Анна Марленовна Мараховская

Marahovskay

Анна Марленовна Мараховская

Только непосвященному может показаться не сложной работа концертмейстера класса народных струнных инструментов. На самом деле, далеко не каждый пианист, имеющий концертмейстерскую квалификацию, но не прошедший практику со струнниками кафедры народных инструментов, способен безупречно сыграть с домристом или балалаечником. Разумеется, речь идет об исполнительском ансамбле, для которого требуется не только соответствие манеры игры на фортепиано – домровому и балалаечному звукоизвлечению и разнообразным приемам артикуляции, а также установление динамического баланса в аккомпанировании солисту, но и глубокое понимание концертмейстером-пианистом тонкой «души» русских народных инструментов. Как говорит Анна Марленовна Мараховская, которая уже 35 лет является концертмейстером кафедры народных инструментов Астраханской консерватории (а до этого 5 лет проработала концертмейстером кафедры струнных инструментов), за прошедшие десятилетия она «словно прикипела сердцем к трепетным, выразительным голосам домры и балалайки и ни разу в жизни не пожалела о своем профессиональном выборе – аккомпанировать домристам и балалаечникам». В связи с таким искренним признанием, нельзя не вспомнить о выступлениях народников-струнников на выпускных экзаменах, проводившихся в 1985 году. Анна Марленовна тогда выходила на сцену с пятью дипломниками! Последним из них играл домрист Сергей Чирков (класс доцента В.А. Рябова). После того, как он блестяще исполнил свою концертную программу, произошло то, что на выпускных экзаменах обычно не допускается: по просьбе (!) председателя Государственной экзаменационной комиссии, заслуженной артистки РСФСР, доцента ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных Марии Афанасьевны Бондарь, которая выразила солидарность с дружно аплодирующей публикой, Сергей, вместе с концертмейстером, повторили «на бис» «Кампанеллу» Паганини, завершив свое вдохновенное выступление в необыкновенно огненном темпе.

Интересно, что концертмейстер А.М. Мараховская начала работать в Астраханской консерватории по окончании Астраханского музыкального училища им. Мусоргского, где она в 1970-е годы занималась по фортепиано в классе известного педагога Софьи Павловны Загоскиной, а по классу камерного ансамбля обучалась под руководством скрипача с аспирантским столичным образованием Валерия Петровича Шубного, в то время старшего преподавателя кафедры струнных инструментов Астраханской консерватории. Закончив училище с рекомендацией для дальнейшего обучения в музыкальном вузе, Анна Середенко (ее девичья фамилия) отважилась поступать в Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского. Но, сыграв на вступительном экзамене с оценкой «хорошо», не прошла по сольфеджио. Возвратившись в родную Астрахань, она решила начать трудовую деятельность (тем более что вышла замуж) и устроилась концертмейстером в ДМШ №2, где ее знали как свою выпускницу. Здесь Анна, ставшая Петровой, проработала лишь в течение одного учебного года, поскольку была приглашена, также в качестве концертмейстера, на кафедру струнных инструментов Астраханской консерватории. Ректором АГК тогда являлся профессор-кларнетист Василий Сергеевич Кузнецов, который прислушался к мнению ведущего педагога по классу скрипки, впоследствии заведующего кафедрой струнных инструментов – В.П. Шубного, считавшего, что Анна Петрова, несмотря на отсутствие у нее высшего образования и опыта концертмейстерской работы со студентами-струнниками, справится с возложенными на нее задачами. И она оправдала такое высокое доверие. Работая в классах: скрипача В.П. Шубного, виолончелистки Н.Р. Захарян, альтиста Х.А. Алиева, Анна, по ее словам, «занималась сутками, осваивая незнакомый репертуар». А через год, без отрыва от производства, поступила как пианистка в Астраханскую консерваторию, на заочную форму обучения. Вот что было написано в ее характеристике-рекомендации, подписанной ректором В.С. Кузнецовым, секретарем партийной организации А.С. Ярешко и председателем местного комитета Г.И. Славниковым: «…За время работы Петрова А.М. проявила себя дисциплинированным и ответственным работником. Активно участвуя в классных занятиях, в короткий срок сумела добиться музыкального взаимопонимания со студентами, хорошего профессионального ансамбля. Всегда внимательная и чуткая к указаниям преподавателей, она много времени уделяет самостоятельной работе над изучаемым в классе репертуаром. Успешно выступает со студентами на зачетах и экзаменах. Отзывчивый и доброжелательный человек, музыкант с хорошим профессиональным уровнем, А.М. Петрова вполне может быть рекомендована для дальнейшей учебы в Астраханской государственной консерватории».

Таким образом, в течение пяти лет (1978-1983гг.) Анна Марленовна, одновременно с концертмейстерской работой, неустанно совершенствовалась как пианистка: по фортепиано занималась в классе Татьяны Аркадьевны Ким, а по камерному ансамблю и концертмейстерской подготовке – под руководством Марины Александровны Сидоровой (Бесценной). В характеристике выпускницы АГК Петровой А.М., подписанной заведующей кафедрой фортепиано Еленой Степановной Винокуровой, преподавателем по специальности Татьяной Аркадьевной Ким и проректором по заочному обучению Юрием Петровичем Гонцовым, было отмечено, что Анна Марленовна «вдумчиво и целенаправленно работала и добилась серьезных успехов в приобретении навыков слухового контроля, звукоизвлечения, самостоятельной работы с текстом, выросла в пианистическом отношении. Занималась увлеченно, в работе проявляла инициативу. Будучи студенткой заочного отделения, принимала участие в кафедральном конкурсе на лучшее исполнение произведений Ф.Шопена».  

Здесь следует добавить, что в 1982 г. Анна Марленовна, немного поработав в классе дирижирования преподавателя Владимира Николаевича Кима, окончательно перешла на кафедру народных инструментов, став бессменным концертмейстером в классах: опытного педагога-балалаечника Бориса Михайловича Стуса и его талантливого воспитанника Александра Валентиновича Мостыканова, начавшего преподавать на родной кафедре с 1982 года, сразу по окончании консерватории.

Со студентами классов заслуженного работника высшей школы РФ, профессора Б.М. Стуса и заслуженного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора А.В. Мостыканова концертмейстер А.М. Мараховская (ее фамилия – по второму браку, увенчавшемуся рождением дочери и сына) неоднократно выезжала на различные конкурсы, и хотя астраханские посланцы не всегда оценивались лауреатскими дипломами, – каждая поездка оказывалась полезной для дальнейшего профессионального роста перспективных воспитанников Астраханской консерватории. Так, Анна Марленовна вспоминает, как они выступали в Череповце: в 2000 г. с Ириной Шевченко, а в 2004 г. – с Артемом Быковым, получив лишь почетные грамоты участников, но взяв на заметку все лучшее, что смогли почерпнуть из общения с представителями различных исполнительских школ. Показательно, что на других конкурсах, где также выступали конкурсанты со всей России, а результаты прослушиваний оценивало не менее компетентное жюри, чем в Череповце, к примеру, на конкурсах в Краснодаре («Жемчужина Кубани») и в Астрахани («Каспийская волна»), наши студенты-народники, игравшие вместе с А.М. Мараховской, не раз становились лауреатами. Анна Марленовна с удовольствием называет победителей разных лет: Людмилу Бычкову, Надежду Самусенко, Антонину Пугач, Альбину Кушегалиеву, Павла Клевакина, Нину Андриянову, – ведь благодаря их успешным выступлениям она сама неоднократно удостаивалась на конкурсах дипломов лучшего концертмейстера.

А главное, Анна Мараховская сумела найти сердечный подход к загадочной русской «душе» домры и балалайки. Недаром она играла не только со студентами и аспирантами-струнниками, но и с мастерами, как балалаечник-виртуоз Александр Мостыканов. Разве можно забыть, как они вместе, с высокой степенью мастерства и творческого взаимопонимания исполняли «Фантазию на темы «Кармен»» Сарасате, «Кукушку» Дакена, «Венское каприччио» Крейслера, русскую плясовую «Камаринскую» и проникновенную лирическую «Винят меня в народе» в прекрасной обработке Шалова…

Вот и сегодня, 21 января, в свой юбилейный день рождения, Анна Марленовна сядет за рояль, чтобы сыграть с пришедшими поздравить ее музыкантами-струнниками любимые пьесы, которые столько раз исполняла с домристами и балалаечниками за долгие годы работы в родной консерватории…

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ,

профессор


  Версия для слабовидящих