Татьяна Александровна Базова (04.05.1926 – 09.11.2020)

Т.А. Базова

Воскрешая в памяти секреты колористики рояля в руках Татьяны Александровны Базовой, осознаешь, что необходимо более ёмкое определение, чем «аккомпаниатор» или «концертмейстер». Это – концертант, достигший в области камерного вокально-инструментального исполнительства высокого мастерства. Именно такой была на сцене Татьяна Александровна, чувствующая все тонкости ансамблевой игры, умеющая с любым партнером создавать органичный «музыкальный тандем». Отсюда правдивость выражения, особый звуковой колорит, тонкое ощущение стиля для каждого произведения: нельзя петь и играть И.С. Баха как песни и романсы Э.Грига, а вокальную лирику Э.Грига – как социально окрашенные романсы, монологи-исповеди, драматические сцены, музыкальные «портреты» М.Мусоргского, а психологизм Мусоргского отличается от музыкальной экспрессии С.Танеева, А.Аренского, С.Рахманинова и т.д.

         Жизнь – образование, профессиональное формирование – Татьяны Александровны тесно связана с Астраханью: здесь она закончила музыкальную школу и училище по классу замечательного педагога Софии Павловны Загоскиной. После окончания Саратовской консерватории возвратилась на свою малую родину и работала «главным концертмейстером» училища и филармонии. В ее творческой биографии – выступления во многих городах Советского Союза, включая столичные сцены – ЦДРИ, Малый и Белый залы консерватории, конференц-зал Министерства культуры РСФСР; участие во Всероссийских конкурсах им. М.И. Глинки (Кишинев, Ташкент, Минск), Всероссийских и Международных конкурсах оперно-камерного пения (Пермь, Свердловск, Белгород, Калининград, Омск).

         Фантастичная увлеченность своей работой, природная одаренность в сочетании с поразительной работоспособностью создавали впечатление, что ей известен секрет «вечного движения» (а это значит – «вечной молодости»). Татьяна Александровна никогда не останавливалась в своем профессиональном самосовершенствовании. Это сказывалось в отношении к выбору репертуара – не замыкаться в кругу «знакомых» стилей, а помогать партнерам осваивать произведения современных композиторов, ставя самую высокую планку в достижении художественного исполнения. Несомненно, это – неординарная личность. Природа щедро одарила ее – благородная статность и артистизм.

         В Астраханской консерватории Т.А. Базова начала работать с момента ее открытия, совмещая должность старшего преподавателя кафедры фортепиано с концертмейстерской деятельностью на кафедре хорового дирижирования, в классе доцента Л.Е. Ежова (он являлся проректором АГК по научной и учебной работе). С 1976 по 1983 годы она заведовала кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки.

         За 16 лет работы в АГК дано сотни концертов, в которых она была партнером начинающих и именитых музыкантов, неизменно сохраняя собственный творческий облик в воплощении художественного содержания произведений «золотого» фонда зарубежной, русской, отечественной музыки, в создании ряда интереснейших программ-концертов, где каждый номер – тончайший музыкальный образ-характеристика, «снайперское» попадание в стиль (к примеру, в исполнении 10-ти сонат Бетховена для скрипки и фортепиано в ансамбле с В.Руденко).

         Магистральный путь ее исполнительской траектории, что принято обозначать как «зов души», связан с вокалистами. Татьяна Александровна выступала с Анатолием Бабыкиным (будущим солистом Большого театра Союза ССР, заслуженным артистом РФ), Андреем Антоновым (ныне солист Самарского академического театра оперы и балета, лауреат Международных конкурсов, заслуженный артист РФ), педагогом кафедры сольного пения АГК Миладой Ярешко, солистами Астраханской филармонии, заслуженными артистами РСФСР Владимиром Горчаковым, Борисом Ванюшкиным, дипломантом Международного конкурса Ольгой Бочкаревой и многими другими вокалистами.

         Вместе с тем, Татьяна Александровна охотно выступала и с инструменталистами: скрипачами В.Руденко, Н.Дашевской, виолончелистами Е.Фурсиным, В.Волковым, Н.Захарян.

         В истории исполнительского искусства есть масса примеров противоречивости суждений об авторитетах – восхищение и недоброжелательность. Татьяна Александровна прошла школу музыкального мастерства через неустанный труд и была вознаграждена за этот подвиг всеобщим уважением: студентов, коллег, друзей, слушателей – любителей и профессионалов. Своей педагогической и творческой деятельностью она доказала, что главное в исполнительстве – глубинное понимание замысла композитора и умение воплотить его в собственной трактовке. Несмотря на «слабый» пол, Татьяна Александровна – сильная, яркая личность, исполнительским мастерством оставившая «свой автограф» в истории музыкальной культуры Астрахани.

         Вот как ответила Татьяна Александровна Базова, заслуженный работник культуры России, всего на два моих вопроса:

С.: Профессия музыканта – нести Добро, облагораживать душу=будить Добро в другом человеке, по-некрасовки, «сеять разумное, доброе, вечное» и быть благодарным. Можете Вы сказать, что благодарны судьбе или есть причины жаловаться на нее?

Б.: Обычно судьбу благодарят за счастье, хотя каждый вкладывает в это понятие свое видение смысла жизни. Я нашла свое место в творческой нише, приносила пользу людям, труд воспринимала как нравственный долг, купаясь в ярких красках музыки. Я счастлива. У меня нет претензий к судьбе.

С.: При совокупности всех Ваших качеств – скромность, тактичность, благородство, внутренняя культура – в чем источник вдохновения в работе концертмейстера?

Б.: В любови к звуку человеческого голоса, в его способности влиять на эмоционально-чувственную сферу, внутренний мир человека – повелевать нашим сердцем, утешать душу в ее скорби, радоваться, восхищаться жизнью. Это может быть голос редчайшего тембра, силы звука, широты диапазона или голос, владеющий техникой bel canto, завораживающий прелестью мелодии, виртуозным блеском… Возможности человеческих голосов (от глубокого basso profundo до флейтового колоратурного soprano) безграничны…

 

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Астраханской консерватории

Прим. ред. – очерк был написан в 2016 году, к 90-летию со дня рождения Т.А. Базовой


  Версия для слабовидящих