Галина Георгиевна Кострюкова
Галина Георгиевна Кострюкова
Среди педагогов-ветеранов Астраханской консерватории Галина Георгиевна Кострюкова занимает достойное место. Высокий профессионализм, педагогическое мастерство, интенсивная исполнительская и просветительская деятельность способствуют ее авторитету в педагогической и студенческой среде.
Как и многие другие педагоги вуза, открывшегося в Астрахани в 1969 году, Галина Георгиевна приехала издалека. Так же, как и ее коллеги, она прошла все три ступени советского музыкального образования: детскую музыкальную школу (в городе Клинцы Брянской области, где родилась в рабочей семье); музыкальное училище (в городе Орел) и консерваторию (в Новосибирске).
В Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки Галина Кострюкова училась под руководством известного пианиста и композитора, кандидата искусствоведения, профессора В.И. Слонима. Ей повезло испытать благотворное воздействие такой мощной личности, каким был Виссарион Исаакович, воспитанник санкт-петербургской пианистической школы, идущей от А.Н. Есиповой. Гастролирующий пианист, он владел огромным репертуаром. Как композитор был автором трех концертов для фортепиано с оркестром и многочисленных пьес. Склонный к научно-исследовательской работе, защитился как кандидат, а впоследствии – доктор искусствоведения. Своей главной задачей в обучении молодых пианистов педагог-подвижник считал формирование личности исполнителя-пропагандиста. Все его ученики обязательно участвовали в концертно-шефской работе, играя сольные программы на различных площадках города, включая красные уголки рабочих и студенческих общежитий. Концертмейстерскую работу студентов-пианистов Виссарион Исаакович также считал полезной для обогащения кругозора молодых музыкантов, поэтому поддержал желание студентки Кострюковой поработать в консерватории именно в таком качестве.
В 1971 году, по окончании консерватории, Галина Георгиевна возвратилась в родной город, на Брянщину. Однако уже через год, по семейным обстоятельствам, оказалась в городе Сумгаит Азербайджанской ССР, где ее взяли в музыкальное училище преподавателем специального фортепиано. Но и там она оставалась недолго, переехав в 1976 году, вместе с супругом, пианистом Игорем Лотисом, в Астрахань.
В Астраханской консерватории Галина Георгиевна начала вести общее фортепиано. За долгие годы работы она прошла путь от преподавателя до доцента (в ученом звании утверждена в 2000 году), в 1979-1982, без отрыва от производства, обучалась в ассистентуре-стажировке при Горьковской (Нижегородской) консерватории, повышала квалификацию в РАМ им. Гнесиных. Обладая широким кругозором и аналитическими способностями, занималась научно-исследовательской деятельностью (ряд работ опубликован в сборниках научных конференций).
Став заведующей кафедрой общего фортепиано в 1999-м – юбилейном году для Астраханской консерватории, Галина Георгиевна, впервые в АГК, организовала праздничный концерт силами студентов курса общего фортепиано. Посвященный 30-летию консерватории, вечер, который проводился на сцене большого зала, включал исполнение вокальных сочинений и переложений оркестровых произведений В.Власова, С.Слонимского, А.Шнитке, Е.Гохман. В числе участников концерта были студенты: О.Кочеткова, И.Суменкова, И.Белая, Д.Сейталиев, М.Сальникова, Т.Бакулина, М.Вилкова, а также заслуженные артистки России Н.Тарасова и А.Курганова.
Показательно, что тогда же, в 1999-м, студентка Ирина Суменкова (по основной специальности дирижер-хормейстер) стала лауреатом III-ей премии Второго Всероссийского смотра-конкурса по курсу «фортепиано», проводившегося в Москве, а Г.Г. Кострюкова была награждена дипломом «За педагогическое мастерство».
Наряду с преподавательской деятельностью, Галина Георгиевна с самого начала работы в консерватории занимается исполнительством. Еще в феврале 1977 года она приняла участие в творческом вечере композитора Ю.Гонцова, сыграв его «Прелюдию и картину» в фортепианном дуэте с И.Лотисом. Но особенно запомнилось мастерское исполнение Кострюковой «Сонаты с похоронным маршем» В.Екимовского – на авторском концерте во время фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани» (1995 г.). О том, что «Соната» оказалась «козырной картой» в программе того концерта, Екимовский упоминает в «Автомонографии» (Екимовский В. Автомонография. – М.: Композитор, 1997. – С.207).
В число основных творческих достижений пианистки Кострюковой входят сыгранные ею в Астрахани, Горьком (Нижнем Новгороде), Элисте, Махачкале и других городах страны 12 сольных концертов. Среди исполненного – В.А. Моцарт. 12 вариаций до мажор; Л.Бетховен. Соната №11, соч.22; Ф.Шопен. Соната си минор, Соната си-бемоль минор, Фантазия соч.49; Р.Шуман. Первая соната, соч.11; П.И. Чайковский. Думка; С.Рахманинов. Шесть музыкальных моментов; И.Стравинский. Фрагменты из балета «Петрушка» в переложении для фортепиано; С.Прокофьев. Соната №3, Наваждение и многое другое.
Событием музыкальной жизни 2000 года можно назвать концерт Галины Кострюковой с участием актера театра и кино Сергея Штукина. По своей форме это был диалог исполнителей (Женщины и Мужчины), представивших литературно-музыкальную композицию из произведений В.А. Моцарта (Соната ля минор), Л.Бетховена (Соната №31), Ф.Шуберта (Фантазия «Скиталец»), Ф.Шопена (Фантазия фа минор) и стихов о музыке М.Лермонтова («Звуки»), П.Б. Шелли («Музыка»), Н.Заболоцкого («Бетховен») и Е.Винокурова («Музыка»).
О том, что педагогическая и исполнительская деятельность Г.Г. Кострюковой заслуживает высокой оценки, свидетельствует отзыв блестящего пианиста, заслуженного артиста РФ, профессора кафедры специального фортепиано Астраханской консерватории Э.Г. Камалова: «Настоящую творческую атмосферу консерватории могут создавать и создают те педагоги, которые сами находятся в постоянной исполнительской форме, и которые благодаря этому могут и студентам показать пути освоения исполнительского мастерства, приобщения к высокому профессионализму и полной самоотдачи. Благодаря Кострюковой, стенды запестрели афишами концертов студентов возглавляемой ею кафедры. Таким образом, интенсивная исполнительская позиция Галины Георгиевны стала позицией всей кафедры, объединяющей большое число студентов консерватории».
Вызывает глубокое уважение и воспитательная внеучебная работа Г.Г. Кострюковой. Речь идет о постановке музыкальных спектаклей с участием большого числа студентов консерватории. Так, 6 июня 2011 года в малом зале АГК состоялся показ сцен из рок-оперы Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Причем, Галина Георгиевна являлась и продюсером, и режиссером-постановщиком, и концертмейстером. Показательно, что публика с восторгом приняла постановку, аплодируя не только за пение и актерскую игру, но и за оформление сцены. Ровно через год инициативная группа студентов, под руководством Г.Г. Кострюковой, осуществила постановку мюзикла Уэббера «Призрак оперы». На этот раз – в большом зале, с использованием световых эффектов. А весной 2014 Галина Георгиевна удивила астраханских поклонников жанра мюзикла – «Кошками» Уэббера. Оригинальные костюмы, великолепный грим, красочное шоу с танцевальными номерами и световыми спецэффектами в сочетании со слаженным сценическим действием и стильным эстрадным пением – все это не вызвать восторг публики, которая долго не расходилась после спектакля, обмениваясь впечатлениями.
Недаром Г.Г.Кострюкова неоднократно награждалась дипломами, почетными грамотами, благодарственными письмами и получила от Министерства культуры Администрации Астраханской области Грант за достижения в творческой и педагогической работе. Она, несомненно, еще не раз порадует всех нас ярким воплощением своих идей и планов.
Е.Величко,
студентка кафедры сольного пения
и оперной подготовки АГК