Ольга Викторовна Сабирова

Sabirova

Ольга Викторовна Сабирова

ОЛЬГА САБИРОВА, или «Любите ли вы театр?»

Сегодня, в Год российского кино, нельзя не вспомнить художественный фильм «Старшая сестра» (по пьесе А.Володина), вышедший в прокат полвека назад (в 1966 г.) и с тех пор ставший классикой отечественного кинематографа. В этом фильме выдающаяся актриса театра и кино Татьяна Доронина – в главной роли Нади Резановой – страстно, с придыханием декламирует: «Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно… Bозможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?.. О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете…».

Так вот, под каждым словом этого поэтичного признания в любви к театру (кстати, текст монолога – из статьи «Литературные мечтания. Элегия в прозе» известного критика ХIХ века Виссариона Белинского) готова подписаться замечательная оперная певица Ольга Сабирова, лауреат Международного конкурса «Белая акация», лауреат Государственной премии Волгоградской области в номинации «Музыкальное искусство», солистка Волгоградского государственного театра «Царицынская опера». Те, кто побывали там на спектаклях «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Кармен» Бизе, подтвердят, насколько жизненные образы Любаши и Кармен создала эта талантливая певица-актриса, способная, даже в жестких условиях музыкально-сценической драматургии, когда нельзя пожертвовать ни одной нотой в оперной партитуре, – к естественному сценическому перевоплощению и «полной гибели всерьез» (по Б.Пастернаку).

О том, чтобы стать певицей и артисткой, она мечтала еще со школьных лет, тем более что росла в семье, где все любили петь и музицировать. Мама, Татьяна Ивановна, красавица-казачка, знала много кубанских народных песен, а бабушка, Евдокия Николаевна, и дедушка, Иван Максимович, по слуху, дуэтом аккомпанировали на балалайке и мандолине. Семейный вокально-инструментальный ансамбль, в котором нашлось место и для голосистой Оленьки, подпевавшей маме вторым голосом, по праздникам устраивал домашние концерты, на которые собирались соседи, стар и млад. В родном Лабинске, районном центре Краснодарского края, была детская музыкальная школа, и дедушка, слово которого в их семье было решающим, убедил внучку учиться играть на аккордеоне. Нельзя сказать, что Оля с удовольствием занималась на этом инструменте (хрупкой девочке приходилось носить футляр с аккордеоном чуть ли не волоком), зато на сольфеджио и хоровых занятиях ей нравилось петь по нотам.

Получив аттестат об окончании средней школы, повзрослевшая Ольга решила жить самостоятельно. К этому времени мамы и дедушки не стало, а «сидеть на шее» у бабушки-пенсионерки, тем более что Евдокия Николаевна продолжала воспитывать младшую внучку, старшая не могла себе позволить. Вначале Ольга переехала в Краснодар, устроившись там парикмахером. Но занималась этим недолго. Ее будоражила мысль об учебе на вокальном отделении консерватории, и в 1992 году она отправилась в Астрахань. Правда, попытка поступить в музыкальный вуз, минуя училищную подготовку, ей не удалась. К сожалению, профессиональную перспективу природного контральто (весьма редкого на оперной сцене) консерваторские педагоги тогда не распознали: без вокально-технической огранки голос звучал тяжеловесно и грубо, скрывая красоту уникального тембра, а диапазон казался укороченным, так как выше ре второй октавы абитуриентка ничего не показала. Кто-то из экзаменаторов откровенно сказал: «С такими данными не стоило поступать». Но она не могла предать свою мечту об оперной сцене. Благо, что Марина Попандопуло, которая тогда являлась солисткой оперной студии при консерватории, узнав, что Ольга с Кубани, поддержала землячку и отвела ее в музыкальное училище.

На вокальном отделении музыкального училища им. М.П. Мусоргского Ольга обучалась в классе Валентины Ивановны Соколовской, одной из последних учениц известного вокального педагога Натальи Николаевны Лучининой, преподававшей на кафедре сольного пения Астраханской консерватории в 1970-1985 годах. Главное, деликатный человек и грамотный педагог-методист, Валентина Ивановна сумела найти подход и раскрыть неординарный голос одаренной девушки. А в освоении учебного репертуара Ольге помогала концертмейстер Ирина Наумовна Рубинчик. Словом, трудолюбивая ученица уже на третьем курсе наглядно показала свой вокальный рост. А через год сдала государственные экзамены по специальности и вокальному ансамблю на «отлично». Причем, учебу в музыкальном училище Ольга сочетала с работой, ведь материально ей никто не помогал. Сначала трудилась уборщицей в консерватории (вспомним, что мировая оперная дива Анна Нетребко во время учебы в Санкт-Петербургской консерватории также работала уборщицей – в Мариинском театре, а потом стала его примадонной). Трудно даже представить, как Ольга могла ежедневно просыпаться в четыре-пять утра, чтобы успеть до занятий в училище помыть полы в консерватории. Уставала она смертельно и оживала лишь в классе сольного пения, где постигала азы вокальной техники. А через год, на втором курсе училища, прослушалась в хор оперной студии при Астраханской консерватории и, наконец, устроилась работать по специальности. Хормейстер Галина Дунчева определила ее в альтовую партию. И этот знаменательный момент стал точкой отсчета сценической деятельности молодой певицы, ведь консерваторская оперная студия и артисты Астраханской филармонии в сезоне 1992/1993 гг. объединились в антрепризу «Музыкальный театр», ставившую спектакли под руководством дирижеров Фарида Сепкулова и Игоря Сметанина и режиссера Ларисы Химич. Впечатлительной Ольге особенно запомнилось, как в 1994 году, на Международном фестивале вокального искусства имени В.Барсовой и М.Максаковой, творческим объединением была показана «Кармен» Бизе. Партию Хозе исполнял приехавший на фестиваль народный артист СССР, солист Большого театра Владислав Пьявко, а в партии Кармен достойно выступила астраханская солистка Марина Попандопуло. Восхищаясь сценической выдержкой Марины, которая ничуть не терялась рядом с именитым партнером, Ольга подумала, что когда-нибудь сама споет Кармен. И это сбылось. Правда, не сразу, а в результате постоянного совершенствования и творческого общения с отечественными и зарубежными мастерами оперного театра.

В 1996 году, по окончании музыкального училища, Ольга безоговорочно была принята в Астраханскую консерваторию. Сразу же после вступительных экзаменов она вышла замуж за Владимира Борисовича Сабирова (брак регистрировался в Лабинске), но это не помешало ей успешно учиться на дневном отделении. Первые три курса она занималась в классе профессора Нонны Венедиктовны Синевой, в прошлом оперной певицы, которая на основе своего богатого сценического опыта поставила в оперной студии АГК ряд удачных спектаклей (среди них – «Евгений Онегин» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Фауст» Гуно). А после третьего курса Ольга, в связи с рождением близнецов, ушла в академический отпуск. Вернулась она через год и перевелась в класс профессора Инны Яковлевны Маколовой, заведовавшей кафедрой сольного пения. А в 2002 году закончила вуз, с присвоением квалификаций оперной и концертной певицы и преподавателя. Вручая Ольге диплом с отличием, Людмила Андреевна Круглова, которая тогда возглавляла Астраханскую консерваторию, удивилась: «Никогда не встречала такого, чтобы у выпускницы было двое малышей и при этом – красный диплом. Вы – настоящая героиня!» И это так, учитывая, что все консерваторские годы Сабирова продолжала работать в Астраханском государственном музыкальном театре (официальное открытие АГМТ, возглавляемого дирижером Игорем Сметаниным и режиссером Ларисой Химич, состоялось в мае 1996г.) – как артистка хора, а с 2000 года – солистка.

Конечно, в Астраханском музыкальном театре она начинала с небольших партий – в детских спектаклях, а затем в «Царской невесте» Римского-Корсакова, где режиссер Лариса Химич поручила ей роль Дуняши. Но «ключевым моментом» в становлении Ольги Сабировой как оперной певицы стала работа под руководством режиссера Большого театра Михаила Панджавидзе. Он приехал в Астрахань в 2000 году и сразу же покорил публику яркими постановками оперных спектаклей, премьеры которых проходили с участием столичных певцов. На «Бориса Годунова» Мусоргского, «Тоску» Пуччини, «Евгения Онегина» и «Иоланту» Чайковского было трудно достать лишнего билетика! Вспоминая о том времени, Сабирова живо рассказывает, как она сценически вживалась в роль беспечной хохотушки Ольги из «Евгения Онегина»: «Эту партию Чайковский написал для низкого женского голоса, ассоциирующегося у слушателей с возрастными героинями. Но режиссер, досконально владея партитурой «Онегина» и литературным первоисточником – пушкинским романом в стихах, так разработал сценографию спектакля, что это помогло каждому исполнителю достоверно вписаться в «музыкальную энциклопедию» русской жизни эпохи просвещенного дворянства. А моя героиня Ольга, младшая сестра Татьяны Лариной, старается казаться взрослой, поэтому усердно «басит» свою quasi исповедальную арию».

Кроме партии Ольги, на сцене АГМТ Сабирова спела царевича Федора в «Борисе Годунове», Пастушка в «Тоске», Лауру в «Иоланте», Маддалену в «Риголетто» (этот спектакль ставил Юрген Коэн, также режиссер Большого театра). А поскольку она имела привычку «про запас» выучивать всё меццо-сопрановое и контральтовое в спектаклях, ставившихся в театре, то освоила, с помощью концертмейстеров Марины Маленьких (Слободян) и Людмилы Курцберг, партии Марины Мнишек и Шинкарки в «Борисе Годунове», Любаши в «Царской невесте». К этим партиям следует прибавить Княгиню из «Русалки» Даргомыжского, которую Ольга Сабирова спела в консерватории на государственном экзамене по оперной подготовке (музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный артист РФ, профессор Фарид Сепкулов; режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Александрушкин). Но и это еще не все, что было подготовлено певицей в Астрахани, если иметь в виду ее послевузовскую двухгодичную стажировку в родной консерватории, в классе сольного пения народной артистки РФ, профессора Натальи Кимовны Тарасовой. Причем эту стажировку Ольга Сабирова проходила в 2008-2010 годах, являясь солисткой «Царицынской оперы» в Волгограде, куда она переехала в 2005 году.

Страницы: 1 2


  Версия для слабовидящих