Андрей Анатольевич Антонов

        Андрей Анатольевич Антонов

          Однажды в 1991 году Андрей Антонов, тогда студент III курса Астраханской консерватории, пришел с интересной идеей-предложением – студентам-вокалистам, на семинарах по истории русской музыки, иллюстрировать ответы исполнением романсов русских композиторов. Предложение, естественно, было принято. И это были незабываемые занятия. Студенты с энтузиазмом откликнулись на призыв и с удовольствием слушали «классные» выступления друг друга. Конечно, то, как пел Антонов – «Ночной смотр» Глинки, «Мельника» Даргомыжского», «Семинариста» Мусоргского и многое другое, было настолько глубоко прочувствовано и артистично подано, что его хотелось слушать без конца. Недаром он еще в студенческие годы, занимаясь в классе заслуженного артиста России, профессора (тогда только доцента) В.Н. Белюсенко, стал дважды лауреатом международных конкурсов: камерного пения «Янтарный соловей» (Калининград, 1992) и молодых оперных певцов им. Б.Рубашкина (Омск, 1993).

         Прошли годы (правда, не так уж много лет), и Андрей Антонов стал известным оперным певцом, заслуженным артистом РФ, лауреатом большого числа вокальных конкурсов (им. Глинки, им. Монюшко, им. Свиридова и др.), ведущим солистом Самарского театра оперы и балета, приглашенным солистом «Новой оперы» и «Геликон-опера», участником всевозможных культурных акций и фестивалей за рубежом и в своем отечестве (в том числе Международного фестиваля вокального искусства им. М.Максаковой и В.Барсовой). А чего, например, стоило исполнение им в 1999 году главной партии в премьерном спектакле – опере Слонимского «Видения Иоанна Грозного», притом, что ставил спектакль знаменитый режиссер Стуруа, а за дирижерским пультом стоял несравненный Ростропович! Да разве перечислишь все то, что уже спел и сыграл Андрей, обладатель великолепного голоса – баса, в звучании которого покоряет и виртуозность, и благородство тона, и легкость преодоления тесситурных трудностей более чем двухоктавного диапазона. Не случайно Антонов – постоянный участник Международного фестиваля «Басы ХХI века».

         А как он пришел к такому профессиональному успеху и каким был в самом начале пути в большое искусство?

         Родился будущий певец в 1967 году в городе-герое Волгограде. Сколько себя помнит, столько и поет. На утренниках в детском саду «сорвал» первые аплодисменты песенкой крокодила Гены. Потом пел дискантом в хоре Дворца культуры Волгоградского тракторного завода. Поступил в музыкальную школу по классу аккордеона (для серьезных занятий по фортепиано был уже переростком), но не проявлял особого интереса к этому инструменту, а вот в хоре, которым руководила С.В. Давиденко, чувствовал себя «как в своей тарелке». Чем старше он становился, тем ниже «опускался» его голос, и вот он уже перешел в альтовую партию, не затрудняясь держать второй голос (что, поверьте, не так легко, когда детский хор поет a cappella). А тут подоспело окончание восьмилетки в средней школе, и родители отдали сына в техникум, да еще торговый. Вот какой «зигзаг удачи» после увлеченных занятий музыкой! Но он тогда был слишком молод, чтобы учиться в музыкальном училище на вокальном отделении (басы формируются позже, чем другие типы голосов), а посему не стал сопротивляться родительской воле. Но, закончив техникум, поставил на этом жирную точку: никакого желания «торговать» он не испытывал. Выручил его призыв на армейскую службу. Конечно, стройбат в Подмосковье – это не ансамбль песни и пляски, но самодеятельность там все же существовала, и он смело выходил петь, не обращая внимания, нравится это кому-то или нет (в конце концов он «достучался» до каждого, и его стали слушать с интересом). А, получив увольнительную, вырвался в Москву и зашел в Гнесинку – прослушаться у вокалистов, но там ему посоветовали сначала поучиться в музыкальном училище. В общем, из армии он возвратился возмужавшим и твердо сказал отцу, что хочет стать настоящим певцом, поэтому будет поступать на вокальное отделение музыкального училища или сразу консерватории, как повезет. И тут в происходящее властно вмешалась судьба. Антонов услышал, что в Астраханской консерватории преподает отличный педагог-вокалист В.Н. Белюсенко. А Владимир Николаевич сам был из Волгограда, закончил там училище искусств, затем Уфимский институт искусств и аспирантуру в ГМПИ им.Гнесиных, а в качестве преподавателя Астраханской консерватории приезжал в Волгоград с мастер-классами и выступал как камерный и оперный певец. К счастью для Андрея, все получилось, как он сам задумал. Сначала, в течение года, начинающий вокалист прошел подкурс, а потом был принят в первокурсники. Так что в классе Белюсенко он проучился полных шесть лет. Как говорит сам Андрей, «астраханский период» для него был одним из самых интересных. Между прочим, здесь он сразу женился – на студентке консерватории, которая училась по классу баяна. Но это не помешало ему закончить консерваторию с красным дипломом. А все потому, что он отличался целеустремленным характером. И если другие студенты отдыхали в каникулы, то Андрей использовал это время для поездок в Москву и Санкт-Петербург, чтобы побывать в театрах, музеях, заглянуть в классы мэтров вокального искусства, словом, чтобы духовно подзарядиться для самосовершенствования. Да, он понимал, сколько труда нужно приложить, чтобы пробиться наверх. И еще, в консерватории Антонов не только учился, но и работал, являясь солистом творческого объединения оперной студии и филармонии «Музыкальный театр», а также выступая с великолепным квартетом народных инструментов «Скиф». Так что к выпуску студент-лауреат Международного и Всероссийского конкурсов подошел вооруженным на все 100%. На госэкзамены вокалистов тогда сбежалась вся консерватория: всем хотелось послушать, как будет петь Андрей. А он словно купался в головокружительных пассажах арии дона Маньифико из «Золушки» Россини, сменявшихся воинственными интонациями Олоферна из «Юдифи» Серова и шуточными припевками русской народной «В деревне то было в Ольховке». К тому же, молодой певец блеснул и в оперном классе, естественно сыграв убитого горем Старика в «Алеко» Рахманинова. Поставила тот спектакль Лариса Львовна Химич, а музыкальным руководителем и дирижером являлся Фарид Якубович Сепкулов, и они так же, как и наставник по вокалу Владимир Николаевич Белюсенко, и концертмейстер Наталья Борисовна Иванова, с которой Андрей готовил свои студенческие программы, были причастны к успешному обучению одаренного певца-артиста.

         После выпускного триумфа Андрей Антонов поехал с семьей в свой родной город, где начал работать в объединении «Волгоград-концерт» и Волгоградской оперной антрепризе. А через два года, в 1996, стал солистом Самарского академического театра оперы и балета. Вот так и начался его путь в большое искусство. А с перечислением наград, оперных партий, концертных программ, выступлений на мировых сценах, дискографией можно ознакомиться на сайтах Андрея Антонова.

К.В. Гузенко,

 доцент кафедры теории и истории музыки АГК,

секретарь Союза композиторов России,

Председатель правления АРОО «Союз композиторов»

 


  Версия для слабовидящих