Владимир Николаевич Горчаков

Владимир Николаевич Горчаков

(1940-1993)

Сейчас, когда Астраханская государственная филармония отмечает свое 80-летие, нельзя не вспомнить о В.Н.Горчакове, который проработал здесь почти четверть века и первым из певцов-солистов АГФ удостоился почетного звания заслуженного артиста России (РСФСР).

Владимир Николаевич появился в Астрахани в 1968 г., после того, как попробовал себя в качестве концертного исполнителя в Одесской филармонии. Надо сказать, что туда он был направлен по окончании в 1966 г. Новосибирского музыкального училища. Причем, еще в училищные годы перспективный вокалист стажировался в группе молодых солистов Новосибирского академического театра оперы и балета. Так что в Астраханскую филармонию устраивался не новичок, а уже достаточно опытный певец, обладающий репертуарным запасом. Сначала его зачислили солистом эстрадной бригады, а вскоре перевели в музыкальный лекторий. И он сразу же показал возможности исполнять не только песенный, но и классический репертуар – романсы и арии из опер русских и зарубежных композиторов. Но особенно ему удавались песни патриотического содержания, поэтому он стал постоянным участником сборных концертов, посвященных знаменательным событиям общественной жизни. Немаловажно было и то, что само появление на сцене высокого, статного певца-баритона с великолепной внешностью и благородной манерой пения невольно воспитывало эстетический вкус слушателей.

В 1960-е в Астрахани регулярно проводился фестиваль-конкурс поволжских городов «Каспийские зори», под председательством народной артистки СССР М.П.Максаковой, и певцы филармонии принимали в нем участие. Так, на IV фестивале «Каспийские зори – 1969» Владимир Горчаков, с песнями на рыбацкую тематику, удостоился лауреатского диплома. А в заключительном концерте мощно исполнил «Эй, ухнем» в обработке Колкера. Именно после успеха на этом фестивале Горчаков уехал в Ленинград, где был принят в областную филармонию и проработал там до весны 1973 г. Но когда пришла пора выбрать постоянное местожительство, Владимир Николаевич решил возвратиться в полюбившийся ему волжский город и продолжить творческую деятельность в филармонии. Таким образом, Астрахань стала родной пристанью для певца. И, словно в знак благодарности гостеприимному городу, солист музыкального лектория Астраханской филармонии Горчаков летом 1973 года вновь блеснул на фестивале «Каспийские зори», в очередной раз став лауреатом песенного состязания (на этот раз жюри возглавлял заслуженный деятель искусств Удмуртской АССР К.С.Лисицын).

В 1970-е певческий талант В.Н.Горчакова раскрылся в интересных тематических программах Астраханской филармонии, как, например, «Товарищ песня», «Живые, пойте о нас», «Голос юности нашей», «Шекспир и музыка», «Пушкин и музыка», «Горький и музыка», «Гайдар и музыка», «Ленинской премии удостоены», «Первое путешествие в страну Музыки», «Как дружат книги и музыка», «Музыка в семье Ульяновых», «Песни о юных героях». Причем, в некоторых из этих программ он выступал и с художественным словом, выразительно читая стихи.

В «золотом» репертуаре певца постепенно закрепились известные оперные арии: Фигаро из «Свадьбы Фигаро» и Дон Жуана из одноименной оперы Моцарта, куплеты Тореадора из «Кармен» Бизе, каватина Валентина из «Фауста» Гуно, ария Риголетто из одноименной оперы и Кредо Яго из «Отелло» Верди, ария Грязного из «Царской невесты» и ариозо Мизгиря из «Снегурочки Римского-Корсакова, ария Князя Игоря из одноименной оперы Бородина, ария Роберта из «Иоланты», ариозо Онегина из «Евгения Онегина» и Мазепы из оперы «Мазепа», а также баллада Томского из «Пиковой дамы» Чайковского, каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова. Просвещенные слушатели отмечали содержательные интерпретации певца в исполнении романсов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова. С большой эмоциональной отдачей и глубиной проникновения в философско-поэтические тексты он пел «Сонеты Шекспира» Кабалевского (в переводах Маршака). И, конечно, Горчаков покорял искренностью чувств и богатством интонаций голоса в исполнении народных песен и песен советских композиторов. В памяти осталось, как тревожно звучал его баритон в песне Меремкулова на слова Кочеткова «Живые, пойте о нас», написанной к 35-летию Великой Победы! С этой пламенной песней, в сопровождении великолепного концертмейстера Татьяны Базовой, Владимир Горчаков выступал неоднократно, после того, как в первый раз исполнил ее на композиторском Пленуме в городе-герое Волгограде.

В 1979 г., когда в Астраханской консерватории проводились Государственные экзамены, Владимир Николаевич буквально спас дипломника кафедры хорового дирижирования Олега Скопина, в программу которого входила «Весна» Рахманинова, а баритоновое соло было под угрозой срыва (певец, который ранее согласился петь эту партию, внезапно устранился, мотивируя простудой). Вспоминается, как самозабвенно репетировал Горчаков, чтобы не просто спеть, а вжиться в роль солиста как драматический артист. Неслучайно по окончании выступлений выпускников с хором председатель комиссии – известный композитор, педагог Ленинградской консерватории Геннадий Белов публично выразил восхищение исполнением кантаты Рахманинова и поставил моему талантливому воспитаннику Олегу Скопину оценку «пять с плюсом»!

Интересно, что в том же году В.Н.Горчаков осуществил свою давнюю мечту получить высшее образование. По результатам приемных экзаменов, он был принят в Астраханскую консерваторию как вокалист, причем, в порядке исключения, – на заочную форму обучения (ходатайство местных властей об этом направлялось в Управление учебных заведений Министерства культуры РСФСР). Владимиру Николаевичу было уже под 40 лет, когда он начал осваивать обширную вузовскую учебную программу. Слава Богу, Горчаков отличался завидной работоспособностью и ответственным отношением к изучаемым предметам и не спасовал перед трудностями, которые возникали в процессе учебы. Примечательно, что по специальности он занимался у нескольких педагогов, и от каждого старался взять что-то полезное для своего профессионального совершенствования. Вначале попал в класс М.С.Ярешко (она в то время являлась зав. кафедрой сольного пения), а после ее отъезда из Астрахани в Саратов – к В.А.Воронову (в тот момент он возглавлял АГК), но и в этом классе Горчаков долго не задержался (по причине возвращения Владимира Александровича в Казань). Хорошо, что на старших курсах он был зачислен к И.Я.Маколовой. Любопытно, что сама Инна Яковлевна закончила Астраханскую консерваторию в числе студентов первого выпуска. Причем, готовила госпрограмму по специальности самостоятельно, потому что ее педагог Н.И.Лубяновская в 1973 г. уехала из Астрахани в Новосибирск., а что-либо менять в полученной вокальной школе Инна Маколова не хотела (поэтому отказалась прикрепиться к другому педагогу). Так вот, в Новосибирской консерватории, в 1980-е, в классе Нины Ивановны Лубяновской обучалась дочь Владимира Николаевича Галина Горчакова. Та самая оперная дива, которая, являясь солисткой знаменитого Мариинского оперного театра, после исполнения партии Ренаты в опере «Огненный ангел» Прокофьева (в совместной постановке с «Ковент-Гарден») удостоилась от Лондонской академии музыки титула «Лучшая оперная певица 1994 года», а в 1995 г. получила почетное звание заслуженной артистки России. К великому сожалению, до мировых триумфов Галины Горчаковой, которую итальянцы назвали La Splendida (Величественная), Владимир Николаевич не успел дожить. А вот в представлении к почетному званию он опередил дочь, потому что заслуженного артиста России ему присвоили в 1983 г. Так что на Государственном экзамене по сольному пению, в июне 1984 г., дипломник В.Н. Горчаков выступал уже как титулованный певец. Однако это ничуть не смутило строгую комиссию, возглавляемую заслуженной артисткой РСФСР, доцентом ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных М.А.Бондарь. Несмотря на то, что в программу Горчакова входили 4 оперные арии (Генделя, Леонкавалло, Мусоргского и Хренникова), а также романсы Вольфа, Рубинштейна, Кабалевского и народная песня, он получил лишь оценку «хорошо», с присвоением единственной квалификации – концертного певца. При этом в характеристике именитого дипломника, подписанной зав.кафедрой В.М.Большаковой и педагогом по специальности И.Я.Маколовой, в частности, было написано, что у В.Н.Горчакова – «лирико-драматический баритон полного диапазона. Он обладает ярко выраженным артистическим темпераментом, эмоциональностью, умеет контактировать с публикой, начитан, грамотен. Природа голоса отличная, но в обучении были сложности: смена педагогов, большая напетость репертуара неклассического плана. Во время обучения принимал участие в работе оперного класса, в отрывках из опер «Свадьба Фигаро» Моцарта и «Зори здесь тихие» Молчанова».

А через год после окончания консерватории Владимиру Николаевичу представилась возможность исполнить целиком партию сержанта Васкова в опере «Зори здесь тихие». Этот незабываемый спектакль был подготовлен силами оперной студии при АГК, с участием солистов, хора и симфонического оркестра. Режиссером являлась талантливейшая выпускница Ленинградской консерватории Лариса Химич, дирижером – музыкальный руководитель студии Фарид Сепкулов. Премьера постановки оперы Молчанова состоялась в канун празднования 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В переполненном зрителями Астраханском драматическом театре, на сцене которого и в зале разворачивалось динамичное действие оперного спектакля, в первых рядах партера сидели ветераны войны, которые не стеснялись слез…

В одном из своих интервью Галина Владимировна Горчакова рассказала, что она происходит из княжеского рода, корни которого – в Санкт-Петербурге, где Горчаковых осталось немного. Но она не знает, как ее предки оказались в Сибири. Сама она родилась в Новокузнецке, по ее словам, в семье оперных певцов. А когда ей было лет 5, переехала с родителями в Новосибирск. Там она и получила свое музыкальное воспитание и образование. Из воспоминаний раннего детства у нее сохранилось то, как ее дедушка реставрировал старинные фолианты (Галина Горчакова: Русских певцов за границей любят и боятся. Беседовала Светлана Цыганкова// газета «Труд», 25 июля 2005 г.).

А Владимир Николаевич Горчаков родился 11 июня 1940 г. в селе Тогул, Тогульского района Алтайского края. Отец его, Николай Федосеевич Горчаков, также родом из этого села, с июля 1941 г. воевал в составе одной из стрелковых дивизий, в санитарном батальоне. В октябре 1943 г. за то, что под огнем противника вынес с поля боя 21 бойца, с офицерами и их личным оружием, красноармеец Н.Ф.Горчаков был награжден медалью «За отвагу» (эти сведения имеются на сайте «Подвиг народа» Министерства обороны РФ). Умер Николай Федосеевич в 1966 г., в 60-летнем возрасте. А о своей маме, Марии Ивановне Горчаковой, Владимир Николаевич в автобиографии, которую он написал в 1979 г., при поступлении в Астраханскую консерваторию (хранится в его Личном деле в архиве АГК), сказал лишь то, что она – пенсионерка. И там же указал, что в Астрахани он создал новую семью, в которой родилась дочь…

Жизнь концертного певца, заслуженного артиста России В.Н.Горчакова была недолгой, он умер в 1993 г., испытывая тяжкие муки от последствий разбойного нападения. Но в нашей памяти Владимир Горчаков остался все тем же стройным красавцем (теперь можно сказать, потомственным дворянином), каждый сценический выход которого был желанным для его многочисленных почитателей.

Л.П. Власенко,

зав. кафедрой хорового дирижирования АГК,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор


  Версия для слабовидящих