Педагоги консерватории И.Я. Маколова
Инна Яковлевна Маколова
(22.01.1943-20.01.2016)
До своего 73-летия Инна Яковлевна не дожила лишь два дня. Но именно 22 января, на третий день по кончине, Астраханская консерватория провожает в последний путь И.Я. Маколову, заслуженного работника высшей школы России, профессора, заведующую кафедрой сольного пения и оперной подготовки.
Когда в 1974 г. в Астраханской консерватории состоялся первый выпуск молодых специалистов, по распределению Министерства культуры РСФСР, на кафедре сольного пения была оставлена выпускница И.Я. Маколова, закончившая вуз с красным дипломом.
За прошедшие десятилетия она прошла в alma mater путь от преподавателя классов сольного и камерного пения до профессора. Без малого 30 лет возглавляла кафедру сольного пения и оперной подготовки. Являлась членом Научно-методического совета по вокальному искусству при Министерстве культуры РФ.
Плодотворная творческая детальность И.Я. Маколовой не раз отмечалась почетными наградами: знаком Министерства культуры СССР «Отличник культурного шефства над селом», званием заслуженного работника высшей школы РФ, многочисленными дипломами за педагогическое мастерство и высокую профессиональную подготовку лауреатов и дипломантов международных, всероссийских, региональных и областных конкурсов, фестивалей, смотров; благодарственными письмами Научно-методического совета по вокальному искусству при Министерстве культуры РФ; почетными грамотами областной администрации.
За этими наградами – важное качество творческой деятельности И.Я. Маколовой – многомерность.
Более 40 лет она воспитывала молодых вокалистов, которые успешно работают в оперных и музыкальных театрах, филармониях, высших и средних учебных заведениях в России и за рубежом. Среди ее именитых учеников: народный артист России, профессор В.Овсянников (Москва); заслуженные артисты России В.Горчаков (Астрахань) и Л.Волкова (Курган); заслуженный артист Адыгеи, обладатель премии «Золотой граммофон» С.Шхабацев (Майкоп); дипломант Всероссийского конкурса русского романса, профессор кафедры сольного пения и оперной подготовки Астраханской консерватории В.Усольцева; лауреат I премии Всероссийского конкурса оперных певцов им. Ю.Гуляева, дипломант Международного конкурса «Бельведер» (Вена), солистка театра «Новая опера» Л.Кафтайкина (Москва); лауреат Международного конкурса им. Беллини (Италия), дипломант Международного конкурса «Янтарный соловей» (Калининград) Т.Горохова (Кисловодск); лауреат Всероссийского конкурса оперных певцов, солистка Омского музыкального театра Ю.Деева; лауреат I премии Международного конкурса-фестиваля русского романса «Белая акация», солистка «Царицынской оперы» О.Сабирова (Волгоград); лауреат III премии Всероссийского конкурса-фестиваля русского романса «Белая акация», дипломант Всероссийского конкурса вокалистов им. В.Барсовой (Сочи), солистка Астраханского театра оперы и балета Е.Старцева; лауреат III премии Международного конкурса-фестиваля русского романса «Белая акация» Минь Цзюаньцзюань (Китай); лауреат Всероссийского конкурса вокалистов им. М.Максаковой (Астрахань), солистка Волгоградской филармонии С.Катаева; лауреат всероссийских конкурсов, солист Астраханского театра оперы и балета Р.Сигбатулин; кандидат искусствоведения, профессор по классу сольного пения университета г.Урумчи Ван Гао Чао (Китай).Особую роль сыграла Инна Яковлевна Маколова в профессиональном становлении астраханки Л.Белоусовой (Йорстад). Благодаря занятиям с Инной Яковлевной, Лили поступила в Астраханскую консерваторию в 16 лет! По окончании АГК (в 2008 г.) она воссоединилась с родными в Норвегии, совершенствовалась в пении в Италии, выиграла ряд международных конкурсов оперных певцов. А сегодня Л.Йорстад продолжает вокальное обучение во Флоренции, параллельно с работой солисткой в миланской Ла Скала (поет партию Золушки в одноименной опере Россини); на октябрь-декабрь 2016 г. у нее подписан контракт с оперным театром в Вене (на партию Мег Пейдж в «Фальстафе» Верди).
Исполнительское творчество И.Я. Маколовой в Астрахани было представлено шестью сольными программами в двух отделениях. Она исполняла романсы П.Чайковского, С.Рахманинова, Р.Штрауса, Г.Вольфа, Ф.Пуленка, С.Барбера, Ф.Обрадорса и других русских и зарубежных композиторов, вокальные циклы М.Минкова, С.Слонимского, А.Чайковского, В.Салманова, А.Самонова. В репертуаре певицы были сопрановые арии из опер: «Евгений Онегин», «Мазепа», «Иоланта» Чайковского; «Фауст» Гуно; «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского; «Паяцы» Леонкавалло; «Богема» Пуччини. Заключительную сцену Татьяны и Онегина из оперы Чайковского Маколова неоднократно исполняла с симфоническим оркестром консерватории под управлением заслуженного артиста России, профессора Ф.Я. Сепкулова, в том числе в ансамбле с выпускником Московской консерватории им. П.Чайковского Н.Ковалем на заключительном концерте Всероссийского смотра молодых вокалистов, проводившемся в 1981 г. в Астрахани. А Земфиру в опере «Алеко» Рахманинова она успешно сыграла в оперной студии Астраханской консерватории.
В 1970-1990-х И.Я. Маколова выступала в многочисленных шефских концертах на различных площадках Астрахани и области, в классных и кафедральных концертах, а также на выпускных экзаменах с дипломниками кафедры концертмейстерского мастерства. Принимала участие в авторских вечерах Ю.Шишакова и Н.Луганского. Пела не только в сопровождении фортепиано (с концертмейстерами М.Крыловой, Г.Сальковской, Т.Рыбянской, А.Кургановой), но и с различными творческими коллективами: камерным, симфоническим оркестрами, педагогическим ансамблем кафедры народных инструментов и студенческим оркестром русских народных инструментов, а также с хором консерватории.
Широкий общий кругозор, безупречное чувство стиля в исполнении разнообразных светских и духовных сочинений различных творческих направлений, собственный подход к интерпретации современной вокальной музыки – все это помогло певице пройти высшую школу сольного и ансамблевого исполнительства и претворить свой многолетний практический опыт в работе с учениками.
Интересно и то, как складывался путь Инны Яковлевны в вокальном искусстве.
Костромичка по рождению, она провела детство на Урале. Отчим был военным, поэтому семья постоянно переезжала по месту его службы, «колесила» по Сибири, а потом осела в Кургане. Смышленая девочка с ранних лет научилась читать и буквально поглощала книги из городской библиотеки. А еще Инна любила петь и постоянно участвовала в школьной и клубной самодеятельности. По окончании средней школы она задумала преподавать пение, но после краткосрочных курсов по подготовке учителей пения отказалась от этой мысли (ее не устраивало равнодушное отношение школьной администрации к урокам пения) и пошла шлифовщицей на оборонный завод. А в свободное время пела в заводской самодеятельности. Между прочим, там она выступала с любительским симфоническим оркестром. Однажды этот коллектив играл в присутствии главы государства – Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева, а Инна пела ариозо Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из «Ивана Сусанина» Глинки.
Надо сказать, публика принимали ее всегда хорошо. Но сама она понимала, что нужно серьезно учиться, чтобы стать профессиональной певицей. В Курганском музыкальном училище вокального отделения тогда не было, поэтому она поехала в Свердловск, где прослушалась в консерваторию и получила хороший отзыв, но поступить туда ей не было суждено, поскольку предпочтение отдали абитуриентке из Казахстана, а Инне посоветовали пойти в музыкально-педагогическое училище. Она так и сделала, но учиться там не стала (общежития в училище не было, а квартиру снимать ей было не на что). В это время на Урале выступал с концертами Дагестанский национальный ансамбль песни и танца, и одаренная девушка была принята солисткой вокальной группы, сразу же включившись в гастрольную поездку коллектива по всему Советскому Союзу. Но мысли об учебе ее не оставляли, и после летних гастролей она поехала в Грозный и поступила на вокальное отделение Республиканского музыкального училища.
Вот как Инна Яковлевна рассказывала о своей учебе в Грозненском училище, а затем в Астраханской консерватории: «В Грозном был сильный состав педагогов, многие из Ленинграда и Москвы. Попала я в класс Марии Васильевны Синицыной. У нее была ленинградская вокальная школа. Учиться было безумно интересно, но стипендия – маленькая, и я помню постоянное ощущение голода. Потом я устроилась в училищный хор, и это дало мне прибавку к стипендии /…/. Тогда мы учились по-другому – хотелось выбиться в люди, а для этого нужно было много знать и уметь, а, кроме себя, надеяться было не на кого. Я и на ночь в классе оставалась, чтобы с самого раннего утра играть на фортепиано. Потом параллельно с учебой стала руководить кружком в Доме просвещения (тоже ради добавки к моему скромному бюджету). На одном из концертов мы встретились с Геннадием Серафимовичем Маколовым. Он учился в пединституте. А еще он хорошо играл на баяне, и я убедила его закончить музыкальное училище. А меня после училища оставили работать там же. К этому времени у нас появилась семья, двое сыновей. Квартира была съемная, и мы испытывали материальные трудности. Но мне хотелось учиться дальше. И когда в 1969 году открылась Астраханская консерватория, на семейном совете было решено переехать в Астрахань. Поступив в консерваторию, я попала в класс Нины Ивановны Лубяновской, которая слушала меня в Свердловске. Правда, она этого уже не помнила, но я-то помнила! Так сложилось, что на последнем курсе я заканчивала консерваторию одна, без преподавателя, потому что Нина Ивановна уехала в Новосибирск. Впечатления тех лет не стираются из памяти: студентов поначалу было мало, но нас постоянно записывали на радио, телевидении, приглашали участвовать в городских концертах. А еще мы, первокурсники, помогали в ремонте консерватории – клали паркет, красили, убирали строительный мусор. Концертный зал тогда стоял «в лесах». Помнится его торжественное открытие. А как нам повезло общаться с мастерами вокального искусства! Когда в Астрахань приезжали певцы из Большого театра, они приходили к нам на занятия, слушали, обсуждали. Все это было по-доброму, без чинов и званий, хотя что такое в музыке чины?» (цит. по: Куликова Н. «И голос так дивно звучал…» //Волга. – 2002. – 21 июня).
Действительно, какие уж тут «чины», если работа в консерватории стала вторым домом, а точнее – смыслом жизни И.Я. Маколовой! Она не считалась со временем и здоровьем, отдаваясь без остатка любимому делу – обучению и воспитанию молодых вокалистов. А сколько энергии Инна Яковлевна вложила в организацию и проведение Всероссийских смотров вокалистов в Астрахани (1981, 1989), Фестивалей вокального искусства им. В.Барсовой и М.Максаковой (1987, 1989, 1992, 1994), Олимпиады по сольному пению студентов музыкальных вузов Поволжья (1983), Всероссийских конкурсов студентов-вокалистов музыкальных вузов им. М.П.Максаковой (2009, 2012)! К тому же на протяжении 30 лет она выезжала с дипломниками Астраханской консерватории на «вокальные ярмарки» – Всероссийские смотры вокалистов-выпускников, душой переживая за каждого студента кафедры.
Являясь членом Научно-методического совета по вокальному искусству при Министерстве культуры РФ, И.Я. Маколова выступала с открытыми уроками на конференциях в рамках Всероссийских смотров вокалистов. Как вузовский педагог, она серьезно занималась научно-методической деятельностью, освещая в своих трудах вопросы становления и развития мирового музыкального театра, методики воспитания сопрано в специальном классе, стилистических особенностей исполнения зарубежной и русской вокальной музыки. К тому же, она составила, отредактировала и заново написала множество учебных программ и учебно-методических комплексов по различным специальным дисциплинам.
Инна Яковлевна Маколова не переставала самозабвенно трудиться в ставшей ей родной Астраханской консерватории до того самого момента, когда, сраженная смертельной болезнью, она физически не могла подняться, чтобы заниматься любимой работой – вести своих учеников «через тернии – к звездам» …
А.В. Свиридова,
заслуженный работник высшей школы РФ,
кандидат искусствоведения,
профессор кафедры теории и истории музыки АГК
Л.П. Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор,
зав. кафедрой хорового дирижирования АГК