Юрий Юрьевич Решетников
Юрий Юрьевич Решетников (1951-2015)
«Времена не выбирают, в них живут и умирают …» (А. Кушнер)
Несомненно, нет более тяжелого времени для человека, чем годы войны и годы резких переустройств в жизни общества. В этом смысле 90-е, теперь уже прошлого столетия, когда развалился могучий Советский Союз, победивший чуму ХХ века – фашизм, и рухнула привычная стабильная жизнь миллионов благополучных семей, вошли в историю молодого государства – Российской Федерации – как «лихие годы». В это время страну сотрясали военные конфликты на Северном Кавказе, конституционный и экономические кризисы, последствия которых подчас были катастрофическими. Людям месяцами не выплачивали зарплату, а многие предприятия и учреждения вовсе закрывались из-за отсутствия финансирования …
Несмотря ни на что, в эти «лихие» времена творческая интеллигенция не сдавала своих позиций в достижении высоких результатов профессиональной деятельности. Наглядный тому пример – 1990-е в жизни одного из старейших музыкальных заведений России – Астраханского музыкального училища им. М.П. Мусоргского, которым в тот период руководил заслуженный работник культуры РФ Ю.Ю. Решетников.
Юрий Юрьевич был назначен руководителем музыкального училища в начале 1992 года. До этого являлся заместителем директора по учебной работе, а еще раньше – заведующим отделением обязательного фортепиано.
Начало директорства Ю.Ю. Решетникова ознаменовалось открытием при училище Экспериментального музыкального центра для одаренных детей (яркой «звездочкой» этого центра стала ученица преподавателя Т.А. Аверочкиной юная пианистка Наташа Муравьева, которая успешно выступала на различных российских и международных конкурсах).
С руководящей деятельностью Ю.Ю. Решетникова связана также организация на базе Астраханского музыкального училища Российских смотров-конкурсов учащихся музыкальных училищ (с 1997 г.), вошедших в целевую Государственную программу «Культура России». В бытность Юрия Юрьевича директором АМУ, в Астрахани было проведено семь таких конкурсов: три – учащихся фортепианных отделений, два – народных, по одному – оркестровых струнных и духовых инструментов и конкурс дирижерского мастерства учащихся дирижерско-хоровых и народных отделений.
Под руководством Ю.Ю. Решетникова Астраханское музыкальное училище отметило и свой вековой юбилей. В ходе подготовки к празднованию 100-летия в училище производились реставрационные работы и капитальный ремонт учебного корпуса, поэтому юбилейные торжества состоялись годом позже – в ноябре 2001 года. Нельзя не отметить тот факт, что к этому времени среди педагогов училища было немало удостоенных, именно в 1990-е годы, почетного звания «Заслуженный работник культуры РФ» (для сравнения: за 32 года директорства в АМУ В.К. Нечаева заслуженными работниками являлись лишь сам Виктор Кузьмич и педагог-пианист Станислав Константинович Бакулев).
А в 2002 году Астраханское музыкальное училище удостоилось звания Лауреата конкурса среди провинциальных учреждений культуры на соискание премии газеты «Культура» в номинации «Учебное заведение искусств года». И это значимое событие в образовательной и творческой деятельности Астраханского музыкального училища пришлось на период завершения директорства Ю.Ю. Решетникова. В 2003 году этот ответственный пост он передал Сергею Евгеньевичу Киселеву, лауреату Всероссийского конкурса, своему воспитаннику по Астраханскому музыкальному училищу и выпускнику Астраханской консерватории по классу заслуженного артиста РФ, профессора Э.Г. Камалова. А сам Юрий Юрьевич продолжил работу в родном училище в качестве педагога специального и обязательного фортепиано. И преподавал здесь до последних дней жизни, включая 2014-2015 учебный год (хотя еще с 2009 года его мучил тяжелый недуг – заболевание крови).
Нельзя не вспомнить, что Ю.Ю. Решетников был коренным астраханцем. Родился он 28 октября 1951 года в интеллигентной семье врачей: отец, Решетников Юрий Алексеевич, известный хирург, ассистент кафедры нормальной анатомии Астраханского медицинского института, мать, Решетникова Алевтина Алексеевна, заведующая гинекологическим отделением Линейного роддома Нижне-Волжского водздравотдела. В судьбе Юры как музыканта большую роль сыграла бабушка (по линии отца) – Ксения Даниловна Решетникова, которая отвела внука в ДМШ №1, где одаренный мальчик занимался в классе Лидии Александровны Мурыгиной.
В 1968 году, окончив музыкальную школу и 9 классов средней школы №10 им. В.И. Ленина (располагавшейся в том самом историческом здании Мариинской гимназии, которое в 1969 году было передано открывшейся в Астрахани консерватории), Юрий поступил в Астраханское музыкальное училище, попав в класс талантливого педагога-пианиста с московским образованием Николая Алексеевича Токарева. Одновременно с учебой в училище, Ю.Решетников в 1969 году окончил вечернюю общеобразовательную школу №1 и получил аттестат зрелости, что позволило ему держать вступительные экзамены в консерваторию уже после 3 курса училища. В характеристике-рекомендации, подписанной педагогом по специальности Н.А. Токаревым и директором музыкального училища В.К. Нечаевым, было написано, что Юрий Решетников «обладает хорошими музыкальными данными, проявляет упорство в работе, развит, начитан. Возражений против его поступления в консерваторию не имеется».
В Астраханской консерватории Юрий продолжил обучение в классе и.о. доцента Н.А. Токарева, а закончил вуз под руководством Э.Г. Камалова, блестящего педагога-пианиста, воспитанника Московской консерватории им. П.И. Чайковского, и аспирантуры там же, по классу народного артиста СССР, профессора Л.Н. Оборина. На выпускном экзамене Юрий Решетников сыграл: Прелюдию и фугу c moll из второго тома ХТК Баха; Сонату №17 Бетховена; Сонату №7 Скрябина; Балладу As Dur Шопена; три пьесы-транскрипции из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. И получил отличную оценку Государственной комиссии, возглавляемой Э.А. Монасзоном, заслуженным деятелем искусств ТатАССР (позднее – заслуженный деятель искусств РФ), профессором Казанской консерватории. Да и другие выпускные экзамены по специальности Решетников также сдал на отлично. По камерному ансамблю (класс и.о. доцента Е.Г. Фурсина) он исполнил, вместе с дипломниками Борисом Девяковичем (скрипка) и Михаилом Кролем (виолончель), партию фортепиано в Трио a moll Чайковского. А по концертмейстерской подготовке (класс и.о. доцента М.П. Крыловой) аккомпанировал иллюстраторам: певице Г.М. Рубцовой, педагогу вокального отделения музыкального училища (Чайковский. Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева»; Косенко. «Мне грустно») и скрипачу В.П. Шубному, который являлся педагогом кафедры струнных инструментов АГК (де Фалья. «Мавританская шаль» из «Испанской сюиты»).
Трудовую деятельность Ю.Ю. Решетников начал еще студентом консерватории, устроившись в 1974 году в музыкальное училище в качестве концертмейстера. Надо сказать, что в это время он женился на студентке-пианистке Наталье Коноваловой, которая приехала в Астрахань по окончании Нальчикского музыкального училища (по рекомендации М.А. Этингера, в то время кандидата искусствоведения, доцента, заведующего кафедрой теории и истории музыки АГК, возглавлявшего Государственную экзаменационную комиссию в Нальчикском музыкальном училище). Прочный семейный союз Юрия и Натальи, продолжавшийся 41 год, стал образцом взаимопонимания, любви и нежности по отношению друг к другу. Как говорит Наталья Сергеевна, по жизни она была «ведома супругом». Своей добротой он воздействовал на нее без особых поучений, просто советовал: «Не говори о людях плохо, постарайся их понять». Между прочим, Н.С. Решетникова в 1990-е годы являлась директором ДМШ №1. Но, когда в музыкальном училище открывался Экспериментальный музыкальный центр для одаренных детей, она безоговорочно поддержала инициативу Юрия Юрьевича (а ведь эти способные дети могли бы учиться и в первой музыкальной школе).
По окончании консерватории, в 1976 году, Ю.Ю. Решетников, оставаясь работать в музыкальном училище, был переведен на должность преподавателя фортепианного отделения (педагогом он не переставал быть и при назначениях на различные руководящие должности). Среди его учеников по специальности – лауреаты различных конкурсов: Сергей Киселев, Ирина Киселева (Атаджанова), Анна Давыдова, а также Виктория Орлова, Владимир Туровский, Ольга Фельдман, Евгений Лагунов, Илья Рукавков, Арсине Хачатурова и другие.
В отзыве профессора кафедры специального фортепиано Астраханской консерватории Г.Н. Бескровной, присутствовавшей 9 декабря 2003 года на открытых уроках Ю.Ю. Решетникова с учащимися его фортепианного класса (разучивались сонаты Бетховена), сказано, что педагог «не прибегает к пространным пояснениям, его замечания и пожелания лаконичны и точны. На уроках велась кропотливая работа над качеством прослушанности фактуры, над такими важными средствами исполнения, как метроритм, артикуляция, педализация. Были предложены некоторые интересные решения в плане штрихов, велась работа и над технической стороной исполнения отдельных фрагментов сонат. Образные характеристики были достаточно убедительны. Атмосфера проведения урока – деловая, доброжелательная. Педагог оказал несомненную помощь ученикам, создав более четкое представление об исполняемом сочинении и его звуковом воплощении». Недаром ученики Ю.Ю. Решетникова успешно продолжили свое обучение в консерватории и посвятили свою жизнь любимой профессии.
В памяти всех, кто знал Юрия Юрьевича Решетникова, он навсегда останется воплощением истинной интеллигентности: уважительности и терпимости по отношению к людям, понимания и сопереживания коллегам и ученикам, ровного отношения ко всем, независимо от их социального положения. Он не был оратором, но своим негромким голосом мог погасить даже конфликтную ситуацию. А главное – Юрий Юрьевич был добрейшим человеком с прекрасными душевными качествами.
Л.П. Власенко, заслуженный деятель искусств РФ,
профессор Астраханской консерватории