…И МУЗЫ ТОЖЕ НЕ МОЛЧАЛИ
Да! Победу в Великой Отечественной войне советский народ одержал не только благодаря мощному вооружению, полководческим талантам военачальников и самоотверженности красноармейцев, ополченцев и партизан, но и за счет трудовых подвигов населения – женщин, стариков и подростков, работавших день и ночь на фабриках, заводах и полеводческих станах. И, конечно, благодаря крепости духа советских людей, вера которых в грядущую победу укреплялась заботой правительства о сохранении народного хозяйства и культурных достижений многонационального Советского Союза. Со всей наглядностью это проявилось в четкой организации беспримерной по масштабам эвакуации населения, промышленных предприятий, различных учреждений, в том числе образовательных и театрально-зрелищных, из прифронтовых западных областей – в тыл. Достаточно вспомнить, что Большой театр перебазировался в Куйбышев (Самару), Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (Мариинский) – в город Молотов (Пермь), Московская консерватория развернула занятия в Саратове, а Ленинградская консерватория – в Ташкенте. Эшелоны с эвакуированными артистами, педагогами, студентами подвергались вражеским бомбардировкам, и не все добрались до назначенного места, но те, кто выжили, внесли свою лепту в общую ПОБЕДУ – многочисленными спектаклями и концертами в фонд обороны.
Эвакуированных принимала и наша Астрахань. В годы войны здесь размещались певцы-артисты из Москвы, Донецка и ряда других городов страны. И то, что в их числе была ведущая солистка Большого театра – Мария Петровна Максакова, которая предпочла приехать в родную Астрахань, – послужило сплочению артистических сил, включая местных певцов и оркестрантов, в оперный коллектив. Под руководством М.П. Максаковой этим объединением за два сезона было поставлено 12 спектаклей и дано немало благотворительных концертов и выступлений в фонд обороны.
Наряду с приезжими артистами интенсивную концертно-шефскую работу вели педагоги и учащиеся Астраханского музыкального училища, реорганизованного в тот период в музыкальные курсы. Главное, что среднее музыкальное учебное заведение, открывшееся в Астрахани еще в 1900 году, в самое тяжелое военное время не прекратило своей образовательной и концертной деятельности. Вопреки расхожему мнению – «когда говорят пушки – музы молчат» – в 1941 году здесь был осуществлен не только выпуск, но и прием учащихся. Среди того небольшого набора, яркой пианистической одаренностью выделялась Татьяна Комарова (забегая вперед, скажу, что речь идет о вузовском педагоге и филармоническом концертмейстере, заслуженном работнике культуры России Татьяне Александровне Базовой). Конечно, на ее профессиональном выборе сказалась родословная: мама, Комарова Лидия Витальевна, была пианисткой, преподавателем детской музыкальной школы. Правда, свою дочь Татьяну она определила учиться в ДМШ, а потом в музыкальном училище, под руководством Софьи Павловны Загоскиной, которую высоко ценила за педагогический талант и энциклопедические знания. Мудрая Лидия Витальевна (к слову, дочь священнослужителя) была совершенно права. За время учебы в классе С.П. Загоскиной пытливая ученица освоила не только пианистическую технику, но и такой обширный сольный, ансамблевый и концертмейстерский репертуар, что ее постоянно включали в состав концертных бригад, выступавших в госпиталях и воинских частях, дислоцированных в нашем городе (в 1942 году здесь была сформирована легендарная 28 Армия, прошедшая путь от Сталинграда до Берлина). А на последнем курсе Татьяна Комарова совмещала учебу с концертмейстерской работой в Театре юного зрителя, и это расширило круг артистов, с которыми она выступала перед красноармейцами. Недаром за активную концертно-шефскую работу ее наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Высокая правительственная награда была вручена Татьяне Комаровой в 1947 году, когда она училась в Саратове. Причем, поступив в 1945 году в консерваторию и став студенткой дневного отделения, трудолюбивая девушка продолжила работать концертмейстером – в классе сольного пения профессора В.Ф. Туровской и в оперном классе профессора А.О. Сатановского. Занимаясь по специальности у старейшего профессора-пианиста Б.К. Радугина, Татьяна Комарова была победителем внутривузовского конкурса на лучшее исполнение музыки Шопена. Отличница учебы и участница концертно-шефской работы, на старших курсах она получала именную Сталинскую стипендию. В ее характеристике, за подписью профессора Б.К. Радугина, написано: «Комарова – прекрасная пианистка и музыкант, ее исполнение технически законченное, отличается большой глубиной, содержательностью и искренностью, отделкой мельчайших деталей, причем все эти ценные качества одновременно соединяются у Комаровой с большой простотой и благородством вкуса». А профессор В.Ф. Туровская характеризовала Татьяну Комарову как концертмейстера «с отличным художественным вкусом и очень большим музыкально-художественным багажом. У нее превосходно развит вокальный слух, благодаря чему она делает весьма полезные указания студентам-вокалистам в индивидуальной работе с ними. Студенты высоко ценят ее работу и весьма охотно пользуются ее советами». Не менее похвально отзывался о Татьяне Комаровой профессор А.О. Сатановский, который писал, что она «может быть очень хорошим помощником дирижера, а также культурным воспитателем молодых оперных кадров. Знает значительное число оперных клавиров, а также много камерной и инструментальной литературы».
Закономерно, что в 1950 году, по окончании Саратовской консерватории с отличным дипломом, Татьяна Комарова была оставлена там же преподавателем по концертмейстерскому классу. Но в 1954 году, в связи с замужеством, Татьяна Александровна, теперь уже Базова, вернулась в Астрахань и продолжила преподавательскую и концертмейстерскую деятельность в родном музыкальном училище и филармонии. А с открытием в 1969 году Астраханской консерватории ее пригласили сюда сначала концертмейстером, а в 1970 году – старшим преподавателем кафедры специального фортепиано. В 1976-1983 она, уже в должности доцента, возглавляла кафедру камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Многие воспитанники нашего вуза, кто учились в концертмейстерском классе Татьяны Александровны (а временами она вела в Астраханской консерватории специальное фортепиано и камерный ансамбль), до сих пор с благодарностью вспоминают ее уроки – профессиональные и жизненные, которые послужили для них образцом творческого отношения к педагогическому процессу и неизменной любви к избранной профессии.
Проработав в Астраханской консерватории свыше 17 лет, Т.А. Базова завершила свою трудовую деятельность в Астраханской филармонии. Еще целых 12 лет она выходила на сцену с солистами – певцами и инструменталистами. А в 1995 году, перед своим 70-летием, была удостоена почетного звания заслуженного работника культуры России.
Сейчас Татьяне Александровне исполнилось 90 лет! Она по-прежнему статная, как английская королева, и душевная, как простая русская женщина, много испытавшая на своем веку. Человек военной закалки, она никогда не жаловалась на трудности, самостоятельно их преодолевая. Ни о чём особенном она никого не просила, но щедро отдавала ученикам и слушателям всё, что накапливала годами неустанного профессионального совершенствования.
Что же пожелать неповторимой Женщине, достигшей возраста долголетия? Конечно, здоровья и радости видеть своих детей, внуков, правнуков и праправнуков – счастливыми!
Л.П. Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор, зав. кафедрой хорового дирижирования АГК