Галина Адольфовна Дунчева

DunchevaГалина Адольфовна Дунчева

 

Любой школьный учебник философии откроет прописную, но сплошь и рядом забываемую истину: если ты не идешь вперед, ты идешь назад; стоячего положения нет. Галине Адольфовне Дунчевой попятное движение просто не знакомо, потому что ее кредо – «я сама себе кнут».

         У нее было счастливое детство в благополучной семье, никаких особых проблем в школьный период. Поэтому провал на вступительных экзаменах в музыкальное училище – первая жизненная неудача – ошеломил. Но одновременно стал и первым уроком познания себя самой. Вдруг оказалось, что у нее есть и самолюбие, и характер, и воля, и это вот безжалостное свойство: быть кнутом самой себе и ни в чем не давать спуску. И хотя с тех пор она окончила не только училище, но и консерваторию, стала заслуженным деятелем искусств России, профессором Астраханской консерватории, главным хормейстером Астраханского государственного театра оперы и балета, – она по-прежнему не умеет расслабляться и твердо знает: если ты не идешь вперед, ты идешь назад.

         Галина Дунчева считает, что ей очень повезло с училищными, а потом и с консерваторскими преподавателями. Это были молодые выпускники Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных Надежда Павловна и Юрий Михайлович Ивановы, и воспитанницы Ленинградской консерватории Любовь Павловна Власенко и Вера Георгиевна Любимова, а также опытный вузовский педагог-исполнитель и исследователь в области хорового пения и дирижирования хором Сергей Евгеньевич Комяков, воспитанник дирижерско-хорового отделения Саратовской консерватории и аспирантуры ГМПИ им. Гнесиных по вокальной педагогике и методике. Они предъявляли своим ученикам высокий уровень требований, и эту высокую планку Галина на всю жизнь приняла, как единственно достойную.

         Еще студенткой консерватории она начала работать концертмейстером в дирижерских классах. После окончания вуза (1982) осталась там же концертмейстером и в результате освоила обширный хормейстерский репертуар. Потом ей предложили педагогическую нагрузку на кафедре хорового дирижирования – значит, нашли, что она к этому готова. Правда, поначалу не все было гладко и не раз звучали от студентов вопросы, которые заставляли молодого преподавателя проводить бессонные ночи за изучением специальной литературы. Но именно тогда она выработала в себе еще одну принципиальную позицию, позицию сильного человека, от которой не отступает всю жизнь: не бояться сказать, что чего-то не знаешь. «Узнаю и скажу», – так отвечала она первым своим ученикам. Так она – профессор – может ответить своим студентам и сейчас. Так она, главный хормейстер театра, свободно отвечает артистам хора. И все они не сомневаются: узнает и скажет.

         Хотя педагогическая работа была ей интересна, Галине Адольфовне не хватало живого творческого дела. Она и сегодня благодарна судьбе, подарившей ей возможность работать с хором оперной студии консерватории. Но в коллективе были сплошь «зубры» хорового дела, проработавшие много лет и видевшие не одного хормейстера. Что могла дать им она, совсем еще девчонка? Галина снова погрузилась в учебу.

         Через два года после этого произошло событие, определившее всю ее дальнейшую жизнь. В 1992 при филармонии был создан предшественник Астраханского музыкального театра – коллектив, объединивший творческие силы оперной студии консерватории и филармонических артистов. Его режиссер Лариса Химич предложила Дунчевой возглавить хор. Проверкой возможностей нового коллектива стала работа над оперой «Кармен», поставленной «Творческим объединением» к Международному фестивалю вокального искусства им. В.Барсовой и М.Максаковой. Помимо сложности освоения хорового материала этой великой оперы, помимо того, что это была первая театральная работа Дунчевой, это было еще и ее участие в проекте международного масштаба. В спектакле пели народный артист СССР, солист Большого театра Владислав Пьявко и певица из Ирландии Реджина Хенли. Однако колоссальная ответственность, которую чувствовала тогда Дунчева, не заслонила мощное чувство радости от всепоглощающей творческой работы, когда в тебе круглосуточно звучит музыка. Так сама жизнь связала ее с «Творческим объединением», а затем и с открывшимся в 1996 Музыкальным театром – ныне Астраханским государственным театром оперы и балета. И она стала его первым и бессменным главным хормейстером.

         С самого начала работы в театре Дунчевой было ясно: надо создавать крепкий хоровой коллектив, способный к выполнению серьезных профессиональных задач. А это означало, что, в первую очередь, надо совершенствоваться самой. Три года подряд она ездила в Москву, в Творческую мастерскую «Русское хоровое пение», где наглядные уроки давали первоклассные мастера: народный артист России, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории Борис Тевлин, заслуженный артист России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Владимир Семенюк, профессор кафедры хорового дирижирования Нижегородской консерватории, художественный руководитель Горьковской капеллы мальчиков Лев Сивухин. Опыт, который переняла она у этих мастеров, трудно переоценить. Но важно и то, что Мастерская дала ей возможность верно оценить собственное место в профессии, поверить в то, что она занимает его по праву.

         Театральному хору Галина Дунчева предъявляет исключительно высокие требования. Но прежде всего она предъявляет их самой себе, критически оценивая свой труд. Наверное поэтому коллектив, которым она руководит, даже в самые творчески неблагоприятные для театра годы оставался на той высоте, которую она ему задала. За годы работы театра многие большие мастера сотрудничали с ним, «своими людьми» были здесь дирижеры и солисты Большого театра, и показательно, что все они отмечали крепкий, безо всяких скидок на провинцию, профессиональный уровень хора. А приезжие режиссеры единодушно изумлялись мобильности, подвижности, пластической раскованности хоровых артистов.

         Все это давалось и дается только огромным повседневным трудом. Идет кропотливая работа буквально над каждой нотой, скрупулезно оттачивается дикция, прорабатываются не только музыкальные, но и драматические нюансы, детально анализируется ситуация, в которой действуют на сцене артисты. Хор, созданный и руководимый Галиной Дунчевой – это коллектив творческих индивидуальностей. Каждый здесь осознает себя незаменимым участником происходящих на сцене событий, у каждого есть не только собственная хоровая партия, но и собственная актерская задача, собственная, мизансценически выстроенная, линия поведения. Поэтому, выходя на сценическую площадку, хор свободно чувствует себя в музыкальном материале и легко и гибко принимает режиссерские задачи. В подтверждение тому достаточно назвать спектакли последних лет – «Мадам Баттерфляй», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Отелло», «Князь Игорь», «Осуждение Фауста», «Сказание о невидимом граде Китеже». Все они немыслимы не только без звучания хора, но и без его художественно-выразительного актерского действия.

         Всего же в репертуаре руководимого Галиной Дунчевой хора более двадцати классических опер, пять оперетт и музыкальных комедий и огромный концертный репертуар. Хор театра – не только постоянный участник Международного вокального фестиваля им. В.Барсовой и М.Максаковой и Пасхального фестиваля. Галина Дунчева всегда придавала большое значение концертной деятельности коллектива. Было бы невозможно назвать все произведения, исполненные хором. Даже перечисление наиболее значительных займет очень много места: «Иван Грозный» и «Александр Невский» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Regina Сoeli»и «Vesperae Solennes de confessore» Моцарта, «Весна» и «Три русских песни» Рахманинова, «Свитезянка» и «Стих об Алексие, Божьем человеке» Римского-Корсакова, «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Тебе, Бога, хвалим» Бортнянского; фрагменты из «Всенощного бдения» Рахманинова, «Te Deum»Дворжака, «Кармина Бурана» Орфа, Девятая симфония Бетховена; оперы в концертном исполнении – «Орфей и Эвридика» Глюка и «Аида» Верди. Всего этого с лихвой хватило бы даже самостоятельному хоровому коллективу, а не только театральному хору, плотно занятому в сценическом репертуаре.

         Будучи главным хормейстером театра, Галина Адольфовна не оставляет преподавательскую работу в консерватории. Профессор кафедры хорового дирижирования, она ведет занятия по специальности, руководит написанием дипломных квалификационных работ. Среди ее учеников – лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов – Наталья Степина, Любовь Полюхова, Михаил Кухарев. Богатым опытом руководства оперным хором Галина Адольфовна щедро делится со своими помощниками-хормейстерами Ольгой Шабановой и Светланой Раздрогиной. Примером тому – успешная подготовка хоровых номеров в балете «Андрей Рублев» Кикты хормейстером-постановщиком О.Шабановой, воспитанницей Астраханской консерватории по классу дирижирования профессора Г.А. Дунчевой. На мировую премьеру балета в Астрахань из Москвы приехал композитор – заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Валерий Кикта, который высоко оценил мастерство астраханских исполнителей.

         Закономерно, что как успешный педагог и главный хормейстер оперного (музыкального) театра она отмечена почетным званием заслуженного деятеля искусств РФ, областными наградами – дипломом «Лучший по профессии» в отрасли «Искусство» и театральной премией им. Л.Самборской. При всем этом Г.А. Дунчева – член оргкомитета Международного фестиваля им. В.Барсовой и М.Максаковой, член различных комитетов по присуждению музыкальных премий, член жюри всевозможных конкурсов дирижерского мастерства и хорового исполнительства, председатель государственных аттестационных комиссий в различных музыкальных учебных заведениях Астрахани, Знаменска, Волгограда, член правления Астраханского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, председатель Астраханского регионального отделения Всероссийского хорового общества.

         Выдерживать такую профессиональную и общественную нагрузку и оставаться на творческой высоте способен только тот человек, который умеет неуклонно идти вперед, как бы ни складывались обстоятельства. Галина Адольфовна Дунчева владеет этим нелегким умением в совершенстве, как, впрочем, и всем, чем она занимается в жизни.

Н.К. Туриева,

руководитель литературно-драматургической части

Астраханского театра оперы и балета


  Версия для слабовидящих