Александр Сергеевич Бабушкин

Александр Сергеевич Бабушкин

Есть люди, насупленные лица и нескладная фигура которых вызывает сожаление. Глядя на них, невольно думаешь: «комплексы пожрали всю отпущенную им Господом жизнерадостность». Лица других также далеки от аполлоновского профиля, но какая-то деталь («полетность» движений, живость глаз, мужественный подбородок, чувственный рот) разит наповал, привлекает внимание.

         Именно к последнему типу людей относится Александр Сергеевич Бабушкин. Сколько его помню (более тридцати семи лет), он с юности был веселым, легким «на подъем», любил «живые» отношения, чувства, и этот актив сохранил на все годы: его улыбка обнажает мужское обаяние, чему помогают глаза, которые в этот момент становятся словно «кошачьи», и окружающие сразу поддаются этой магии.

         Кажется, что себя, любимого, он ставит на первое место, но душа полна доброты, отзывчивости, с радостью идет на контакт. Таких людей трудно не любить, а любить – еще труднее, так как они нравятся многим (женщинам!), восхищают…

         С юности от него исходила внутренняя уверенность, сила: крепко сбитый, энергичный, чуткий к красотам природы, жизни, сторонник искусства, проникнутого ясностью мироощущения. Призвание музыки видит в том, чтобы развивать в учениках, слушателях добрые чувства, уметь находить красоту в звуках и окружающей действительности: человек, лишенный зрения – слеп, но слушая, воспринимая сердцем музыку, он не чувствует себя слепым…

         Было бы обременительным подробно описывать повороты судьбы Александра Бабушкина – необъятность артистического репертуара (музыкальная школа, училище, консерватория, ассистентура-стажировка, концертное исполнительство), стилевые предпочтения (народная музыка, произведения зарубежных и отечественных классиков, романтиков, современных композиторов), гастрольные маршруты по странам и континентам (Италия, Франция, Германия, Дания, Австрия, Голландия, Финляндия, Китай, Южная Корея и др.).

         Остановлюсь лишь на некоторых эпизодах. Мало кто знает, что во время учебы в музыкальном училище (1972-1976) Александр Бабушкин был чемпионом области по настольному теннису, а в период обучения в консерватории, будучи кандидатом в мастера спорта, вошел в состав команды на первенство России.

         За время службы в ансамбле Краснознаменной Каспийской флотилии (10.1981 – 05.1983) дал двести концертов в городах Советского Союза.

         После окончания ассистентуры-стажировки у заслуженного деятеля искусств, профессора кафедры народных инструментов ГМПИ им. Гнесиных Б.М.Егорова около трех лет выступал с Александром Мостыкановым в дуэте, из которого впоследствии вырос квартет «Скиф».

         «Школой мужества» можно назвать трехмесячные гастроли (зима 2002-2003) с московским ансамблем, в состав которого входили заслуженный артист России Александр Марчаковский (балалайка), народный артист России Сергей Лукин (домра), народный артист России Михаил Горобцов (домра-альт), – в лучших залах Европы с полутора-двухтысячной наполняемостью мест. Ансамбль дал 46 концертов в Берлине, Бонне, Амстердаме, Роттердаме, Антверпене, Дюссельдорфе и других городах. Помимо инструменталистов-народников в гастролях приняли участие оперные певцы лучших театров Москвы, а все вместе они выступали в качестве ансамбля «донских казаков».

         Отдельный абзац об исполнительской составляющей. Программы государственных экзаменов в каждом звене музыкального образования говорят о высоком профессиональном мастерстве владения техникой игры на инструменте: И.С.Бах. Хроматическая фантазия и фуга d moll; Ю.Соловьёв. Соната для баяна; И.Штраус – И.Яшкевич. Весенние голоса (музыкальное училище); И.С. Бах. Органная токката с фугой d moll, «Дорийская»; Ю.Гонцов. Соната №2 – первое исполнение; П.Чайковский. Думка; К.М.Вебер. Вечное движение; В.Зайчиков. Семёновна (консерватория); И.С.Бах. Органная токката, адажио и фуга C dur; Й.Гайдн. Соната Es dur, «Большая»; В.Золотарёв. Партита; А.Кусяков. Сюита «Зимние зарисовки»; А.Тимошенко. Русская сюита (ассистентура-стажировка).

         Баян в его руках давно обрел способность передавать широкий спектр чувств, переживаний, когда «нет ничего невозможного», чего инструмент не смог, а исполнитель не сумел бы сыграть: от романтического «пианизма» (принцип «максимума нот») до воплощения звукового идеала «ударности», от скачкообразных, стаккатных, «стучащих» пальцевых фигур до кластерных созвучий, игры различными плоскостями ткани, от «сверхлимитного» грозно-агрессивного fortissimo до прозрачно звучащего, мерцающего pianissimo…

         Связывая музыку с воспитательной ролью искусства, Александр Бабушкин особое внимание уделяет эстетической категории прекрасного как гармоничности и стройности (черты классического искусства), правдивости чувств, искренности, пафосу сострадания к человеческому горю, несчастью (черты романтического стиля), полистилистике как философскому обоснованию «связи времен», полижанровости, символике монограмм, чисел, колориту инструментального (иллюзорное воспроизведение смычковых, духовых тембров) как признаки музыкальной культуры ХХ века.

         Что особенно привлекает в Александре Сергеевиче – это прямота (открыто высказывает то, что думает, в чем убежден, не считаясь ни с какими приводящими обстоятельствами и соображениями). Есть еще одно коренное качество личности Бабушкина – подвижническое отношение к труду: ни плохое самочувствие, ни болезнь или утомление не могут заставить его нарушить очередное запланированное выступление. Слушатели помнят его выход на сцену Большого зала консерватории с загипсованной до колена ногой – пример творческой одержимости, неуемной жажды исполнительства, трудолюбия, дисциплины (черты, унаследованные от отца – военнослужащего), преданности профессии, направленной на служение Музыке.

         Мне часто приходилось выезжать в ДМШ и ДШИ Астраханской области в качестве члена аттестационной комиссии. Поездки с участием Александра Бабушкина всегда превращались в праздник: он становился «душой компании», вызывал восхищение тем, что удерживал в памяти сотни анекдотов. Незаурядно артистичен в высказываниях (способен молниеносно рождать комплименты, одобрительные реплики, шутливые выражения), в реакциях, поведении (любит внезапные парадоксальные афоризмы, в интонациях речи использует резкие смены subito forte и subito piano, обожает воспроизводить «в ролях» забавные случаи, тосты). Неслучайно он часто выступает в качестве ведущего концертных программ квартета «Скиф», в которых проглядывает присущее ему чувство юмора («Призрак бродит по Европе – призрак балалайки…»). Кроме того, он великолепный рассказчик! Позволю себе пересказ воспоминаний Бабушкина на тему: «Как я полюбил баян». Оказывается, знакомство с инструментом началось с двух с половиной лет. Маленький Саша брал альбом с железной пряжкой и, представляя его баяном, «аккомпанировал» звучащим по радио мелодиям и самозабвенно пел (как мог и что мог!). Умиляясь и помня эти трогательные сцены, родители отдали сына учиться музыке, когда тот подрос.

         Первым инструментом был «Ростов-Дон», доставшийся «по наследству» от дяди, который закончил культпросветучилище (погиб при испытании подлодки). Отец записывал весь репертуар сына в амбарную книгу и заставлял ежедневно проигрывать подряд все разученные пьесы. За допущенные ошибки понижал оценку, иногда лишал детского развлечения – игры в «альчики». А вот возражать или возмущаться было бесполезно – рядом с отцом лежал армейский ремень…

         Всё кардинально изменилось уже в музыкальном училище – родители вставали среди ночи и гнали сына, увлеченно игравшего на баяне, в кровать…

         Окидывая мысленным взором лифт его творческой жизни (1997 – доцент, 1999 – заслуженный артист РФ, 2003 – профессор, с 2004 – по 2016 – декан оркестрового факультета Астраханской консерватории), поражаешься многоликости самовыражения – отличный педагог, виртуоз-инструменталист, замечательный ансамблист, аранжировщик. За этими внешними ступенями восхождения Личности скрыты глубинные штрихи феномена, имя которому Александр Бабушкин. Глядя на него, еще раз убеждаешься, что жизнь дается человеку для любви, для того, чтобы он насыщал положительными эмоциями мир вокруг себя и таким образом позитивно влиял на всю биосистему планеты.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения, профессор


  Версия для слабовидящих