Валентина Михайловна Усольцева
Валентина Михайловна Усольцева
Молодежи с ней всегда интересно общаться, потому что она увлеченный, обаятельный, располагающий к себе человек, беззаветно любящий свою профессию и своих учеников. А то, что на ее концерты многочисленные поклонники спешат в любую погоду, лишний раз подтверждает притягательность ее вокального искусства, ведь Валентина Михайловна Усольцева способна буквально очаровать слушателей своим лирическим сопрано.
Она родилась в Куйбышеве, в многодетной семье Мельниковых, в которой подрастало шестеро детей. Хотя родители не были музыкантами – отец закончил землестроительный техникум, а мать училась в гидрометеорологическом, они были большими любителями пения, причем академического, и воспитывали в своих детях интерес к классической музыке. Между прочим, музыкальная атмосфера в доме поддерживалась отцом, который в молодости брал уроки вокала и игры на гитаре.
Музыкальные способности проявились у Вали в раннем детстве. Когда к ним приходили гости, пятилетнюю девочку родители ставили на табуретку, и она тоненьким голосочком выводила любимые мелодии. Однако родители не предполагали, что их дочь ждет певческая карьера, и выбрали для нее надежную, на их взгляд, профессию швеи. Поэтому после восьмилетки Валентина поступила в швейное училище. Там она активно участвовала в художественной самодеятельности – пела и солировала в хоре. А поскольку у нее обнаружился красивый певческий голос, со способной девушкой стал заниматься вокалом Павел Маркович Рише. Заслуженный артист Украинской ССР, он являлся ведущим солистом-тенором Куйбышевского театра оперы и балета, а, выйдя на пенсию, подрабатывал в самодеятельности.
В составе хора швейного училища Валентина побывала с концертами в Москве. Там ей повезло записаться на Всесоюзном радио с песней Одарки из оперы «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского. Именно после этого у Валентины пробудилось желание заниматься пением профессионально. Сначала она поступила в Ульяновское музыкальное училище, а потом перевелась в Казанское, где попала в класс Н.Н. Лучининой, талантливого педагога и добрейшей души человека (нельзя не вспомнить, что там у нее училась солистка Мариинского театра оперы и балета, меццо-сопрано Лариса Дядькова). Однако, когда Наталья Николаевна переехала в Астрахань, Валентину перевели в класс Клавдии Захаровны Щербининой.
По окончании училища, она пробовала поступить в Московскую консерваторию, однако попытка не увенчалась успехом. Но певица не потеряла надежды на продолжение учебы в вузе и временно устроилась иллюстратором в концертмейстерском классе Казанского музыкального училища, исполняя с учащимися-пианистами разнообразный вокальный репертуар. А в 1974 успешно сдала вступительные экзамены в Астраханскую консерваторию. Приемную комиссию на вокальном отделении возглавляла Н.Н.Лучинина, которая отметила профессиональный рост бывшей воспитанницы и предложила ей учиться в классе молодого педагога И.Я.Маколовой. Надо сказать, что сама Инна Яковлевна обучалась в Астраханской консерватории у Н.И.Лубяновской, но в связи с отъездом педагога в Новосибирскую консерваторию (интересно, что там в ее классе занималась оперная дива 1990-х, солистка Мариинского театра Галина Горчакова), дипломную программу готовила самостоятельно. Закончив вуз с красным дипломом, Маколова, в числе лучших первых выпускников АГК, была оставлена педагогом в alma mater.
Безусловно, Валентине повезло учиться в классе Инны Яковлевны. Все, что Маколова советовала студентке, практически оправдывалось. Молодая певица обретала профессиональную вокальную форму, накапливала ценный репертуар, оттачивала исполнительский стиль. Не случайно уже тогда ее приглашали в филармонические концерты. Старинную музыку она пела с камерным оркестром под управлением Б. Красильникова, а песенный репертуар – с ансамблем народных инструментов «Ивушка», под руководством В.Роммеля (в 1970-е с этим коллективом выступали талантливые студенты консерватории Олег Биктимиров, Анатолий и Александр Бабыкины, впоследствии солисты Большого театра и Самарского театра оперы и балета).
После окончания консерватории Валентине предлагали несколько мест работы, в том числе в Астраханской филармонии. Но она мечтала о театральной сцене и поехала в Красноярский театр музыкальной комедии, где главным дирижером был Л.Гельруд (ныне заслуженный деятель искусств РФ). Молодая, эффектная, профессионально выносливая, Валентина (после замужества Усольцева) сразу же стала ведущей солисткой. За 14 сезонов работы в театре она сыграла во всех спектаклях текущего репертуара: Розалинду в «Летучей мыши», Сафи в «Цыганском бароне» Штрауса; Ганну Главари в «Веселой вдове», Илону в «Цыганской любви» Легара; Нинон в «Фиалке Монмартра», Сильву Вареску в «Королеве чардаша», Теодору Вердье в «Принцессе цирка», Марианну в «Последнем чардаше», Марицу в одноименной оперетте Кальмана; Чаниту в «Поцелуе Чаниты» Милютина, Ларису в «Белой акации» Дунаевского, Кэтти в спектакле «Как вернуть мужа» Ильина и Лукашова, Беатрису в комедии «С любовью не шутят» Гоберника, Флорентину в «Маленькой ночной серенаде» и Жену в «Молчунье» Плешака.
Большим успехом у публики пользовались театрализованные представления, включавшие номера из популярных оперетт. В ревю «Ах, эти женщины», на музыку Оффенбаха, Штрауса, Легара, Кальмана, Валентина исполняла арию Ганны Главари из «Веселой вдовы» Легара, а в попурри «Большой канкан», на музыку зарубежных и отечественных композиторов, – фрагменты из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха и оперетт «Граф Люксембург» Легара и «Сильва» Кальмана.
Даже из простого перечисления партий видно, насколько разные по характеру персонажи должна была создавать певица. И это ей удавалось, поскольку она умела артистически перевоплощаться и передавать голосом оттенки различных чувств, свободно переходя от пения к декламационным репликам и наоборот. А главное, она научилась естественно существовать на сцене, играя без каких-либо опереточных штампов. Именно за это Валентину Усольцеву восторженно принимала разборчивая красноярская публика.
В 1994 Валентина вместе с мужем, пианистом Сергеем Усольцевым, переехала в Астрахань. Сергей Анатольевич, который успешно работал в Красноярском институте искусств, являясь доцентом кафедры специального фортепиано, продолжил педагогическую деятельность в Астраханской консерватории. А Валентина Михайловна, с ее большим исполнительским опытом, начала преподавать на кафедре сольного пения и оперной подготовки. Причем, ей дали вести не только класс по специальности, но и лекционные курсы по методике и истории вокального искусства. Можно представить, насколько трудно было Усольцевой перестроиться на вузовскую педагогическую работу после интенсивной сценической деятельности. Готовясь к лекциям, она штудировала методическую и научно-исследовательскую литературу в области вокального искусства, изучала музыковедческие труды, чтобы самой соответствовать высокому уровню преподавания в вузе. Постепенно определился круг интересов в собственной методической деятельности, особенно когда ей пришлось по совместительству работать в ДМШ №1 и заниматься там с юными вокалистами. Примечательно, что методическую работу В.М. Усольцевой «Практические советы по воспитанию вокального голоса», содержащую целесообразные рекомендации по развитию детских голосов, высоко оценила известная певица, заслуженная артистка РФ, народная артистка Армении Р.П. Лисициан.
За годы работы в Астраханской консерватории Валентина Михайловна прошла путь от преподавателя до доцента (утверждена в 2008), а ныне работает в должности профессора кафедры сольного пения и оперной подготовки. За это время она подготовила в специальном классе более 20 выпускников, некоторые из которых в годы учебы успешно участвовали в международных и всероссийских конкурсах. Среди воспитанников ее класса – Диана Кобцева, солистка театра «Зазеркалье» в Санкт-Петербурге; Александр Дмитриев, солист Челябинского музыкального театра; Сергей Быстров, солист камерного хора Астраханской филармонии. Показательно, что Валентина Михайловна ведет также подготовку ассистентов-стажеров. Под ее руководством совершенствовались: лауреат международных конкурсов, солистка Красноярского театра оперы и балета Анна Киселева и дипломант Международного конкурса Максим Щербицкий, являвшийся солистом Астраханской филармонии (в 2014 уехал в Москву).
Работая в Астрахани, Валентина Михайловна продолжила свою исполнительскую деятельность. В 1995 она стала дипломантом Всероссийского конкурса исполнителей старинных русских романсов, проводившегося во Владимире. Певица регулярно выступает с программами камерной вокальной музыки, поет с различными творческими коллективами консерватории и филармонии: камерным оркестром, Русским оркестром им. В.М.Махова, ансамблями «Концертино», «Виола» и другими инструментальными составами. Событиями музыкальной жизни Астрахани стали ее концерты с пианистом Сергеем Усольцевым. Семейный и творческий тандем позволил супругам создать идеальный камерный ансамбль в исполнении вокальных циклов Ипполитова-Иванова, Гаврилина, Левитина, Мак-Доуэлла. В последнее время Валентина Усольцева выступает с концертмейстером Аллой Дудиной. Их совместной работой стали вечера русского романса, включающие вокальные миниатюры Гурилева, Варламова, Булахова, Глинки, Гречанинова, а также развернутые композиции Чайковского и Рахманинова.По отзывам слушателей, в исполнении Усольцевой и Дудиной покоряет изысканность и нежность гармоничного созвучия голоса и фортепиано, глубокое проникновение в музыкально-поэтическое содержание произведений, благородная манера сценического взаимодействия певицы и концертмейстера.
В последние годы в концертах В.М.Усольцевой принимают участие ее воспитанники – лауреаты и дипломанты различных конкурсов С.Быстров, Е.Карячкина, П.Ковалева и другие. И то, что ученикам доверено петь рядом с мастером, стимулирует молодых певцов к творческому поиску и профессиональному росту.
Мария Мелюкова,
аспирантка кафедры теории и истории музыки АГК