Страницы жизни музыканта-просветителя

В фондах Астраханского историко-краеведческого музея, в личном архиве певицы М.И. Фроловой-Корженьянц хранятся альбомы с музыкально-критическими статьями из местной прессы разных лет, автором которых является Николай Никифорович Фролов.

Интересна судьба этого человека, оставившего заметный след в истории астраханской культуры. Родился он в 1895 году во Владимирской губернии, в крестьянской семье, а в десятилетнем возрасте вместе с родными переехал в Астрахань. Музыкальная одаренность у него проявилась рано, но серьезно заняться музыкой он смог только после Гражданской войны, на которую ушел добровольцем. Служил в составе 26 военного полевого строительства Южного фронта.

В 1922 году красноармеец Н.Н. Фролов, у которого обнаружился хороший певческий голос (бас), поступил в музыкальный техникум, на вокальное отделение. В годы учебы он старательно изучал историю и теорию музыки, осваивал игру на фортепиано. Страсть к музыке, трудолюбие и постоянное самообразование помогли ему стать образованным, эрудированным специалистом.

Одна из отличительных черт его творческой личности – разносторонность интересов. Он был знатоком вокала и певцом (после музыкального техникума в течение года стажировался в студии при Большом театре Союза ССР), играл на рояле, хорошо знал историю музыки и общую историю, мировую литературу, владел немецким, увлекался радиотехникой. Трудно назвать ту область музыкальной деятельности, в которой Фролов не пробовал свои силы. Еще обучаясь в музыкальном техникуме, он регулярно выступал в концертах, в 1925-26 годах пел в опере; после открытия Астраханского радиовещания выступал на радио, много лет руководил радиокомитетом, а в послевоенные годы возглавлял Астраханское музыкальное училище.

Всю жизнь его волновала проблема эстетического воспитания детей и юношества. И здесь его обширные знания и организаторский талант также нашли применение. На протяжении нескольких десятилетий он читал популярные лекции о музыке, а в 1937 году организовал пионерский ансамбль песни и пляски, в котором первоначально участвовало 150 детей от 9 до 16 лет. Это был первый в Астрахани опыт создания детского танцевально-музыкального коллектива. И когда в 1939 году открылся Дворец пионеров, то ансамбль, под руководством Н.Н. Фролова, получил там законную прописку. Для этого коллектива он писал песни и танцы. Причем, в 1930-е годы Фролов был также директором детской технической станции.

Когда началась война, Николаю Никифоровичу исполнилось 46 лет, и он как истинный патриот и коммунист (член ВКП(б) сразу же, 22 июня 1941 года, пришел в военкомат проситься на фронт. В составе 134 полка войск НКВД Н.Н. Фролов прошел путь от Сталинграда до Вены. Был награжден медалью «За боевые заслуги». В Наградном листе старшего лейтенанта Н.Н. Фролова, с которым теперь можно ознакомиться на сайте Министерства обороны РФ «Подвиг народа», в характеристике его заслуг написано: «С первых дней Отечественной войны принимает активное участие в борьбе с немецкими захватчиками. За время войны, работая начальником клуба и как политработник, своим честным и упорным трудом своевременно организует и представляет культурный досуг для бойцов и офицеров и направляет их к жестокой ненависти в борьбе с немецкими захватчиками. Участвовал в героической защите города Сталинграда, где не только организовывал культурный досуг для бойцов и офицеров, но и лично сам принимал участие в бою, где был ранен».

После войны Н.Н. Фролов вернулся в Астрахань, продолжив музыкально-просветительскую деятельность. Именно в его бытность директором Астраханского музыкального училища в 1950 году состоялся первый выпуск дирижеров-хормейстеров и баянистов (в этой должности он работал до сентября 1951 г.). Известно также, что в 1950-е годы Николай Никифорович организовал хор клуба милиции.

Освещение жизни музыканта-подвижника будет не полным, если не затронуть его многолетней просветительско-журналистской работы. Еще в довоенные годы Фролов был постоянным рецензентом по вопросам музыкального искусства. Первые его газетные заметки относятся к 1924 году, а последние опубликованы в 1970-м, незадолго до смерти. В послевоенные годы он много писал о гастролирующих в Астрахани театрах оперы и балета, оперетты и музыкальной комедии, симфонических оркестрах, солистах. Из сотен его публикаций основное число составляли рецензии на концерты местных профессиональных и любительских музыкальных коллективов и солистов. В частности, ему принадлежит первая публикация об ансамбле каспийских рыбаков «Моряна», организованном в 1945 году. Одним из первых авторов он откликнулся и на творческую деятельность Астраханской консерватории, открывшейся в 1969 году (Фролов Н. Путь в прекрасное. Первые концерты в консерватории//Волга. – 1970, 24 апреля).

Сегодня, знакомясь с музыкально-критическими статьями и заметками Н.Н. Фролова, можно сказать, что в совокупности они образуют полувековую музыкальную летопись Астрахани, читая которую, живо представляешь, какой была в разные периоды прошлого века творческая атмосфера в городе и какие проблемы музыкально-эстетического воспитания трудящихся, детей и молодежи волновали астраханцев.

Галина Овсянкина,

доктор искусствоведения,

выпускница Астраханской консерватории 1974 г.


  Версия для слабовидящих