Игорь Анатольевич Сметанин
Игорь Анатольевич Сметанин
Впервые астраханская публика увидела его за дирижерским пультом на премьере оперетты Кальмана «Сильва», поставленной творческим объединением оперной студии Астраханской консерватории и филармонии «Музыкальный театр». Тот вечер – 25 октября 1993 года – собрал в филармоническом зале зрителей как никогда, даже проходы были буквально забиты жаждущими попасть на этот спектакль. До сих пор нельзя забыть, какими восторженными несмолкаемыми овациями принимали артистов и постановщиков «Сильвы», особенно главных виновников торжества – режиссера Ларису Химич и дирижера Игоря Сметанина. И надо признать, что Лариса Львовна не ошиблась, когда пригласила музыкальным руководителем этого спектакля молодого дирижера из Удмуртии, где они вместе работали в Ижевском музыкальном театре. Но именно безоговорочный успех первой совместной постановки в Астрахани явился мощным стимулом для последующего творческого содружества Химич и Сметанина во имя создания здесь Музыкального театра. Многие поколения астраханцев мечтали о таком театре, чтобы не только летом, во время гастролей оперно-балетных трупп, но и постоянно иметь возможность наслаждаться шедеврами оперной и балетной классики, погружаться в море чудесной музыки и искрометных шуток любимых оперетт и музыкальных комедий. А днем рождения Астраханского государственного музыкального театра стало 4 мая 1996 года. На премьере-презентации спектакля-ревю «Этот головокружительный день», представленного на большой сцене Летнего гастрольного театра (ныне ДК «Аркадия»), приехавший сюда министр культуры Российской Федерации Евгений Сидоров сказал: «Открыть театр – это подвиг. Но театр в Астрахани обязан был появиться, ибо здесь незримо витает дух Собинова, Шаляпина, Барсовой, Максаковой…». А губернатор области Анатолий Гужвин поздравления в адрес артистов, вышедших на поклон в полном составе, завершил неожиданными словами: «Игорь Сметанин – находка для Астрахани».
Нет необходимости ворошить, через какие трудности прошел новорожденный театр, который вначале не имел даже своего здания, арендуя Летний гастрольный у филармонии, а получив его в собственность, из-за скудного финансирования, а временами вовсе без средств, мучился, чтобы приспособить эту железобетонную махину к работе в зимних условиях. Но публика, словно забыв – что именно «начинается с вешалки», прощала полюбившийся театр за все элементарные неудобства (отсутствие гардероба, фойе, где можно было побродить в антракте и т.д.). И было за что прощать: за первые 7 сезонов, когда театр возглавляли его создатели Химич и Сметанин, было поставлено около 30 спектаклей, включая «Севильский цирюльник» Россини, «Летучую мышь» Штрауса, «Прекрасную Елену» Оффенбаха», «Донну Люцию» Фельцмана, «Принцессу цирка» Кальмана, «Царскую невесту» Римского-Корсакова, «Алеко» Рахманинова, «Сельскую честь» Масканьи, «Хануму» Канчели, «Травиату» Верди», «Похищение из Сераля» Моцарта. К тому же неугомонный по натуре Сметанин открыл при театре «Музыкальный салон», регулярно знакомивший слушателей с исполнительским творчеством солистов – певцов оперной труппы и артистов театрального симфонического оркестра. Продуманные абонементные концерты оркестра, с участием солистов и театрального хора, а также юных музыкантов Астрахани (в программах «Дебют») довольно скоро завоевали признание широкой аудитории, упрочив ведущее положение Музыкального театра в культурной жизни Астрахани. Причем, и в оркестре, и в хоре, и среди певцов-солистов молодого театра в основном были выпускники и студенты, а также педагоги Астраханской консерватории.
Осенью 2002 года, когда в Музыкальном театре отмечалось 50-летие Сметанина (в свой бенефис он дирижировал балетом «Жизель» Адана), Игорь Анатольевич был удостоен театральной премии им. Лины Самборской. Поздравляя коллегу, Лариса Химич сказала: «В нашем творческом мире мало осталось людей, которые, раз в жизни выбрав профессию, остались ей верны навсегда. Игорь Анатольевич именно из этой редкой плеяды. Он очень требователен к себе и к тем, кто с ним работает. Это правильно, потому что людей нужно учить не одним пряником. Он человек слова и чести, скромно делает большое дело, переворачивая такую груду, о которой знают только те, кто рядом. Он и на работе, и дома не может жить без музыки. Театр наш – это его детище. Он его родоначальник и главный постановщик. Мне как коллеге хочется пожелать ему терпения. К сожалению, многие, наблюдая за его творчеством, не видят или не хотят видеть его труд. А как важно почаще говорить человеку больше теплых слов! Пожелаю ему твердости духа, здоровья, за которым он совсем не следит, бережного отношения к себе. А в общем – так держать!» (цит.: Багаева Л. Браво, Маэстро! // Астраханский мир.-2002.-30 октября). Сегодня эти добрые пожелания Ларисы Львовны воспринимаются как духовное завещание большого мастера сцены, каким она была. К слову, осенью того же года Химич возвратилась в Ижевск, где работала ранее режиссером музыкального театра, и продолжила творческую деятельность в качестве главного режиссера-постановщика. Ее жизнь оборвалась ночью 15 октября 2008 года, когда на пешеходном переходе она попала под колеса пьяного водителя.
А Сметанин оставался в Астраханском музыкальном театре еще в течение года. С Михаилом Панджавидзе, молодым режиссером Большого театра, сменившем в АГМТ Ларису Химич, Игорь Анатольевич выступил дирижером-постановщиком в таких спектаклях, как «Тоска» Пуччини, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского. Однако, не в силах примириться с несправедливым отстранением Ларисы Львовны от работы в театре, который они создавали совместными усилиями, Сметанин решил покинуть Астрахань. В декабре 2003 года он принял предложение Химич возвратиться в Ижевский музыкальный театр дирижером-постановщиком.
Там, в Ижевске, где у него оставалась семья, обожаемая дочь Александрина, Сметанин, наряду с работой в музыкальном театре, возглавил Государственный концертный оркестр «Арсенал-Бенд». Для этого коллектива, репертуар которого включал произведения от классики до рок-музыки, он сделал немало аранжировок популярных хитов зарубежного и отечественного кино. Важно, что на концертах оркестра, программу которых опытный дирижер формировал с учетом ненавязчивого воспитания музыкального вкуса слушателей, недостатка в публике не было. Примечательно, что почетное звание заслуженного деятеля искусств Удмуртской республики И.А. Сметанин получил уже в 2004 году.
И все же Астрахань глубоко запала ему в сердце, если в декабре 2009 он откликнулся на телефонные звонки ректора Астраханской консерватории, профессора А.В.Мостыканова. Александр Валентинович настоятельно приглашал Сметанина руководителем студенческого симфонического оркестра и преподавателем класса оперно-симфонического дирижирования (открывшегося в 2009-2010 уч. году). Дело в том, что после безвременной кончины заслуженного артиста РФ, профессора Ф.Я. Сепкулова, проработавшего в АГК тридцать лет, вуз крайне нуждался в опытном специалисте, способном на высоком уровне решать сложные задачи подготовки дирижеров оперно-симфонического оркестра. К счастью, Игорь Анатольевич согласился и с февраля 2010 года приступил к работе в консерватории.
Здесь уместно приостановиться и сказать, каким образом происходило формирование его творческой личности.
Игорь Анатольевич родился 12 октября 1952 года в Новосибирске, в семье служащего. Отец, Анатолий Кузьмич Сметанин, был инженером-связистом, воевал в составе Сибирской дивизии, пройдя путь от Москвы до Берлина, награждался медалями и орденами (он умер в 1992 в возрасте 80 лет). Мама, Лидия Трофимовна, технолог по профессии, после рождения детей – дочери и сына, стала домохозяйкой. Сейчас ей за 90, но она хорошо помнит, как ее, девчонку с Херсонщины, фашисты угнали в Германию, где она, будучи по существу рабыней, трудилась от зари до зари на заводе. Там, в неволе, Лидия научилась свободно говорить по-немецки. Между прочим, родители Игоря встретились в Берлине – бравый советский офицер и худенькая девушка, с надеждой смотревшая на своего освободителя. И он действительно помог ей, устроив переводчицей в своей воинской части. С того времени они не расставались. А после войны семья поселилась в Новосибирске. Воспитывая детей, Лидия Трофимовна заботилась об их эстетическом развитии, поэтому и дочь, и сын учились в музыкальной школе.
Интересно, что Игорь в ДМШ и музыкальном училище обучался по классу скрипки. Однако в Новосибирской консерватории продолжил учиться в классе хорового дирижирования, занимаясь под руководством Бориса Самуиловича Певзнера (воспитанника выдающегося хорового дирижера В.Н.Минина). Дело в том, что еще с училищных лет, играя в оркестре, Сметанин, как говорится, прикипел душой к дирижированию. В мечтах он представлял себя оперно-симфоническим дирижером. Но поступать после училища сразу на эту сложную специальность не рискнул. Зато учеба на дирижерско-хоровом отделении помогла ему приобщиться к управлению вокально-хоровым коллективом, овладеть выразительным «певучим» жестом, изучить огромный хоровой репертуар – от музыки эпохи Возрождения до авангардных опусов современных композиторов. После окончания консерватории, когда Игорь Анатольевич служил в Советской Армии, являясь хормейстером и артистом хора Новосибирского ансамбля песни и пляски Сибирского военного округа, полученные знания ой-как ему пригодились. А демобилизовавшись, Сметанин продолжил преподавать в ДМШ №1, где начинал работать еще в студенчестве (сам он закончил эту же школу, славящуюся такими воспитанниками, как Э.Грач, В.Репин). Кроме того, его пригласили в Новосибирский педагогический институт, на отделение подготовки учителей начальных классов. И если в ДМШ Игорь Анатольевич руководил камерным оркестром учащихся, то в институте – студенческим хором. Словом, послевузовскую практику прошел в полном объеме. Но его не оставляла мысль о профессионально совершенствовании, и в 1981 он поехал в Киев – учиться в классе оперно-симфонического дирижирования, под руководством народного артиста Украинской ССР, профессора В.Б. Гнедаша. Следует заметить, что супруга Игоря Анатольевича (он женился в 1978 году) с пониманием отнеслась к его решению заниматься в консерватории на очном отделении.
В годы учебы в Киеве (1981-1985) И.А.Сметанин не только теоретически, но и практически осваивал избранную специальность. Его творческий наставник Вадим Борисович Гнедаш, руководивший Заслуженным академическим симфоническим оркестром Национальной радиокомпании Украины, взял Сметанина дирижером-ассистентом. В тот период Игорь Анатольевич досконально изучал зарубежную и отечественную симфоническую музыку, нередко дирижировал сочинениями украинских композиторов. Вместе с тем, он постоянно ходил на репетиции Государственного симфонического оркестра Украины, которым руководил С.В.Турчак, регулярно бывал на репетициях в Киевском театре оперы и балета (еще в 1970-е, приезжая в Киев погостить у родственников, Игорь слушал здесь спектакли под управлением выдающегося дирижера Константина Симеонова). На всю жизнь Сметанин сохранил и воспоминания о том, как в 1982 году, за год до смерти, в Киев приезжал Игорь Маркевич. Это была последняя гастроль всемирно известного итальянского и французского дирижера (русского происхождения) по Советскому Союзу и, как оказалось, – прощание с родным Киевом (он родился здесь в 1912 году). Во время мастер-класса Маркевич дирижировал сюитой «Шехеразада» Римского-Корсакова. На пульте у него лежала «карманная» партитура, и это доставляло маэстро некоторые неудобства. А так как у Сметанина, сидевшего в зале в первом ряду, в руках было издание большого формата, он предложил дирижеру свой экземпляр, и Маркевич с благодарностью поменял партитуру, а отдавая, оставил на полях памятный автограф.
Закончив Киевскую консерваторию за четыре года, И.А. Сметанин в 1985 году поехал работать в Ижевский музыкальный театр. Почему он выбрал это место, хотя ему были и другие предложения? Дело в том, что именно с Ижевском тесно связана история рода Сметаниных. Там, в 1912 году, в семье члена Городской Думы, мещанина Кузьмы Сметанина, родился Анатолий – отец Игоря. Впоследствии Сметанины переехали на Алтай, где Анатолий Кузьмич, уже как идейно убежденный комсомолец, организовывал колхозы, учился в техникуме связи. А его отец, когда-то заседавший в Городской Думе, в 1937 году был репрессирован и расстрелян…
Несомненно, в каждом человеке живет родовая память, которая пробуждается в определенные жизненные моменты и влияет на судьбу. Вероятно, так случилось и в жизни Игоря Анатольевича, который предпочел поехать в далекий Ижевск, чем остаться в Киеве и жить, по сути, в центре Европы.
Начав вторым дирижером в Ижевском музыкальном театре, он сразу активно включился в текущий репертуар, в котором были «Евгений Онегин» Чайковского, «Травиата» Верди, «Кармен» Бизе и другие оперные спектакли, а также большое количество классических зарубежных и советских оперетт. Кроме того, в Ижевске ему приходилось дирижировать и симфоническими программами. Продолжая совершенствоваться как оперно-симфонический дирижер, И.А. Сметанин в 1980-е стажировался в Творческой лаборатории при Большом театре, под руководством народного артиста СССР, главного дирижера и художественного руководителя ГАБТ А.Н.Лазарева, а в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М.Кирова – под руководством народного артиста СССР, тогда главного дирижера и художественного руководителя театра Ю.Х.Темирканова. В 1990-е Игорь Анатольевич повторно занимался в Творческой лаборатории ГАБТ, руководимой народным артистом РСФСР М.Ф. Эрмлером.
Одновременно с работой в Удмуртии Игорь Анатольевич несколько сезонов являлся приглашенным дирижером в Пермском театре оперы и балета, где, кроме «Евгения Онегина», а также вердиевских «Травиаты», «Риголетто» и «Бал-маскарада», дирижировал балетами «Щелкунчик» Чайковского и «Спартак» Хачатуряна. А с 1993 года Сметанин стал гастролировать в Астрахани, завершив временное пребывание здесь созданием (совместно с Ларисой Химич) музыкального театра.
Таким образом, до работы в Астраханской консерватории Игорь Анатольевич прошел большой путь в оперно-симфоническом искусстве. И хотя его многолетняя творческая деятельность (свыше 40 спектаклей, дирижером-постановщиком которых он являлся в музыкальных театрах страны, в том числе созданном им Астраханском; более 50 программ инструментально-симфонической музыки в исполнении различных оркестров России и Украины) на настоящий момент отмечена лишь званием заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики, а также Губернаторской театральной премией им. Лины Самборской и почетным знаком «За заслуги перед Астраханской областью», – по своим достижениям он достоин признания на самом высоком уровне.
И даже в Астраханской консерватории, за сравнительно короткий срок, И.А.Сметаниным сделано немало. Под его руководством был осуществлен первый выпуск оперно-симфонических дирижеров. Причем, его воспитанник Алексей Родионов успешно дебютировал в Астраханском театре оперы и балета как дирижер-постановщик танго-оперы “Мария де Буэнос-Айрес” Пьяццоллы (в настоящее время А.Родионов – иерей православной церкви). Кроме того, в классе И.А.Сметанина прошел профессиональную переподготовку дирижер камерного оркестра Астраханской филармонии Д.Костылёв.
Ярким событием музыкальной жизни Астрахани стало выступление студенческого оркестра под управлением И.Сметанина – с участием лауреатов Всероссийского конкурса им. В.Барсовой и Открытого Всероссийского конкурса студентов-вокалистов им. М.Максаковой. Этот незабываемый концерт проводился в рамках ХI Международного фестиваля вокального искусства им. Барсовой и Максаковой и вызвал восторженные отклики астраханской публики. А на ХII Фестивале им. Барсовой и Максаковой с симфоническим оркестром, под руководством Сметанина, блестяще выступили финалисты проекта «Большая опера» телеканала «Культура» – лауреаты всероссийских и международных конкурсов Мария Пахарь (солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) и Сергей Плюснин (приглашенный солист Большого театра).
Большой интерес общественности города вызвали концерты, в которых И.А. Сметанин представил литературно-музыкальные композиции, с участием симфонического оркестра, сводного хора консерватории и филармонии и певцов-солистов. Программа «Нам дороги эти позабыть нельзя» посвящалась 65-летию Великой Победы, а литературно-музыкальное действо «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…» – 200-летию Бородинского сражения. Присутствовавшие на этих концертах стоя аплодировали исполнителям, выражая благодарность дирижеру-постановщику бурными овациями.
Незабываемым стало и первое исполнение в Астрахани оратории “На страже мира” Прокофьева творческими силами нашей консерватории (студенческий хор, детский хор ДМШ при консерватории, симфонический оркестр, чтец Д.Буваев), с участием хоровых коллективов города (камерный хор филармонии, юношеский хор музыкального колледжа им. М.П.Мусоргского, хор ДМШ №1) и солистов: лауреата международных конкурсов Н.Воробьевой (партия контральто) и ее воспитанника – учащегося ДШИ им. М.П.Максаковой Коли Жукова. Так что, Год Прокофьева, объявленный в нашей стране в 2016 г.,в связи с празднованием 125-летия великого композитора, астраханские музыканты, под руководством дирижера Игоря Сметанина (в творческом тандеме с главным хормейстером проекта Татьяной Рекичинской), отметили весьма достойно. Об этом говорили не только наши постоянные слушатели, но и многочисленные гости – члены жюри и участники III Международного конкурса вокалистов им. М.П.Максаковой, торжественное открытие которого (18 ноября 2016 г.) увенчалось исполнением шедевра советской музыки.
Следует подчеркнуть, что как руководитель симфонического оркестра консерватории Игорь Анатольевич способствует профессиональному росту творческой молодежи. Он нередко включает в свой дирижерский репертуар различные инструментальные концерты, солистами в которых являются молодые исполнители. К примеру, в Концерте для скрипки с оркестром Сибелиуса солировал лауреат Международного и всероссийских конкурсов С.Романов; в Концертино для кларнета с оркестром Вебера – И.Сусляков; в Концерте для виолончели с оркестром Гайдна – Н.Романов. Вместе с тем, с оркестром играют и мастера – заслуженный артист РФ, профессор С.А. Усольцев исполнил Концерт №20 Моцарта, а в дуэте с заслуженным деятелем искусств Татарстана, профессором Л.Б. Леонтьевой – Двойной концерт №10 Моцарта; профессор И.А. Барабанова и солист симфонического оркестра г. Хайфы (Израиль), профессор В.Р. Шмуленсон сыграли Концерт для двух скрипок Баха; лауреат Международного конкурса, доцент И.С. Михайлов солировал в Концерте №21 Моцарта.
Профессиональный уровень студенческого оркестра, возглавляемого И.А. Сметаниным, позволяет Астраханской консерватории осуществлять международные творческие связи. Так, весной 2014 в большом зале консерватории состоялись концерты гастролирующих дирижеров – Йорна Фоссхейма (Норвегия) и Йохана Микаэля Каца (Великобритания). Следуя их пожеланиям, Игорь Анатольевич проделал большую работу по разучиванию довольно сложной программы. Так, Й.Фоссхейм дирижировал Концерт для тромбона с оркестром Л.Грёндаля (солировал Т.Гайсин) и Симфонию №9 «Из Нового Света» А.Дворжака; а Й.М. Кац – Симфонию №1 Н.Ракова (исполнялись 3, 4 части), Сюиту на народные темы Уильямса и Вариации для симфонического оркестра «Энигма» Э.Элгара.
Кроме работы с оркестром, И.А. Сметанин является дирижером оперного класса, помогая студентам-вокалистам приобщаться к музыкально-театральной деятельности и подтверждать квалификацию оперных певцов во время Государственной аттестации. Так, выпускники 2014 года, под управлением И.А. Сметанина, убедительно представили на сцене малого зала фрагменты из «Алеко» Рахманинова (режиссер Д.Б. Карыгин).
К вышесказанному следует также добавить, что Игорь Анатольевич с 2011 года возглавляет кафедру струнных инструментов. В должности заведующего он был одним из организаторов и членов жюри II Международного конкурса исполнителей на струнных смычковых инструментах, проводившегося на базе АГК в 2013 году. В связи с этим нельзя не вспомнить, что тогда же состоялись мастер-классы членов жюри – председателя, профессора – виолончелиста М.Курицкого (Москва), скрипача В.Шмуленсона (Израиль), альтиста Х.Алиева (Санкт-Петербург).
Внешне сдержанный, интеллигентнейший человек, И.А. Сметанин душой и сердцем болеет за дело, которому преданно служит всю свою жизнь. И, конечно, как опытный оперно-симфонический дирижер, Игорь Анатольевич мечтает о камерном музыкальном театре при консерватории. Дай Бог, чтобы это осуществилось!
Л.П. Власенко,
зав. кафедрой хорового дирижирования АГК,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор