Марина Александровна Бесценная

Марина Александровна Бесценная

Ансамблевое исполнительство – одна из интереснейших областей творчества, ведь в совместном музицировании содержатся неисчерпаемые возможности для профессионального совершенствования, обогащения знаниями и умениями, которыми участники ансамбля делятся друг с другом. А главное, ансамбль – это содружество партнеров, в котором, как говорил выдающийся педагог А.Д. Готлиб, первый заведующий кафедрой камерного ансамбля ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных, «каждый – первый среди равных». Именно такого принципа ансамблирования придерживается М.А. Бесценная, заслуженная артистка России, профессор Астраханской консерватории по классу камерного ансамбля, обучая студентов и постоянно играя в различных ансамблевых составах со струнными (академическими и народными) и духовыми инструментами, а также выступая в фортепианных дуэтах.

         Свыше 20 лет (1989-1991 и 1993-2013) Марина Александровна возглавляла в консерватории кафедру камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Она воспитала в классе камерного ансамбля около 300 молодых специалистов, подготовила несколько ансамблей, ставших лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Так, в 2001 году на конкурсе-фестивале «Краснодарская камерата» дипломантом стал ее квинтет: А.Лушина, О.Матвеева, А.Немошкалов, Д.Червяков, а также иллюстратор класса камерного ансамбля С.Е. Сизова. В 2003, на Всероссийском открытом конкурсе камерных ансамблей в Сызрани, также дипломантом стал квинтет: А.Лушина, И.Гончар, А.Немошкалов, Д.Червяков, М.Выскребенцева. А первое лауреатское звание, на Международном конкурсе им М.Юдиной в Санкт-Петербурге, в 2004 году, получил квинтет – О.Чернова, И.Гончар, А.Немошкалов, Д.Червяков, М.Баталаева. Следующая победа учеников Бесценной, уже в составе квартета – Т.Лыскова, О.Ханаева, А.Дубинина, А.Добра – была одержана на конкурсе-фестивале «Краснодарская камерата» (Краснодар, 2007). Примечательно, что и на международных конкурсах выступления ансамблей, подготовленных М.А. Бесценной, были в числе лучших: дуэт студентов Е.Ромадиной (скрипка) и Н.Тайгильдиной (фортепиано) стал лауреатом III премии Международного конкурса «Киев-Ворзель» (Украина, 2008), а дуэт – Р.Бабаян (альт) и А.Месхишвили (фортепиано) – дипломантом Международного конкурса инструментального исполнительства в Великобритании (2013).

         Немаловажно, что и сама Марина Александровна – лауреат различных конкурсов. В 2001 году, в Сызрани, созданный ею квинтет «Концертино», в котором она исполняла партию фортепиано, стал лауреатом Всероссийского Открытого конкурса камерных ансамблей. В 2004, в Сочи, также на Всероссийском Открытом конкурсе-фестивале камерных ансамблей, трио М.Бесценная, И.Барабанова, С.Галинская было удостоено I премии. А в апреле 2017, в Армении, на Международном конкурсе «Возрождение» М.Бесценная и скрипачка Е.Иноченко стали лауреатами 1 степени в номинации «Камерный ансамбль».

         Нельзя не упомянуть и концертов М.А. Бесценной с известными российскими и зарубежными певцами и инструменталистами. На VII Международном фестивале им. В.Барсовой и М.Максаковой она аккомпанировала итальянской певице, солистке Римской оперы И.Гальгани, которая выступала в большом зале Астраханской консерватории с программой в двух отделениях. А на следующем, VIII фестивале, Бесценная являлась концертмейстером итальянской вокалистки Н.Поличикькио. Яркие впечатления остались и от совместных выступлений пианистки со скрипачами – Г.Бешулей (Москва), В.Шмуленсоном (Израиль), альтистом Х.Алиевым (Санкт-Петербург).

         А сколько новой музыки она сыграла в составе различных ансамблей в программах Международного фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани», неизменно получая высокую оценку за мастерство со стороны композиторов, приезжавших на этот форум со всех концов России и мира.

         Закономерно, что успешная исполнительская деятельность М.А. Бесценной, начавшаяся еще во время ее учебы в Астраханской консерватории, в классе профессора М.Б. Юдкевич (тогда, в 1970-е, она выступала как концертмейстер с педагогом класса балалайки, лауреатом Всероссийского конкурса В.А. Авериным, а затем с его воспитанником А.М. Лавриненко), и продолжающаяся несколько десятилетий, была отмечена в 2006 почетным званием заслуженной артистки России (профессорское звание она получила еще в 2004).

         Говоря о ее репертуаре, легче перечислить то, что она не исполняла. И все же Марина Александровна призналась: «Особенно люблю играть Брамса. Мне кажется, что я чувствую душу его музыки. Мне нравится сам тип брамсовского романтизма, близкий моему темпераменту: мгновенные эмоциональные вспышки и спады чувств, накапливание огромной ритмоинтонационной энергии и воздушное звукопарение. А какая богатая полифоническая фактура и стройность формы!». Марина Александровна так тепло говорила о Брамсе, что нельзя было не вспомнить, как вдохновенно она играла его Первую и Третью скрипичные сонаты – со Шмуленсоном, Третью – с Г.Бешулей, Вторую виолончельную сонату – с Н.Захарян, а потом с ее воспитанницей С.Галинской; две кларнетовые сонаты – с В.Смиховским; два трио до мажор и ля минор, а также особенно любимый Квинтет фа минор – с «Концертино».

         «Отличная пианистка, интересный и вдумчивый интерпретатор, с широким художественным кругозором, эрудицией, многообразным и многогранным репертуаром – от инструментальных миниатюр, исполняемых с присущей ей точностью, хорошим вкусом и чувством стиля, до крупных, монументальных сочинений, интерпретация которых отличается цельностью замысла, наполненностью художественным содержанием», – так о М.А. Бесценной отзываются известные деятели отечественного музыкального искусства – народный артист России, лауреат «Премии Москвы» в области литературы и искусства, кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории А.З. Бондурянский и заслуженный деятель искусств РФ, профессор РАМ им. Гнесиных И.М. Анастасьева.

         «М.А. Бесценная – по-настоящему увлеченная творчеством личность, за годы работы она стала мастером ансамблевой педагогики и исполнительства», – считает профессор РАМ им. Гнесиных, заслуженный деятель искусств России Г.А. Федоренко, у которого она училась в аспирантуре еще в начале 1980-х. В этом он мог убедиться, неоднократно приезжая в Астрахань с концертами, мастер-классами, а также встречаясь с Бесценной на различных ансамблевых форумах и конкурсах (в том числе, когда ее приглашали работать в жюри).

         Говорят, что имя влияет на жизнь человека. В данном случае – несомненно. Оказывается, родители – участники Великой Отечественной войны и Второй мировой войны Мария Михайловна и Александр Николаевич Сидоровы назвали дочь в честь летчицы, Героя Советского Союза Марины Расковой. А ведь Марина Михайловна Раскова была не только участницей героического беспосадочного перелета «Москва-Дальний Восток» и организатором женских авиационных полков. Известно, что еще до увлечения авиацией, она училась в Московской консерватории. И когда, уже во время войны, занимаясь подготовкой вылетов, в минуты передышки вдруг слышала по радио классические музыкальные произведения, то говорила боевым подругам: «Тише. Это Чайковский!».

         Безусловно, Марина Александровна Бесценная унаследовала лучшие черты рода победителей: жизненную стойкость и широту души, оптимизм и целеустремленность, трудолюбие и творческое отношение к любимому делу, отзывчивость и порядочность. И все это определило ее судьбу – сильной женщины и талантливого педагога-исполнителя.

Л.П. Власенко,

зав. кафедрой хорового дирижирования АГК,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор

 


  Версия для слабовидящих