«Он был хормейстером по призванию»
Так можно сказать о Георгии Арташесовиче Тер-Багдасарьяне, которого я знал еще с начала 1950-х, когда мы учились в Астраханском музыкальном училище, а затем в Саратовской консерватории, причем, под руководством одних и тех же педагогов: Леонида Ивановича Козлова – в Астрахани и Петра Дмитриевича Линькова – в Саратове. А поскольку Козлов сам был воспитанником Линькова, мастера хорового искусства, то оба мы как их ученики прошли великолепную Школу, основанную на традициях отечественного хорового искусства, коренившихся в дивном звучании а cappella лучших профессиональных и любительских хоров нашей страны. Несомненно, общность взглядов на хоровое пение и верность раз и навсегда избранной хормейстерской профессии сдружили нас на всю жизнь, ведь и после того, как в 2001 году Георгия Арташесовича не стало, мои дружеские чувства к нему не угасли, и я храню живую память о нем – замечательном человеке, закаленном в годы Великой Отечественной войны, а в мирное время осуществлявшем свое высокое профессиональное призвание – воспитывать творческую молодежь в духе преданности и любви к хоровому пению.
Он родился в 1924 году в Астрахани. Когда началась война, ему было 17 лет, поэтому в действующую армию он был призван в 1942 году. Рядовой Г.А. Тер-Багдасарьян воевал в составе войск Западного и 3-го Украинского фронта. В жестоких боях с немецко-фашистскими захватчиками был тяжело ранен (и последствия этого ранения сказывались всю его жизнь). Фронтовые награды – медали «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» – получены им за мужество и отвагу и безупречное исполнение воинского долга. А когда ветеранов войны начали награждать юбилейными медалями и орденами (начиная с 20-летия Великой Победы), Георгий Арташесович был удостоен памятных медалей в честь Победы и юбилейных дат Вооруженных Сил Советского Союза, а также Ордена Отечественной войны I степени.
Не меньшим числом высоких наград были отмечены трудовые достижения Г.А. Тер-Багдасарьяна. Медали «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда» и почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» ему были присвоены за сорокалетний труд в Волгограде, где он преподавал, с 1960 года, на дирижерско-хоровом отделении в училище искусств и на кафедре истории, теории музыки и методики музыкального искусства педагогического университета (в 1995 г. был избран доцентом). Как отозвалась о нем старейший педагог училища искусств В.П. Мамедова, «работа с хором для Георгия Арташесовича была смыслом жизни, самой жизнью, он был мэтром высокого класса. Много лет возглавлял учебный хор отделения, привив ему высокие профессиональные качества исполнения. Провел большое число концертов в училище, городе, внеся огромный вклад в развитие хорового искусства. И, конечно, его заслугой явилась организация музыкального факультета в педагогическом университете. Концертный хор университета стал его любимым детищем. Последний раз он выступил с ним там же, в концертном зале, 28 декабря 2000 года, исполнив «Да исправится молитва моя» Чеснокова, «Над неприступной крутизною» Гречанинова, грузинскую «Долури», русскую «Ваня-сиротинка» и другие произведения, в подготовку которых вложил душу и сердце».
А ведь до переезда в 1960-м году в Волгоград Георгий Арташесович несколько лет успешно работал в Астрахани. В 1957 году он экстерном, за четыре года вместо пяти, закончил Саратовскую консерваторию им. Л.В. Собинова (помню, как он на Государственном экзамене вдохновенно дирижировал хоровой сценой из оперы «Даиси» Палиашвили) и, по направлению Министерства культуры РСФСР, возвратился в родной город – преподавателем хоровых дисциплин в Астраханском музыкальном училище. Одновременно он организовал хор студентов педагогического института, а когда летом 1958 года на базе клуба им. 15-летия Октября Астраханского рыбоконсервно-холодильного комбината образовался самодеятельный оперный коллектив, Багдасарьян возглавил там хоровую группу. Первым спектаклем, поставленным силами певцов-любителей, была опера «Паяцы» Леонкавалло. Примечательно, что Георгий Арташесович не только подготовил самодеятельный хор к участию в спектакле, но и дирижировал этой оперой наряду с музыкальным руководителем любительского коллектива Г.С. Цейхенштейном (см.: Этингер М.А. Музыкальная культура Астрахани. – Волгоград, 1987. – С.143). Между прочим, еще в годы учебы в Астраханском музыкальном училище, являясь руководителем хора Астраханского библиотечного техникума, Багдасарьян приметил среди участников самодеятельного коллектива Тамару Милашкину и привел ее в музыкальное училище, к вокальному педагогу Софье Николаевне Бобарыка, у которой одаренная девушка проучилась два года, прежде чем ее услышала посетившая родную Астрахань народная артистка СССР Мария Петровна Максакова и увезла в Москву (оперная звезда Советского Союза, народная артистка СССР, солистка Большого театра Тамара Милашкина училась в Московской консерватории им. П.И. Чайковского, в классе народной артистки СССР, профессора Е.К. Катульской).
Казалось, что при такой профессиональной востребованности Г.А. Тер-Багдасарьян навсегда останется в родном городе, тем более что здесь у него, после перенесенного несчастья – смерти жены во время родов, сложилась крепкая семья, и его четырехлетний сынок Арсен обрел сразу и мачеху-маму – преподавателя английского языка Ольгу Николаевну, и сводную сестренку – шестилетнюю Анечку Бегиеву, потерявшую своего родного отца-юриста в автокатострофе. Как сегодня говорит Анна Жановна Курганова (Бегиева), заслуженная артистка РФ, профессор Астраханской консерватории, Георгия Арташесовича привлекла работа в Волгоградском училище искусств, где ему предложили возглавить хор дирижерско-хорового отделения (чего он был лишен в Астраханском музыкальном училище, при ревностном отношении, со стороны некоторых коллег, к его активной творческой деятельности в городе), а также дали просторную благоустроенную квартиру. Но, переехав в Волгоград, он нередко бывал в Астрахани, где оставались его родные, а вместе с ними – юная Анна Бегиева, которая предпочла закончить Астраханское музыкальное училище, занимаясь в классе замечательного педагога А.М. Мышкиной (а потом, во время учебы в Саратовской консерватории, в классе профессора С.С. Бендицкого).
Иногда мы встречались с Георгием Арташесовичем в Волгограде и Астрахани как старые друзья и радовались возможности поговорить по душам, ведь, как говорил А.В. Суворов, «искренность отношений, правда в общении – это и есть дружба».
Стремительно бежит время. Прошло 17 лет со дня кончины Г.А. Тер-Багдасарьяна. Но разве можно забыть его интеллигентность, правдивость в суждениях, порядочность и горячую увлеченность профессиональным делом, которому он посвятил всю свою жизнь!
С.Е. Комяков,
заслуженный артист РФ,
профессор Астраханской консерватории