. Это русские народные песни (в том числе астраханские), песни других народов (татарские, казахские, армянские, калмыцкие, еврейские и др.), русская отечественная хоровая музыка (Д.Бортнянский, М.Глинка, М.Балакирев, М.Мусоргский, П.Чайковский, С.Танеев, С.Рахманинов, И.Стравинский, К.Шведов, А.Гречанинов, А.Кастальский, П.Чесноков, А.Архангельский, С.Прокофьев, Д.Шостакович, В.Шебалин, Г.Свиридов, В.Гаврилин, Р.Щедрин, А.Шнитке, Ю.Фалик, и др.); сочинения зарубежных композиторов (Ж.Депре, Дж.Палестрина, О.Лассо, К.Монтеверди, И.С.Бах, А.Вивальди, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Дж.Россини, И.Брамс, Дж.Верди, Дж. Пуччини, М.Дюрюфле, Ф.Пуленк, Л.Бернстайн и др.); вокально-хоровые произведения современных композиторов (Е.Подгайц, М.Кажлаев, Ш.Чалаев, В.Кикта, А.Ларин, В.Екимовский, А.Курченко, А.Климов, К.Тушинок, Э.Фертельмейстер, В.Пьянков, В.Мартынов и др.), в том числе астраханских (А.Блинов, Ю.Гонцов, А.Рындин, А.Гладченко и др.).
За этими длинными перечислениями – титанический труд дирижера и руководителя хоровых коллективов. Постоянно «обновляемый» состав студенческого хора (уходят самые опытные студенты-выпускники, вливается «молодняк» – не имеющие опыта первокурсники) вносит дополнительные требования к удержанию планки академического хора «высшей пробы», то есть обладающего высочайшем профессиональным уровнем, мастерством хорового вокала.
Творческий союз художественного руководителя С.Комякова и хормейстера-ведущего Л.Власенко способствовал освоению лучших сочинений зарубежной музыки на языке оригинала (немецком, французском, английском, иврите, латыни и др.), практике исполнения хора с симфоническим оркестром, оркестром русских народных инструментов, различными инструментальными ансамблями – с другими дирижерами (А.Ушкарёв. Кантата «Родина» – дирижер автор, заслуженный деятель искусств Украины А.Ушкарёв; Г.Свиридов. Кантата «Курские песни» – дирижер народный артист России, профессор Н.Калинин; В.А.Моцарт. «Реквием» – дирижеры: заслуженный деятель искусств России (ныне народный артист России) М.Щербаков, заслуженный артист России, профессор Ф.Сепкулов, Л.Егоров; В.А.Моцарт. «Коронационная месса», Й.Гайдн. «Нельсон месса» – дирижер И.Сукачев; Ф.Шуберт. «Stabat Mater», Г.Доницетти. «Miserere» – дирижер заслуженный артист России, профессор Ф.Сепкулов; А.Вивальди. «Gloria», «Magnificat» – дирижеры: В.Белинский, Ило Янг; Л.Бетховен. «Фантазия для фортепиано, оркестра и хора» – дирижеры: заслуженный артист России, профессор Ф.Сепкулов, Ило Янг; М.Дюрюфле. «Реквием» – дирижер Р.Макмерин; Ф.Пуленк. «Gloria» – дирижеры: В.Богданов, Л.Егоров; И.С.Бах. Месса h-moll, «Рождественская оратория»; Дж.Россини. «Маленькая торжественная месса»; Дж.Пуччини. «Missa di Gloria»; Л.Бернстайн. «Чичестерские псалмы» – дирижер заслуженный деятель искусств, профессор Л.Власенко; С.Комяков. Кантата «Край полуденной России» – дирижер заслуженный деятель искусств России, профессор В.Махов).
Особая веха творческого вдохновения – работа с камерным хором Астраханского отделения Фонда культуры (1990-1991), муниципальным камерным хором «Лик» (1994-2008). Возглавляемый С.Комяковым (художественный руководитель) и Л.Власенко (хормейстер) «Лик» сразу обратил на себя внимание изысканным репертуаром, высоким профессионализмом, совершенством исполнения, которые обеспечили ему прочное место на концертной орбите.
Начав свою концертно-просветительскую деятельность с собственных обработок народных песен Астраханской области, С.Комяков сделал девизом камерного хора «никаких ограничительных пристрастий», включив в репертуар мотет «Jesu, meine Freude», кантаты И.С.Баха (кантаты №№6, 23 исполнялись с камерным оркестром Астраханской филармонии под управлением В.Белинского); духовные концерты Д.Бортнянского; симфонию «Житие преподобного Сергия Радонежского» А.Курченко (с объединенным оркестром русских народных инструментов консерватории и филармонии под руководством народного артиста России, профессора Н.Калинина); кантату «Рождественские колядки» А.Ларина; казахский реквием «Кленовая ветвь» А.Молдагаинова (с симфоническим оркестром консерватории под управлением К.Кажимова); «Всенощное бдение», «Три хора на стихи А.Пушкина», «Две пьесы для камерного хора» А.Рындина; спиричуэлсы; собственные переложения популярных песен отечественных и зарубежных композиторов и обработки песен народов мира.
Обширный, разнообразный репертуар, накопленный за первое десятилетие «Лика», послужил основанием для создания концертного абонемента, посвященного 450-летию города Астрахани. Это 7 программ в двух отделениях:
- «Богородице Дево, радуйся» – духовная музыка русских и зарубежных композиторов;
- «Песня – душа народа» – обработки песен народов Астраханского края;
- «Из хоровой музыки ХХ столетия» – сочинения И.Стравинского, А.Шнитке, Ю.Фалика, К.Пендерецкого, А.Кошевского и др.;
- «Мелодии любви старинных и современных композиторов» – от «Матоны» О.Лассо до «Незнакомки» Ю.Фалика;
- «Любимые песни войны и мира» – переложения песен советских композиторов;
- «Памяти выдающихся деятелей культуры Астрахани» – «Всенощное бдение» А.Рындина;
- «Поем тебе, любимый город» – гимны, песни, хоровые миниатюры астраханских композиторов, посвященные 450-летнему юбилею Астрахани.
К участию в этой акции «Лика», осуществлявшейся в 2006-2008 годах, при поддержке концертного отдела Астраханской консерватории, подключились не только ведущие хоровые коллективы Астрахани (хоры консерватории, музыкального театра, областной филармонии, музыкального училища, ДМШ №1; концертмейстеры Ю.Эльперин, А.Гасратова, Т.Легенькая, Н.Муравьёва), но и известные инструментальные ансамбли («Концертино», «Русские тайны»), и певцы-солисты (Н.Тарасова, Т.Важорова, С.Тарасов, О.Бочкарева, В.Снимщиков).
С.Комяков – композитор. В этом качестве он обратил на себя внимание еще в начале 1950-х (будучи студентом музыкального училища), написав духовные песнопения на тексты православных молитв «Богородице Дево, радуйся», «От Восток солнца до Запад». В его дипломную программу как выпускника Саратовской консерватории (1960) входило собственное сочинение «Поэма о Волге» на слова Я.Белинского и народные слова по мотивам стихотворений Н.Некрасова (12 минут звучания музыки)!
Работая с различными хоровыми коллективами, он создал немало обработок песенного фольклора. Астраханской консерваторией в 2009 издан его сборник «Десять астраханских народных песен для хора a cappella и с сопровождением»; в 2010 – сборник «Из песен войны и мира в обработке и переложении для хора a cappella и с сопровождением»; в 2011 – «Край полуденной России. Хоровые сочинения и переложения для хора С.Комякова»; в 2012 – «К высотам духа. Сочинения, обработки, переложения, гармонизации и редакции духовных произведений для хора a cappella»; в 2013 – «Когда поет душа. Обработки народных песен для хора a cappella и с сопровождением»; в 2014 – «Из песен о главном. Переложения песен советских композиторов для хора a cappella».
Вокально-хоровая музыка С.Комякова представлена также миниатюрами a cappella «Выйду на озеро», на слова С.Есенина (издана в 1970 Всероссийским хоровым обществом в Москве), и «Осенней песней», на слова В.Хлебникова; «Одой Каспию», на слова М.Абросимова (опубликована в репертуарном сборнике фестиваля рыбацкой песни, музыки и танца «Каспийские зори».- Астрахань, 1968), «Гимном Астрахани», на слова Н.Мордовиной; песней «Астрахань – город наш», на слова Б.Харченко; кантатой «Край полуденной России», «Астраханскими припевками» и рядом других сочинений на собственные слова.
Справедливо, что в 2014 году С.Е.Комяков был удостоен Губернаторской музыкальной премии им. А.Каппа, в номинации «композиция».
Исключительное значение имеет деятельность С.Комякова по сохранению и «озвучиванию» древнейших пластов отечественной музыки, особенно гармонизация знаменного роспева (в расшифровке Н.Калиниченко) «Что Ти принесем, Христе».
Особая страница жизни С.Комякова – педагогическая и научно-исследовательская деятельность. Он был среди первых преподавателей академического хорового пения в Астраханской консерватории, наряду с заслуженным деятелем искусств Украины А.Ушкарёвым (первым ректором АГК), заслуженным работником культуры РСФСР Л.Ежовым (первым проректором АГК), начав работу с должности старшего преподавателя, закончив без отрыва от производства аспирантуру по вокальной педагогике и методике при ГМПИ (РАМ) им.Гнесиных (под руководством доктора искусствоведения, профессора Л.Б.Дмитриева), получив ученое звание доцента (1989), профессора (1995), почетное звание заслуженного артиста России (1994). Читать далее