Александр Евгеньевич Чикилов
Александр Евгеньевич Чикилов
(1942-2017)
Прошло много лет, но те, кто слушал 12 мая 1972 года, в большом зале Астраханской консерватории, студенческий камерный оркестр, помнят, с каким филигранным мастерством, непринужденностью и стилистической выверенностью молодые музыканты играли старинную музыку: «Пассакалию» Генделя, «Кончерти гроссо» ре мажор Корелли (солировали М.Чечельницкий, Б.Девякович, Н.Чученко); «Кончерти гроссо» ре минор и скрипичный концерт ля минор Вивальди (солист А.Самойленко); Концерт для клавесина с оркестром фа минор И.С.Баха (солистка В.Теплова) и Концерт для виолончели с оркестром до минор И.Х.Баха (солист Н.Чученко), а также «Дивертисмент» ре мажор Моцарта. В отклике на этот концерт музыковеда-композитора Л.И.Ясоновой сказано: «Перед нами выступил серьезный коллектив. Его участники играют свободно, артистично, до мельчайших подробностей изучив буквально каждый такт. У них единое дыхание трактовки, безупречное интонирование. Оркестр нигде не становится бесстрастным реставратором музыки старых мастеров: в выразительных ее возможностях он ищет … серьезность мысли, благородную сдержанность, драматичность, напоминающие, что их музыка во многом сродни высокому классицизму Корнеля и Расина» (Ясонова Л. От Генделя до Моцарта//Комсомолец Каспия, 1972, 23 мая). А подготовил студенческий камерный оркестр к концерту в двух отделениях старший преподаватель кафедры струнных инструментов А.Е.Чикилов.
Надо сказать, что имя Александра Евгеньевича Чикилова прочно вошло в историю становления Астраханской консерватории. Работая здесь в 1971-1976 гг., он вел класс альта и заложил в АГК основы высокопрофессионального обучения на этом инструменте. Достаточно назвать его выпускников – В.Лотоцкую, Х.Алиева, Г.Чуркина, Г.Зонову, В.Кирпикову, А. Питерского, Г.Ивина, М.Дьячкову.
Важно, что сам А.Е.Чикилов получил прекрасное музыкальное воспитание и образование. Родился он 13 мая 1942 года в селе Пески Ново-Одесского района Николаевской области, в семье служащего. Его отец, участник Великой Отечественной войны Евгений Васильевич Чикилов, работал старшим механиком на судах Николаевского и Одесского портов. Музыкальные способности у сына проявились довольно рано, и мама, Юлия Аркадьевна Чикилова, отдала его учиться в ДМШ №1 города Николаева. Музыкальную школу и общеобразовательную семилетку 14-летний Александр окончил в 1956 году. В это время семья переехала в Одессу, и дальнейшая учеба одаренного юноши проходила в городе, по праву считавшемся «меккой скрипичного искусства». Сначала он поступил в музыкальное училище, а затем – в консерваторию, где занимался по классу альта у профессора М.М.Гринберга (воспитанник Ленинградской консерватории, Михаил Моисеевич стал первым преподавателем альта в Одесской консерватории). Между прочим, Гринберг преподавал и в знаменитой Школе-десятилетке П.С.Столярского (у которого учился Д.Ф.Ойстрах!), поскольку все юные скрипачи должны были осваивать игру на альте. В своем талантливом выпускнике Чикилове прозорливый профессор разглядел педагогический дар, и когда Александр в 1966 году, по окончании консерватории, попробовал свои силы в филармоническом квартете Ялтинской филармонии и Криворожском музыкальном училище, М.М.Гринберг посоветовал ему вернуться в Одессу преподавателем альта в Школе-десятилетке им. П.С.Столярского. А по совместительству предложил работу ассистентом в своем консерваторском классе и концертмейстером группы альтов в камерном оркестре при консерватории.
Однако не смотря на профессиональную востребованность в Одессе, ставшей для него родным городом (после смерти отца в 1966 году, мама, выйдя на заслуженный отдых, оставалась там же, в Одессе), Александр Евгеньевич в 1968 году решился на переезд во Владивосток, пройдя по конкурсу как старший преподаватель классов альта, квартета и камерного ансамбля Дальневосточного института искусств. Именно там, во Владивостоке, альтист Чикилов начал давать сольные концерты. Вот как отзывался о его первом выступлении коллега, скрипач И.Руднев: «Радостно писать о таком музыканте, радостно потому, что впечатления от его исполнения – это впечатления от настоящей музыки, чему особенно способствовало четкое проведение партии фортепиано В.Портным. Серьезность и стремление приобщить слушателей к большому искусству нашло свое отражение не только в самом исполнении, но и в подборе программы: Чакона Баха, Концерт Генделя, Соната ми бемоль мажор Брамса, пьесы Дебюсси, Равеля, Прокофьева. От бессмертных творений великих классиков – к искусству неповторимого сегодня. В чем же мастерство и обаяние молодого музыканта? Думаю, прежде всего в творческом темпераменте, эмоциональной порывистости и благородной сдержанности, в мягком лиризме, в технике исполнителя… Приятно, что среди наших исполнителей, утверждающих «самостоятельность» альта, появился молодой талантливый продолжатель этой тенденции» (Руднев И. Играет Александр Чикилов//Вырезка из газеты. Из личного дела А.Е.Чикилова, в архиве АГК). А из рецензии Я.Стригунова, следует, что альтист представил слушателям еще одну программу в двух отделениях: в первом сыграл сонаты Генделя и Шуберта, а во втором – Сонату Хиндемита и Концертную пьесу Энеску (также с пианистом В.Портным), причем его исполнение «удовлетворило бы самого взыскательного ценителя» (Стригунов Я. Играет Александр Чикилов// Вырезка из газеты. Из личного дела А.Е.Чикилова, в архиве АГК).
Успешная педагогическая работа в музыкальном вузе и интенсивная исполнительская деятельность позволили А.Е.Чикилову в 1970 году поступить в заочную аспирантуру ГМПИ им.Гнесиных, к профессору Г.С.Талаляну. Причем, Генрих Семенович был не только альтистом, но и дирижером, руководителем студенческого камерного оркестра, поэтому, приезжая в Москву на сессию, аспирант Чикилов мог присутствовать на его репетициях с коллективом и перенимать ценный опыт управления оркестром.
Во Владивостоке у него всё складывалось благополучно, с перспективой ученого звания доцента, но необходимость выезжать на учебу в Москву и навещать маму в Одессе подтолкнула Александра Евгеньевича к переезду поближе к центру. Летом 1971 года в газете «Советская культура» он увидел объявление о том, что Астраханская консерватория проводит конкурс на должность преподавателя по классу альта, отослал свои документы и был зачислен в АГК старшим преподавателем по классам альта и квартета. Примечательно, что в Астрахань А.Чикилов приехал одновременно с альтисткой О.Множиной, которую направили сюда по окончании Московской консерватории. Но она проработала в АГК лишь в течение одного учебного года и возвратилась в родную Москву, продолжив учебу в очной аспирантуре. А Чикилов остался в Астрахани, занимаясь не только педагогической, но и исполнительской деятельностью, в том числе как руководитель камерного оркестра. А в сольных концертах он выступал с пианистом М.Чертиным.
Нет необходимости перечислять репертуар альтиста А.Чикилова. Он играл почти всё, что было создано для этого инструмента. Особенно любил сочинения Хиндемита, исполняя которые, с легкостью преодолевал технические сложности, представляя слушателям целостную, продуманную, логически выстроенную интерпретацию авторского замысла.
А летом 1976 года Александр Евгеньевич принял решение покинуть Астрахань. Уехал он в Молдавию, где продолжил свою профессиональную деятельность. Так, известно, что он выступал в составе инструментального ансамбля, исполнявшего старинную музыку в Органном зале, который открылся в Кишиневе, в 1979 году.
Прошли годы, распался Советский Союз. Общение со многими коллегами, оказавшимися за пределами России, оказалось затруднительным или вовсе прервалось…
И вот, скрипач Михаил Чечельницкий, один из первых выпускников Астраханской консерватории, уроженец Одессы, ныне проживающий в Германии, сообщил по соцсетям интернета, что 26 августа, в Бразилии, скончался Александр Евгеньевич Чикилов.
Пусть этот небольшой рассказ станет данью памяти музыканту-альтисту, имя которого навсегда вписано в историю Астраханской государственной консерватории.
Л.П. Власенко,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор