Юрий Владимирович Кочетков

      Kochetkov

Несколько лет в Астраханской консерватории проводится набор на  отделение «Актер драматического театра и кино», и можно позавидовать будущим студентам: им предстоит сделать первые шаги к искусству под чутким руководством народного артиста России, заслуженного деятеля искусств России, художественного руководителя и главного режиссера Астраханского театра юного зрителя Юрия Владимировича Кочеткова.

         Он родился в артистической семье, а его маму, актрису Ольгу Пенчковскую, и сегодня помнят многие астраханцы, ведь через ТЮЗ, что ни говори, прошло не одно поколение зрителей. И Пенчковскую нельзя было не запомнить, какую бы роль – яркую или проходную – она ни играла, от всего ее облика веяло добротой, и это, может быть, и передалось сыну и помогло ему в жизни и общении в театральном мире, таком непредсказуемом и сложном, особенно за кулисами… А от отца, Владимира Кочеткова, театральный стаж которого внушает уважение, сын унаследовал уверенность в себе и спокойную неторопливость, что в его должности, а он уже четыре десятилетия возглавляет любимый астраханцами Театр юного зрителя, просто незаменимое качество – уж где-где, а в театре никогда нельзя рубить сплеча. И Юрий Кочетков при такой семейной генетике понял это, как говорится, с младых ногтей. Театральное дитя, он рос в театре, и дома все разговоры были только о театре, и все друзья семьи – из театра. Так что, действительно, Мельпомена явилась ему еще в колыбели и не оставляла в жизни ни на шаг.

         Даже в школьные годы ему везло, убежден Юрий Владимирович. Он вспоминает, как в первом классе – это было в Омске – сидел за школьной партой с Владиславом Дворжецким. А со второго класса – за одной партой с Эммануилом Виторганом – сначала в Ставрополе, а потом уже в Астрахани, куда переехали родители. Дружат они и сейчас, почти семьдесят лет.

         Да и воспитывался будущий народный артист России, почетный гражданин Астрахани Юрий Кочетков не на сказках, а на Шекспире в драмтеатре, куда его водила мама. Ну, конечно, как тут не начать с Шекспира, конечно же, с «Отелло», которого он ставил школьником во дворе драмтеатра, а роли разучивали наизусть, со слуха. На эти спектакли даже взрослые актеры приходили – фотографии в семейном альбоме сохранились. Так начинался будущий главный режиссер ТЮЗа.

         В пединституте, пока учился, студентом ставил «Маленькие трагедии» Пушкина, позже, в Харабалях, куда приехал по распределению после вуза, создал театральный коллектив, ставший затем народным, и поставил «Камешки на ладони» А.Салынского. За этот спектакль молодой режиссер был удостоен звания лауреата первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся, а спектакль был показан в Москве на прославленной сцене Малого театра.

         К филологическому образованию Юрий Владимирович добавляет и высшее театральное, успешно окончив высшее театральное училище имени Щукина.

         Это всего лишь штрихи к началу творческой биографии, связанной с Астраханским ТЮЗом. И почти 60 спектаклей поставлены Юрием Кочетковым на его сцене. Среди них – любимая им классика, и, конечно же, Шекспир, к которому на протяжении всей своей деятельности обращается главный режиссер. Есть ли возраст у «Ромео и Джульетты»? Разве любовь – не самое лучшее, к чему тянется юное сердце? И премьеры таких спектаклей, поставленных Кочетковым, – «Сирано де Бержерак» Э.Ростана, «Человек из Ламанчи» по Сервантесу, «Тиль Уленшпигель» Ш.Костера и многие-многие другие – становились праздником в театре. Для зрителей, для артистов. И этот праздник оставался с каждым из нас на всю жизнь, потому что прекрасное обладает способностью исцелять наши души.

         А ТЮЗ к тому же удивительный театр, – он берет в полон самые юные души, потому что все любят сказки, а поставленные Кочетковым сказки, тот же «Аленький цветочек», «Конек-горбунок» и множество других, завораживают не только детвору, но и взрослых. А сколько фантазии, выдумки у постановщика, чтобы сказочные чудеса ожили на сцене, чтобы им поверил самый чуткий зритель – пяти-трех лет. А с каким восторгом играют тюзовские актеры любого возраста! В сказках они сами наслаждаются, купаются в атмосфере чудес, что происходят на сцене, потому что также увлечен и постановщик. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И он в Астраханском ТЮЗе преподносится юным зрителям так изящно и ненавязчиво, что это заслуживает отдельного исследования. Кстати, не потому ли актеры ТЮЗа выглядят моложе, чем их коллеги из других театров? А сам Юрий Владимирович, похоже, владеет эликсиром молодости, тем аленьким цветочком, что вручила ему волшебная фея.

         А если от сказки вернуться к реальности, то обратите внимание, что Юрий Владимирович воспитал не одно поколение актеров в своем театре – с его актерской студии начинали свой путь в искусстве заслуженные и народные артисты Юрий Минеев, Сергей Мартемьянов, Валентина Бардакова и многие другие. Так, год за годом, создавал он коллектив единомышленников, что в театральном мире редкость.

         Кочетков однолюб, потому и прикипел к ТЮЗу, хотя звали его и в столицу, и зазывали в другие города. Но это нам повезло: Астрахань тоже его единственный любимый город. И трудно удержаться от вопроса:

          – Юрий Владимирович, а какое место в вашей градации ценностей занимает театр?

         – «Конечно, на первом месте – семья, это святое, на втором – друзья, их у меня много, и со студенческой скамьи, и с комсомольских времен. А театр – это все! Театр – это не работа, а творчество, живое и радостное, тем более театр юного зрителя. Люди приходят в театр по зову души, и я рад, что у меня сложился большой здоровый коллектив, чем я удовлетворен на сегодняшний день. Даже не столько постановкой хороших спектаклей, а тем, что мне удалось вырастить новое поколение актеров в наше непростое время, когда мы не имеем возможности, как раньше, ездить на биржу, приглашать актеров со стороны, а должны сами взращивать их. И мне приятно, что за последние годы выросла целая плеяда из еще вчера неоперившихся птенцов со школьной и студенческой скамьи, которые сегодня стали мастерами и заслуженно занимают ведущее положение в нашем театре. Судьба каждого из них мне дорога, здесь и капля моего труда вложена. Подрастает и новое поколение, и меня уже волнует их будущее. Была бы возможность, я бы ни одного из них на сторону не отпустил. У меня был курс, который я целиком взял в труппу, это то поколение, где Юра Минеев, Лена Земцова, Надя Егорова, Коля Потапушкин, я их взял прямо со спектаклем «Тиль Уленшпигель», все ребята талантливые, с ними жалко было расставаться. Считаю, что такая форма обучения, когда мы с первых шагов приучаем к сцене, ускоряет процесс формирования актера, проявляя не только профессиональные, но и человеческие качества, что немаловажно. Вот почему в нашем коллективе никогда не было серьезных склок и дрязг. Здесь работают люди одной крови».

         Его любовь деятельна. Юрий Владимирович не только стремится нести через тюзовскую сцену «вечное и доброе», этот его творческий и человеческий порыв обращен к будущему веку, в который вступят уже через пять лет нынешние юные зрители. И его очень волнует, что в современном подростке, как в зеркале, отражаются негативные процессы, происходящие в обществе. Это и переоценка ценностей, и торгашеские пристрастия, мало остается святого в душе, плюс к тому же издержки переходного возраста, который в детской психологии всегда считался самым трудным. А тут в «переходном возрасте» вся страна… Западная массовая культура в своем самом примитивном, насильственном варианте хлынула с телеэкранов, гуляет по видеосалонам, приходит в каждый дом с коммерческих телеэкранов, обрушивается каскадом насилия и злобы в кинотеатрах. Прежде запретный плод дает свои семена – подросток стал заметно циничнее. В этой накатившейся волне масскультуры Астраханский ТЮЗ стоит неколебимым островком добра и красоты, потому что его художественный руководитель и главный режиссер Юрий Владимирович Кочетков верит в просветительскую, облагораживающую миссию ТЕАТРА.

         Разве не будят добрые чувства в юной душе прекрасные сказки «Золушка» и «Чипполино», «Снежная королева» и «Буратино», «Голый король» и другие? Он убежден, что человек не может вступить в жизнь без этих первых и чутких уроков, и если не театр, то кто же преподнесет их юному зрителю ненавязчиво и мудро? Вот почему Кочетков выбирает опять и опять вечную классику. Он мечтает об объединении лучших сил работников культуры и мастеров искусств, чтобы хотя бы в своем родном городе, в нашей Астрахани, суметь противостоять засилью пошлости и дешевой культуры, чтобы наши дети в третьем тысячелетии не растеряли бы нравственных идеалов, оставленных в наследство России нашими предками за многие века.

         Юрии Владимирович при всем этом не замыкается в стенах родного ТЮЗа. Он стремится внести больше красоты в окружающую жизнь, доставить своим землякам – астраханцам больше радости, и потому нередко его сценой становится Астрахань с ее открытыми сценическими площадками и набережными Волги, скверами и парками. Юрий Владимирович большой мастер в постановке грандиозных городских празднеств, в которых с радостью принимает участие каждый астраханец, и жизнь становится чуточку краше, а это так необходимо.

         Что еще характеризует человека? Друзья. А их у Юрия Владимировича много. По его приглашению с удовольствием приезжают в Астрахань на праздники знаменитые киноактеры и режиссеры Эммануил Виторган и Владимир Меньшов, Борис Невзоров и другие известные земляки, которые благодарны Кочеткову за то, что он приумножает славу Астрахани здесь, на месте, не уезжая из города.

         Да, его звали в столичные театры. Да, его приглашали в другие города, обещая семь верст до небес. Но Юрий Владимирович сделал свой выбор. И нам, астраханцам, при этом повезло. И разве только нам? Российскому детскому театру в целом повезло, потому что Юрий Владимирович Кочетков – в ряду тех, кто составляет славу нашему театру. И очень повезет его студентам в Астраханской консерватории.

Н.Куликова (Торопицына)

заслуженный работник культуры РФ,

член Союза журналистов РФ


  Версия для слабовидящих